Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре №3(209) /2013/ — Главной мечети Северного Урала - 110 лет!
18.03.2013


 

Несмотря на длительное проживание мусульман в северных регионах Урала (булгарские городища с хорошо развитой инфраструктурой известны с доордынского времени), на протяжении ряда веков каменной мечети в губернском центре — Перми не существовало. Подготовка к строительству каменной Соборной мечети в центре губернии началась в конце XIX века. Пожертвования на ее строительство направляли все мусульмане Пермской губернии, а также наиболее состоятельные купцы: братья Агафуровы, Тимкины, Зиганша Ибатуллин. Эти же мусульманские меценаты явились и основными организаторами общественной жизни мусульман региона (в который в тот период входили современные Свердловская и Курганская области), а также несли на себе основную организационную и административную нагрузку по налаживанию религиозной жизни общины.

Место для строительства мечети было выбрано на углу улиц Монастырской (сейчас Орджоникидзе), 67 и Осинской, 5, в районе компактного проживания татар. Однако, несмотря на все эти обстоятельства, препятствий на пути строительства мечети было достаточно много.

Так, 12 декабря 1897 года строительное отделение Пермского губправления отказало поверенному мусульманской общины — крупному купцу З. Ибатуллину, бывшему одним из наиболее крупных финансистов строительства, в ходатайстве по строительству Соборной мечети из-за нарушения строительных норм в связи с близостью расположения мечети от соседней межи. Получив отказ, Ибатуллин обстоятельно проанализировал «Устав строительный», на который опирались губернские чиновники, и составил прошение к министру внутренних дел И. Л. Горемыкину. В нем купец предлагал руководствоваться общеимперской практикой строительства мечетей в городах, когда расстояние между мусульманским храмом и постройками составляет столько, сколько положено для застройки в городских условиях каменных зданий. Вторичное прошение к губернским властям поступило 17 мая 1900 года и вновь было направлено на рассмотрение в техническо-строительный комитет МВД. В итоге строительство было разрешено по правилам, определявшим строительство православных храмов, т. е. на расстоянии не менее 10 сажен от соседних строений. Несомненно, что отстоять права мусульман на строительство мечети их лидерам помогла как вписанность в современное им общество, так и знание его законов.

Проект мечети был разработан архитектором А. И. Ожеговым, автором проектов Вознесенской и Успенской церквей в Перми. Такая ситуация была достаточно распространенной в то время, когда одни и те же архитекторы проектировали и церкви, и мечети. Строительство началось в 1901 году и продолжалось в течение двух лет. В 1903 году состоялось торжественное открытие Соборной мечети. По замыслу архитектора, она представляет собой 2‑этажное кирпичное здание с вытянутыми куполами стального цвета и двухъярусным минаретом. Здание бирюзового цвета с белой лепниной и украшениями построено в стиле эклектики (архитектурный стиль с элементами неевропейской традиции). Минарет с четырьмя ложными башенками с куполами у основания украшен окнами с белыми полуколоннами, квадратами и гексаграммами, а также площадкой для муэдзина. Михрабная ниша, ориентированная на юго-запад, подчеркнута отдельным куполом с золоченым полумесяцем. Вход в мечеть с северной стороны. Основной купол расположен по центру крыши и украшен поясом из белых гексаграмм с бирюзовыми ромбами посередине. Окна храма украшены круговым геометрическим орнаментом. Внутреннее убранство Соборной мечети скромно, как оно и должно быть, отсутствуют настенные украшения, михрабная ниша обозначена небольшой лесенкой минбара.

Мечетный комплекс включал в себя, помимо собственно здания самой мечети, также здание медресе и дом муэдзина. В двух соседних полукаменных особняках (ул. Осинская, 7 и 9) располагалось Пермское мусульманское благотворительное и просветительское общество, сыгравшее чрезвычайно важную роль в общественной жизни мусульман региона.

Оно было преобразовано в 1906 году из существовавшего в Перми с 1903 года Общества пособия бедным магометанам. Регион деятельности — Пермь и Пермский уезд. Председателем правления был З. Ибатуллин (один из основных финансистов строительства мечети), товарищ председателя — Л. Ахметов, казначей — С Рахматуллин. Члены правления: Х. Зайнуллин, З. С. Шамсутдинов, Г. М. Гайнуллин (до 1908 г.), председатель ревизионной комиссии — К. И. Тимкин.

Общество занималось организацией благотворительных вечеров и мероприятий. Собранные средства шли на помощь нуждающимся единоверцам и просвещение. Общество прекратило существование после 1917 года.

Согласно обычной дореволюционной практике строительства городских мечетей, Пермская мечеть была построена в районе компактного проживания татар. Это сыграло важную роль — до конца 1930‑х годов мечеть служила центром религиозной жизни мусульманского населения города. В 1920‑е годы ее имамом служил Айдаров.

Ситуация изменилась во второй половине 1930‑х годов, когда по всей стране прокатилась волна репрессий, направленных в том числе и против мусульман. В октябре 1937 года были репрессированы имам Афлитун Халитов и еще несколько городских мусульманских лидеров, после чего в 1938 году городские власти, ссылаясь на то, что «у татар мечеть находится без присмотра», закрыли мечеть как культовое учреждение. Здание было передано Пермскому областному архиву КПСС, в годы войны там размещалась часть эвакуированных экспонатов Эрмитажа. Архив находился в здании мечети до 1986 года, когда был перемещен в специально построенное для него здание. В 1986–1989 годах в этом здании располагались выставочный зал и библиотека Пермского областного краеведческого музея.

После митинга, посвященного требованиям вернуть верующим культовые сооружения, который прошел 7 мая 1989 года с участием христиан и мусульман, сессия городского Совета вынесла решение о возврате мечети. 4 апреля 1990 года здание было передано верующим. За годы работы в нем советских учреждений здание пришло в запустение. После ремонта в 1991 году Соборная мечеть возобновила свою работу. Во второй половине 1990‑х годов она стала базой для формирования в Прикамье Централизованного религиозного управления мусульман Пермского края во главе с муфтием Хамитом Галяутдиновым в структуре ДУМЕР. В середине 1990‑х годов в Соборной мечети был сделан ремонт, с 23 марта 2004 года при ней работает медресе, имеется киоск по продаже халяльной продукции. Община поддерживает официальный сайт «Ислам в Пермском крае» и издает одноименную газету. Управление включает в свой состав целый ряд мусульманских общин региона, в том числе в городах — Пермь, Березняки, Нытва, Чернушки, и в ряде сел Большесосновского, Октябрьского, Бардымского, Чернушинского районов Пермского края (на юге региона, где компактно проживают татары и башкиры).

В январе 2013 года в связи с кончиной Хамит-хазрата Галяутдинова прошел пленум мусульман региона, на котором Централизованное религиозное управление мусульман Пермского края было переименовано в Пермский мухтасибат в составе ДУМЕР. Руководителем был избран Ильхам-хазрат Бибарсов.

В статье использованы материалы А. Н. Старостина и Р. З. Бикбова из энциклопедического словаря «Ислам на Урале» (Москва — Н. Новгород: ИД «Медина», 2009).

Ахмад Макаров,
историк, социолог



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2019 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.