Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Ислам Минбаре №11 (204) /2012/ — Воинствующее невежество «на службе» Отечества
01.11.2012

Хотел бы обратить внимание на две проблемы (кроме многих других), которые, на мой взгляд, серьезно отравляют жизнь мусульманской общины в России. Во-первых, это вопиющие факты запрета мусульманской литературы. Во-вторых, это участившиеся провокационные высказывания людей, именующих себя специалистами в области Ислама. Две разные, на первый взгляд, проблемы имеют общий знаменатель, каковым является преступный дилетантизм или воинственное невежество.

Реальность такова, что среди тех, кто больше всего кричит об «исламской угрозе», нет ни одного специалиста в области Ислама. Есть географы, стоматологи, люди вообще без образования — но только не исламоведы.

Увы, дилетанты проникли везде — идет ли речь об экспертизах, связанных с запретами литературы «экстремистского содержания», или поисках «скрытых ваххабистов», напоминающих средневековую охоту на ведьм.

В дремучие советские времена люди с образованием — таким, которое имеют Силантьев, Сулейманов, Амелина, — близко не были бы подпущены к сфере знаний, гордо именуемой исламоведением. Но сегодня «исламоведом» становится любой человек, который «хочет поговорить об этом». Исследуя материалы семинаров, «круглых столов», а также «экспертизы» касательно запрещаемых книг, поражаешься крайне низкому уровню знаний по теме и как следствие — ужасному качеству исследовательской работы. Наборы штампов и клише («исламисты», «ваххабисты», «радикалы»), примитивная аналитика и «глубокие» выводы — «запрещать и не пущать». И только попробуй возразить, призвав хоть к какой-то объективности — определив как «сочувствующего», тебя самого могут «замочить в сортире» (как пообещал уважаемый доцент Силантьев).

Идиотизм происходящего мог бы вызвать улыбку, если бы не трагичность ситуации, поскольку «смердяковы» от науки на деле усугубляют и без того сложную ситуацию в мусульманской общине страны. Благодаря им, власти все больше походят на слона в посудной лавке — громоздкого и неуклюжего, каждым своим движением разбивающего все новые и новые чашки и тарелки… Но горе-советчикам все сходит с рук — у них надежная «крыша», они прячутся за научными званиями и служебными должностями и неутомимо строчат свои доносы, облеченные в научную форму.

Увы, мы все живем в эпоху, когда покупка диплома о высшем образовании и легкое получение ученой степени не является проблемой. В ту самую эпоху, когда «пироги печет сапожник», а прикладным «исламоведением» занимаются краеведы или психологи… И дело здесь не в том, что не хватает квалифицированных кадров или что вообще люди с образованием в дефиците. Создается впечатление, что тем, кто принимает решения на более высоком уровне, просто не нужны верные советы и хорошие советники… Есть заказ на создание напряжения и паники: «Не было ваххабитов? Будут!»

Некоторое время назад мне довелось пообщаться с одним очень известным российским востоковедом, рассказавшим поучительную историю, связанную с пресловутыми запретами исламской литературы. Очередной иррациональный запрет на основании очередной полуграмотной экспертизы возмутил его как специалиста, и он обратился с предложением предоставить свое экспертное суждение. Но ему заявили, что в этом нет необходимости, так как его специалистом не считают. Повторюсь, что речь идет о специалисте, признанном во всем мире. Но его «правильная» экспертиза никому не нужна. Нужна противоположно другая. Заказ другой. Поэтому нужны «отморозки» для его выполнения.

Коллеги наших героев на западе — известные западные исламофобы от науки, такие как Даниэль Пайпс и Бернард Льюис, могут похвастаться десятками научных работ, знаниями материала и языков. Да, они враждебно относятся к Исламу и мусульманам, но у них есть соответствующее образование, и они умело жонглируют фактами. (В конце концов, они могут объяснить разницу между шиитами и суннитами, в отличие от наших!) Кто-нибудь из наших «героев» что-нибудь серьезное написал об Исламе в своей жизни? Нет, ничего нет, кроме силантьевского «Ислама в России» — этого сборника слухов и дайджеста желтой прессы, изданного уже раз пять под видом разных работ, но Силантьев после этого преподносится едва ли не как отечественный Бернард Льюис и везде гордо именуется «исламоведом».

Неужели настолько низко пал общий уровень интеллектуальной деятельности в нашей стране, что не нашлось более грамотных специалистов для работы с мусульманской проблематикой в том же РИСИ?! Ведь речь идет не о дискуссионном клубе при ветеринарной академии — речь о стратегических исследованиях, материалы которых вроде бы ложатся на стол президенту. Остается только ужаснуться тому, какого качества продукт ложится на этот стол…

Почему же Раис Сулейманов, блестящий израилевед, много лет своей работы посвятивший Израилю, знающий и любящий эту страну, вдруг становится исламоведом и специалистом в вопросах российского Ислама? Можно ли себе представить специалиста по современному Исламу, который не отличает «Братьев‑мусульман» от «Хизб ат-тахрир», путает гюленовцев с нурсистами, не видит разницы между ваххабитами и салафитами?

Почему такие ангажированные персонажи, как Яна Амелина, вдруг начинают «разбираться» в мусульманском вопросе и принимать столь активное участие в экспертных оценках? Яна, грубо нарушив профессиональную этику, в своих блогах и на страничках в соцсетях открыто выражала свою неприязнь к Исламу и мусульманам. Это нормально? Кстати, напиши Яна в своем блоге нечто подобное об иудаизме и евреях, резонанс был бы совсем другой, и Антидиффамационная лига быстро поставила бы большой крест на всей ее журналистской карьере. Но благо — здесь всего лишь «недалекие» и бедные мусульмане. Впрочем, от греха подальше Амелину перевели из Казани обратно в Москву, как проколовшегося шпиона — компрометирующие фразочки удалены, и во всем снова виноваты «злые фундаменталисты», священную борьбу с которыми можно вести из уютного московского офиса.

У меня нет никаких претензий к людям, занимающимся своим делом по своей специальности. Нет претензий к людям, которые понимают, о чем говорят — каких бы позиций они не придерживались. Я прекрасно понимаю, что в современной России есть проблемы с трудоустройством, тем более в гуманитарной сфере. Ну, если предложили должность «штатного исламофоба» в хорошей конторе, то почему бы не продаться? Но в ряде направлений, имеющих стратегический характер, — а мусульманский вопрос в современной России именно таким и является, — мы должны видеть и слышать реальных специалистов, к мудрому мнению которых будут прислушиваться российские власти. Первым делом следует оградить отечественное исламоведение от позорной «лысенковщины» и «фоменковщины», вытеснив ее на маргинальную обочину желтой прессы, где ей и место. Нормальный человек не хочет сталкиваться с дилетантами ни в поликлинике, ни в самолете, ни в любой другом месте. Почему же тогда мы должны терпеть невежд в исламоведении? Особенно, учитывая тот факт, что это агрессивное и крайне опасное невежество, достойное средневековых инквизиторов: они сами (со своим-то образованием!) хотят решать, кто на самом деле «экстремист», и попутно призывают к их ликвидации, или в лучшем случае — к поражению в правах.

Безусловно, деятельность исламофобской группировки имеет политический характер и отражает тот уровень понимания «мусульманского вопроса», который есть у некоторых представителей российских властных элит. Не знают они, что делать с растущей активностью мусульман в России, не знают и ужасно боятся. Поэтому окружают себя теми «экспертами», которые эти страхи подогревают (а заодно получают жирные пайки на «исследования» и хорошую «крышу»). Списать все возможные последствия от экспертиз таких шарлатанов и алхимиков всегда будет можно на «всесильную закулису» и «врагов народа». Но если эти последствия будут катастрофическими для страны, кто ответит за преступное невежество?

Гумер Исаев

к. и. н., доцент Санкт-Петербургского государственного университета



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.