Ко Дню матери
Имя ангела…
Все люди проживают жизни три
В утробе матери,
На этом белом свете и в аду –
Да, именно в аду.
И только избранные –
«Светлые» из нас
Познают радость РАЯ.
Три жизни, в сопровожденье ангела,
И ангелов для каждого из нас.
И вот, за день до своего рождения,
Спросил младенец Бога:
– Зачем, зачем иду я в этот мир,
– И что мне делать там, Всевышний?
– Там ангел есть,
который все и объяснит,
Научит, сохранит от бед,
Дорогу в рай укажет.
– Аллах, а как, но как зовут его?
– Его там не зовут,
он сам находит каждого из вас.
Он учит, холит и лелеет,
Он охраняет, кормит, носит на руках, –
А имя ангела так просто – мама.
– Да, мама – всех умней,
Сильней, красивей на земле
И даже во Вселенной.
– И слушайся ее,
В ее устах вся вечность мира.
– А что такое вечность, Бог?
– А вечность – это ручеек журчащий,
Вечность – дождик моросящий,
Вечность – неба бирюза,
Вечность – мамины глаза.
А вырастешь,
Ты каждый день
Тверди одну молитву
Как заклинанье жизни всей:
–Тебя, тебя, любимая, родная,
Дорогая мама,
Я возвышаю до небес и над землей.
Все драгоценности Вселенной, Мира
И, главное, ключи от рая
Лежат у ног твоих, –
У ног всех наших, дорогих,
родных – любимых матерей.
Фарит Фарисов
Даты и события ноября
6 — 135 лет со дня рождения Ибиниамина Абусугудовича Ахтямова (1877–1941), политического деятеля, депутата Госдумы 4-го созыва от Уфимской губернии, секретаря мусульманской фракции, соиздателя газеты «Миллят».
6 — 65 лет со дня рождения Вячеслава Карибулловича Гайнуллина (1947–1980), Героя Советского Союза.
8 — 100 лет со дня рождения Файзи Адгамовича Гаскарова (1912–1984), заслуженного деятеля искусств РСФСР, классика башкирского и татарского народно-сценического танца.
16 — 110 лет со дня рождения Ахмета Фазыловича Ерикеева (1902–1967), татарского поэта.
Диалог цивилизаций
Паломничество в Мекку
С жизнью мусульман российского читателя в начале прошлого века знакомили многие работы русских писателей. В 1903 году в Санкт-Петербурге вышли путевые заметки Михаила Эрастовича Никольского (1878–?) «Благородная Бухара: (страничка из скитаний по Востоку»). В этом же году выходит его сборник стихов «Песни страсти Востока». К сожалению, о биографии автора мы мало что знаем. Известно, что он исполнял обязанности драгомана, был действительным членом Археологического института, имел степень кандидата права. В 1911 году журнал «Исторический вестник» опубликовал статью писателя «Паломничество мусульман в Мекку».
«По приезде в Мекку богомольцы, оставив вещи в указанных им далилями помещениях, спешат со своими руководителями в Каабу к черному камню. Обряд поклонения называется товаф и состоит в том, что паломники семь раз обходят вокруг Бейтуллы, имея здание с левой стороны и стараясь во время этого обхождения хоть раз поцеловать черный камень или дотронуться до него рукой.
Товаф предписан один раз, но многие паломники из-за религиозного усердия… совершают товаф каждый день по несколько раз. Впрочем, это неудивительно еще и потому, что все равно большинство дня… паломник проводит на дворе Каабы или на прилегающих к ней базарах. При обхождении кругом Бейтуллы и в особо священных местах Каабы произносятся различные молитвы, некоторые из которых очень трогательны. Проходя угол Бейтуллы, называемый Иеменским, читают: «О, Господи! Я прибегаю к Тебе. Охрани меня от неверия, от всего недостойного, от наказания в этой и в будущей жизни, от печали временной и вечной». Проходя угол Сирии: «О, Господи! Сделай мое богомолье достойным Тебя и Тебе приятным. Прости мне мои грехи, окажи мне Твою помощь в делах, благослови все мои начинания. О, Бог святой, Бог милостивый». Касаясь занавеси храма: «О, Владыка этого старинного святилища, спаси меня от огня и от проклятого дьявола. Сделай, чтобы я доволен был милостями, которые Ты мне посылаешь. Сделай меня достойным чести поклоняться Тебе, как Ты этого заслуживаешь». Перед черным камнем: «Во имя Бога, Бога великого! О, Господи! Я верю в Тебя, верю в Твою книгу, в Твое слово и в Твои обещания. Я соблюдаю все предписания и заветы пророка. О, Боже! Этот храм — Твое жилище, Твое святилище. Это место спасения. Я прибегаю к Тебе, спаси меня от огня и вечных мучений».
Таких специальных молитв в общем более десяти, и рядовые богомольцы могут повторять их лишь за имамами.
Обойдя Бейтуллу, богомолец, согласно ритуалу, должен идти пить воду из источника Зем-Зем. Зем-Зем находится в закрытом помещении саженях в пяти от Каабы. Это подземный тихо выбивающийся ключ. В отверстие его вставлена решетка во избежание несчастий с верующими, которые из самопожертвования бросались в воду.
Конечно, Зем-Зем, как почти все святыни в Мекке, имеет свою легенду. Появился он еще во времена Авраама. Изгнанная со своим сыном Измаилом Агарь блуждала на месте теперешней Мекки, изнемогая от жажды. Все было пустынно и дико. Нигде не было капли воды. «Великий Боже! — взмолилась она, — не дай погибнуть мне и моему малютке». И едва окончила она свою молитву, как у ног ее заструился чистый прозрачный ручей. «Зем, зем (поди, поди)», — закричала она Измаила, откуда ручей и получил свое настоящее название.
В настоящее время Зем-Зем представляет собою питающийся подземным ручьем колодезь. Вода его прозрачна на вид, но имеет легкий отвкус, порой слегка солоноватый; в воде никогда нет недостатка, хотя массы богомольцев толпятся здесь целый день. Стены колодца из мрамора с красиво высеченными арабскими надписями.
Воду должны давать даром, но служители, получающие свои места за хорошую плату хранителю колодца, продают воду за деньги. Хранителями колодца являются потомки Аль-Аббаса, дяди Магомета. Когда пророк мусульман вступил в Мекку по ее покорении со своими победоносными войсками, то, совершив в одежде богомольца товаф, он направился к священному источнику. Здесь Аль-Аббас подал своему племяннику первый ковш воды и получил за это звание хранителя чаши при колодце, перешедшее к его потомкам.
После посещения колодца Зем-Зем необходимо выполнить обряд, называемый шаи [сай. — Ред.]. Шаи состоит в хождении и бегании между холмами Сафа и Мерва, расположенными внутри города недалеко от Каабы. В этих местах блуждала Агарь с Измаилом в поисках воды; а так как обряд шаи выполняется в воспоминание их скитаний, то богомольцы стараются подражать Агари: они то идут медленно, точно что-то отыскивая, то побегут, то остановятся и тоскливо посмотрят назад.
Улица Аль-Месса, по которой должны пробегать паломники, начинается от ворот Каабы, называемых Баб-Эль-Сафа, имеет до 600 шагов длины и обставлена лавками, что придает ей сходство с базаром. Совершая шаи, паломник произносит следующую молитву: «Нет Бога кроме Бога! Он Един! В Нем нет никаких совмещений (Эти слова направлены против непонятной мусульманам христианской догмы об едином Боге, троичном в лицах). Весь мир принадлежит Ему. Его одного надлежит восхвалять. Это Он дает жизнь и смерть. Он Бог сущий и бессмертный. От Него зависит вся судьба и всемогущество Его на всем. Нет Бога кроме бога! Не воздавайте почитания никому, кроме Него. Будьте хранителями Его законов и Его учения и не поддавайтесь никогда нечестивым уговорам неверных».
Затем посещением часовни Омара, находящейся верстах в 6 от Мекки, и заканчивается курс обязательных религиозных обрядов по прибытии в Мекку. Совершив все это, паломник может обрить голову, которой ему запрещено было касаться с самого отъезда из дому, снять ихрам и одеться в свое обыденное платье, вновь облекаясь в священные одежды лишь при самом начале религиозных праздников хаджа. Более фанатичные остаются в ихрамах до самого конца религиозных церемоний, хотя бы так приходилось проходить два-три месяца.
Но, кроме этих религиозных обрядностей, которые обязан исполнить не только всякий паломник, но и всякий житель Мекки, если только он был в отсутствии более полугода, богомольцы совершают поклонения различным местам, священным для них по тем или иным воспоминаниям».