Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Ислам Минбаре №11 (204) /2012/ — Галимзян Бикмуллин: духовенство играет огромную роль в нравственном оздоровлении общества
01.11.2012

17 сентября в Тюмени чествовали Галимзяна-хазрата Бикмулина – муфтия, председателя Духовного управления мусульман Тюменской области – по случаю его 60-летия. 26 лет его жизни были отданы делу возрождения Ислама на Тюменской земле.

Председатель ДУМ Тюменской области Галимзян-хазрат Бикмуллин

— Возглавлять Духовное управление мусульман нашей области на протяжении 20 лет, со дня его создания, Вами же, носить высокий сан муфтия — это, наверное, почетно и очень ответственно?

— Ислам — это ведь целая наука со своими канонами, и истинному мусульманину надлежит жить по ним. А духовный вождь просто обязан протягивать обе руки человеку, который сомневается в чем-то, уметь согреть его сердце и показать ему путь истины. Вернувшись после окончания учебы в медресе из Бухары, я приступил к обязанностям мухтасиба Тюменской и Курганской областей, Тогда в Тюменской области не было ни одной действующей мечети, а лишь по одному молитвенному дому в Тюмени и Тобольске. В Тюмени, в столице края, в этот молитвенный дом ходили не более 40–50 человек, включая и прибывающих из близлежащих районов.

А сегодня, Слава Аллаху, городские мечети не вмещают прихожан по пятницам и в дни великих праздников, в Соборную мечеть города Тюмени ходят уже не десятки, а тысячи людей. Разве нельзя радоваться тому, что только в южных районах области построено около 80 сельских мечетей, возвращены, отреставрированы и открыты для прихожан две исторические мечети в селе Ембаево близ Тюмени, Тобольске и деревне Тоболтура Тобольского района, которые находятся под охраной государства как исторические архитектурные памятники. Динамично развивается сотрудничество мусульманской уммы с Правительством Тюменской области. При поддержке органов власти проведены две научно-практические конференции, посвященные 600 летию внедрению Ислама в Сибири и духовно-нравственному воспитанию молодежи. Ежегодно проводятся летние курсы повышения квалификации имамов, мусульмане совершают хадж. В этом году из Тюмени поедут на хадж 40 человек, в том числе от Духовного управления мусульман области 29 человек, для которых областным бюджетом выделено 3800 тысяч рублей. Запланировано строительство новой мечети в городе Тюмени при финансовой поддержке правительства области. Подходит к стадии завершения строительство трехэтажного здания для будущего медресе на территории Соборной мечети в Тюмени. Идет подготовка к созданию медресе или филиала Российского исламского университета на базе исторической мечети имени Нигаматуллы-хаджи. Судя по замыслу, будущая Соборная мечеть по архитектурным данным и объему займет место в первой пятерке лучших мечетей России. Альхамдулилла, при финансовой поддержке правительства области возрожден печатный орган Духовного управления — газета «Хикмет», которая из-за материальных затруднений не выходила десять лет.

— Уважаемый хазрат, каков был Ваш путь к вере, религии?

— Я рос в деревне, в многодетной семье и религия нами была впитана и привита уже с молоком матери возле нашей колыбели, ведь в пятилетнем возрасте я наизусть знал первую суру Священного Корана «Аль-Фатиха». Семья жила по-мусульманским обычаям, и поэтому я, будучи почти в тридцатилетнем возрасте, оставив светскую профессию, уехал на учебу в медресе Мир-Араб в Бухару. А было это так. Как-то приехал в Тюмень Абү Бакер — имам деревни Елюзань Пензенской области, и мне посчастливилось слушать его вагаз в одном из тюменских домов, в котором было устроено чтение Корана. Слушая его, у меня душа заговорила молитвами. Он тоже заметил меня, вдохновил и убедил, что мне надо поступить учиться в медресе. И, оставив свой обжитой дом, налаженный быт, мы с женой уехали в солнечную и жаркую Бухару, древний город, откуда в давние времена на нашу сибирскую землю приезжали шейхи и несли здесь свет Ислама. Проучился я в медресе с 1981 по 1986 год.

— Ваше ярко выраженное трудолюбие, твердость духа, мягкий уравновешенный характер, доброту и отзывчивость души отмечают все, кто Вас знает. Эти качества, видимо, необходимы духовному лидеру?

— А как без любви к человеку? Мы, мусульмане, — все братья и сестры по вере, в сердце каждого из нас должен быть иман. Все доброе в человеке, трудолюбие произрастает в семье. В нашей семье выросло десять детей, я с детства был приучен к труду, почитание старших привито с молоком матери. Какой бы деятельностью я ни занимался до учебы в медресе, а потом на духовном поприще, добросовестность, порядочность были и остаются у меня на первом плане. Ведь только совесть самого человека, вера его — иман — являются мерой благочестия и греховности. Всегда стараюсь сказать спасибо человек за его доброту, отблагодарить его. Благодарю родителей, Всевышнего Аллаха за то, что во мне есть эти качества.

— Вы пристально следите за тем, как молодежь тянется к своей вере, религии. Вы видите в ней наш завтрашний день?

— Меня радует то, что молодежь потянулась в мечети, интересуется своей религией. Пусть будут у молодежи и светские профессии, пусть они занимаются избранным ими любимым делом, а если в их сердца заложена нравственная и физическая чистота, которая существует в Исламе, — то завтра, я уверен, наше общество будет здоровым в моральном плане. Но есть обстоятельства, которые вызывают в моей душе тревогу за молодое поколение. Имеющие духовное образование молодые имамы не задерживаются надолго в сельской местности из-за неустроенности быта, отсутствия заработной платы. Ведь в наше время состоящие в основном из пенсионеров деревни не могут содержать имамов и их семьи, как в дореволюционной России. К тому же многие люди, оторванные на долгие годы от религии, воспитанные в атеистическом духе, еще не могут полностью вернуться к вере, хотя соблюдают религиозные обряды на бытовом уровне. Не могут они пока осознать до глубины души, что молодому имаму нужно и жилье, и продукты питания, содержать семью, поднимать и воспитывать своих детей, ведь он приезжает в сельскую местность, не имея ничего, ни жилья, ни скотины. Иногда бывает и так, что, если даже удается создать какие-то условия для молодого священнослужителя, имам-самоучка не желает уступать ему свое место. Остается только надеяться на то, что эта проблема когда-нибудь решится на государственном уровне с учетом того, что духовенство играет огромную роль в нравственном оздоровлении общества, что оно нужно обществу, государству как верный помощник в деле духовно-нравственного совершенствования граждан страны. Меня очень радует то, что молодые люди, получившие духовное образование в медресе нашей страны и исламских странах, — истинные мусульмане, они скромны, прилежны, терпеливы, готовы передать полученные ими знания другим. В то же время огорчает то, о чем я уже сказал. Не могу мириться с тем, что молодые люди, получившие религиозное образование за рубежом, огульно причисляются к радикальным ваххабитам. Желаю, чтобы прекратилось нагнетание обстановки вокруг Ислама путем разделения его на традиционный и нетрадиционный. Я убежден, что Ислам — один, не надо его раздроблять по чьим-то соображениям, это ведет к разобщению мусульманского сообщества. Просто необходимо точно, правильно истолковывать аяты Корана и хадисы Пророка, да будет ему мир и благословение Аллаха. Только правильное разъяснение сути нашей религии докажет, что Ислам — демократичная религия, религия мира и добра, религия, направленная на познание и развитие.

— Есть у Вас соратники среди молодых людей?

— Со мной рядом идут прекрасные молодые люди, некоторые из них имеют не только религиозное образование, но и не по одному высшему светскому образованию. Я вполне уверен, что созрела хорошая команда будущих духовных лидеров для нашего края.

— Я помню, что Вы были приглашены на учебу одним из высших исламских учебных заведений за рубежом. Почему не поехали?

— Я иногда и сам жалею, что не поехал учиться, когда в 1994 году был приглашен в Исламский университет Аль-Азхар, что в Египте. Не мог тогда бросить строительство мечети на полпути. Впрочем, я рад, что в Тюмени есть Соборная мечеть, создание которой есть дело моей жизни.

— Спасибо, уважаемый хазрат, за эту беседу, за Ваши светлые мысли.

Беседу провела Бибинур Сабирова



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.