Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре №11 (204) /2012/ — Выстроить правильную линию государственно-конфессионального взаимодействия
01.11.2012

Выступление первого заместителя председателя ДУМЕР, члена Общественной палаты РФ Дамира-хазрата Мухетдинова на встрече полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича с мусульманским духовенством ПФО 19 сентября 2012 г. в Уфе:

«Рост религиозного экстремизма во многом обусловлен трансформационными процессами внутри российского общества. Даже самая образованная часть мусульманского духовенства очень слаба относительно тех глобальных задач, которые стоят перед ней. Проблемы, с которыми сталкиваются российские мусульмане– это результат долговременного искоренения религии из жизни людей, попытки заменить ее искусственно созданной идеологией. И неправильно было бы всю полноту ответственности за возрождение того, что уничтожалось семь десятков лет, возлагать только на мусульманское духовенство и собственный ресурс уммы.

Решение имеющихся проблем с радикализацией молодежи лежит в эффективном и плодотворном сотрудничестве государства с официальным мусульманским духовенством. Нам всем необходимо понять, что несогласие внутри мусульманского сообщества, между различными религиозными деятелями – это не повод для использования политических приемов в религиозной сфере, а органам власти надо более взвешенно подходить к оценкам, которые мы часто слышим от псевдоспециалистов.

На наших глазах происходит смена поколений мусульманской духовной элиты. Многие муфтии и имамы вплотную приблизились к почетному предпенсионному и пенсионному возрасту. Выпускники исламских российских и зарубежных вузов, особенно в крупных, столичных городах, предпочитают работу маляра, водителя, бизнесмена, и не идут на работу в Духовные управления мусульман. Это приводит к падению в глазах верующих, особенно молодежи, авторитета духовенства. В ответ происходит рост влияния зарубежных проповедников.

В настоящее время руководители мусульманских общин большую часть рабочего времени вынуждены заниматься решением проблем поиска хлеба насущного вместо того, чтобы заниматься воспитанием, образованием, профилактикой экстремизма. А вот экстремисты не обременены ни штатом, ни содержанием мечетей, ни проблемами приходов – им достаточно иметь под рукой Интернет и ноутбук, чтобы активно вести свою пропаганду.

Наконец, мы столкнулись с беспрецедентной ситуацией смены в течение 10–15 лет этнической и демографической картины в наших крупнейших городах в результате внутренней и внешней миграции, которая приносит с собой новые вызовы. У большинства имамов, особенно пожилых, просто нет ответов на эти вызовы и угрозы.

На фоне резкой девальвации статуса муфтия и официального мусульманского духовенства в целом это предсказуемо приводит к созданию параллельного мусульманского социума, члены которого вообще никак не связаны с деятельностью муфтиятов и порой откровенно враждебны им.

Верующая молодежь видит неадекватность восприятия мира некоторыми имамами и отдельными муфтиями. Нельзя не сказать и о сращивании официальных и вполне респектабельных муфтиятов с откровенно исламофобским лобби. На фоне такой неадекватности радикалам даже не надо придумывать для себя никакого идеологического оправдания, молодежь и без того будет следовать за ними.

Позиция Совета муфтиев России была озвучена муфтием Равилем Гайнутдином во время встречи с Владимиром Владимировичем Путиным в феврале 2012 г. с представителями традиционных конфессий, и в мае 2012 г., во время встречи с новым руководителем администрации президента Вячеславом Володиным. Муфтий говорил о необходимости для начала вернуть статус-кво, существовавший на 2008 год, когда в стране действовало три федеральных муфтията. Система была не идеальной, но сбалансированной и устойчивой, однако впоследствии, в течение нескольких лет она, напротив, раскачивалась в сторону хаоса.

В числе первоочередных обязательных мер значится также кооперация духовной элиты мусульман России и стран СНГ, в первую очередь Средней Азии и Казахстана, с последующим отстаиванием интересов российских мусульман непосредственно в муфтиятах братских мусульманских стран СНГ. Здесь и совместные программы по адаптации мигрантов, и борьба с радикализмом в мигрантской среде и в общинах верующих в самих странах СНГ и т.д.

Далее, нужна активная поддержка в вопросе функционирования федеральных мусульманских СМИ и разработке концептуальных академических и методологических проектов. Мы вынуждены констатировать, что, за исключением Совета муфтиев России и Татарстана, муфтиятами ПФО фактически не ведется научно-издательская работа. О необходимости серьезных федеральных сайтов, газет и журналов говорится уже не первый год, в том числе лично мною. Мне могут сказать — есть же Фонд развития исламской культуры, науки и образования, который финансирует эту деятельность. Увы, на выделяемый Фондом один ежегодный грант в 180 тысяч рублей вряд ли можно создать серьезные проекты в области СМИ. За последние несколько лет, в связи с инфляцией, в нашей стране были неоднократно проиндексированы зарплаты, пенсии, стипендии, а суммы грантов, выделяемые Фондом, так и остались на прежнем уровне. Ну и наконец, появился ряд новых централизованных мусульманских организаций – таких, например, как РАИС со ста приходами, получающий помощь Фонда в равной мере с ключевыми и крупнейшими религиозными структурами мусульман – СМР или ЦДУМ с более чем тысячью приходами каждый.

Крайне несправедливо работает и система, разработанная для финансирования исламского образования в России. Существует План мероприятий, одобренный распоряжением Правительства РФ, согласно которому выделяются огромные суммы денег через Министерство науки и образования РФ. По этой линии выделяется 300 миллионов рублей. Однако вся эта федеральная помощь распределятся через светские вузы, которые оставляют за собой от 50 до 70% финансирования и расходуют их не всегда рациональным образом. В течение пяти лет делаются одни и те же учебно-методические комплексы и программы, в том числе на такие «важные» продукты, как учебные программы по кинематографии и демографии, где даже ни разу не упоминаются слова «ислам» и «мусульмане». Десятки миллионов рублей ежегодно уходят на создание виртуальных операционных систем, недоступных для контроля со стороны мусульманской уммы.

Из-за слабой координации между светскими университетами и Духовными управлениям мусульман из 250 студентов, которые обучились по Президентской программе подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры Ислама, только 25 человек трудятся в Духовных управлениях, из них 20 – в системе СМР. В итоге критики и оппоненты российских мусульман заявляют о миллиардах рублей, выделенных в адрес исламского образования, в то время как в действительности на развитие собственно исламского образования и исламских вузов остаются незначительные суммы. Считаем необходимым рассмотреть иную схему финансирования поддержки государством исламских вузов.

Действенным способом самообеспечения уммы могла бы стать система вакуфного имущества. Однако такого имущества, которое могло бы помочь в решении проблемы постоянного дохода для жизнеобеспечения деятельности, у мусульманских общин практически не существует. В царской России вакуфное имущество разрешалось иметь только на окраинах государства. Немногочисленные вакфы носили полуофициальный характер. Поэтому, за исключением Татарстана и Оренбургской области, возвращать мусульманам из вакфов практически нечего. А ведь отсутствие стабильного заработка постоянно является соблазном или поводом обращения к международным исламским организациям и государствам.

Муфтий шейх Равиль Гайнутдин обращал внимание экс-президента Медведева и нынешнего президента Путина на необходимость строительства Центров мусульманской культуры, которые одновременно совмещали бы в себе функции и религиозных центров, и национальных комплексов, и имели бы финансовую и экономическую подоплеку. Мы считаем, что развитие данного проекта в российских регионах могло бы снизить накал напряженности между коренным населением, преимущественно русским, и растущими мусульманскими общинами. Именно в таком ключе этот проект получил одобрение со стороны президента Медведева на одной из встреч с мусульманским духовенством. Надеюсь, что лица, принимающие решения, в лице уважаемого полпреда президента в ПФО Михаила Викторовича Бабича услышат наши доводы и помогут мусульманам округа реализовать данный проект и подобные ему в других регионах округа. Благодарю за внимание».

19 сентября 2012 года, Уфа



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.