Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Ислам Минбаре №10 (203) /Октябрь 2012/ — Мукаддас Бибарсов: Кризиса Ислама быть не может, есть кризис человека
28.09.2012

Недавно исполнилось 25 лет с момента, когда Мукаддас­хазрат Бибарсов стал имамом в Саратове. Какие изменения в жизни Ислама и самого муфтия произошли за этот период, интересовались саратовские журналисты.

Бибарсов Мукаддас Аббасович,
сопредседатель Совета муфтиев России, председатель Духовного управления мусульман Саратовской области.

Родился 16 июня 1960 г. в селе Средняя Елюзань Пензенской области в семье потомственных имамов. После службы в армии поступил в Бухарское исламское медресе «Мир-Араб» (1981), по окончании которого в 1987 г. был направлен имам-хатыбом в Саратовскую мечеть. С января 1991 г. – глава Саратовского мухтасибата ДУМЕР, с 1992 г. - муфтий Саратовской области. В том же году выступил одним из учредителей Высшего координационного центра духовных управлений мусульман России (ВКЦДУМР). В апреле 1992 г. содействовал проведению в Саратове региональной конференции Исламской партии возрождения СССР.

30 октября 1994 г. решением делегатов мусульманской общественности восьми субъектов Поволжского региона РФ Мукаддас Бибарсов избран главой вновь образованного Духовного управления мусульман Поволжья. С июля 1996 г. – сопредседатель Совета муфтиев России.

Награжден орденом Дружбы, почетным знаком губернатора Саратовской области. В августе 2012 года в честь 25-летия духовного служения в саратове награжден орденом Совета муфтиев России «Аль-Фахр».

— Мукаддас Аббасович, расскажите о Вашей должности. Как она Вам досталась?

— В августе 1987 г. я приехал в Саратов имам-хатыбом. Ситуация в стране тогда была напряженная, поэтому ни о каком избрании и речи не могло идти. Нужен был человек на это место, я и вызвался по собственной инициативе. Тогда у меня еще был вариант служить в Ульяновской области, но я выбрал Саратовскую. Наверное, потому что она ближе к Пензенской области — моей Родине.

— Какие изменения за четверть века произошли вокруг Вас, и что назвали бы своим главным достижением?

— 25 лет — срок, с одной стороны, небольшой, а с другой — это целая жизнь. Многое изменилось. Вообще, годы перестройки — это мое любимое время. Может быть, я просто ощущаю некую ностальгию. Несмотря на критику конца 1980‑х гг., я считаю, что переломный период для многих верующих явился большим прорывом. Ограничения, связанные с жестоким режимом Советской власти, разрушились в один момент. Страна стала свободной, появилась демократия, люди получили возможность высказывать собственное мнение, открыто молиться, не боясь последствий.

Став имамом, я занимался просветительской деятельностью — проводил молитвы, вел лекции, проводил курсы по основам Ислама. Только за один 1988 год посетил более 550 домов мусульман по Саратову. В то же время начал формироваться наш костяк.

Одним из главных достижений того времени считаю возврат старой мечети на ул. Зарубина, которая в 1980‑х гг., как известно, была превращена в медвытрезвитель. Мы тогда попросились на прием к первому секретарю горкома Владимиру Головачеву, он пообещал рассмотреть вопрос. И надо отдать должное, второй раз я к нему уже пришел, чтобы поблагодарить. Здание нам вернули, и на этом месте сейчас располагается Исламский комплекс.

— В одной из публикаций СМИ руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов обвинил Вас в том, что Вы насаждаете радикальный Ислам. Насколько, по Вашему мнению, такое заявление соответствует истине?

— Да, я видел ту публикацию, и она, конечно, совершенно не соответствует действительности. Ислам — это изначально религия срединности и отрицания радикализма. Я как муфтий уделяю большое внимание тому, чтобы наше общество развивалось гармонично, и в этой работе опираюсь на священный Коран, Сунну Пророка Мухаммада (мир ему) и то наследие, которое нам оставили известные богословы, в том числе и татарские. По сделанным заявлениям можно понять, что знания Р. Сулейманова об Исламе ничтожны, взять хотя бы призыв о разделении мечетей по национальному признаку. Таких заявлений в последнее время становится все больше, они несут в себе серьезную опасность тем, что разделяют общество, выводят «неугодных» за правовые рамки, тогда как мы, религиозные деятели, должны до последнего работать со всеми категориями, просвещая и наставляя на правильный путь. Пресечением преступлений и наказанием за правонарушения должны заниматься уже правоохранительные органы на основании закона.

— Кому мог быть нужен теракт в Казани, и каковы его истинные причины?

— Говорят: ищи, кому выгодно. С этой точки зрения среди преследуемых сейчас лиц я не могу определить ни одного, у кого мог бы быть мотив для совершения этого злодеяния. Даже те группы, которые реально были в оппозиции к муфтияту, находились в правовом поле, были зарегистрированы и имели взаимопонимание с правоохранительными органами. Уверен, что они встретили новость о гибели и ранении работников муфтията в шоке, как и все мы. Вероятно, в этом событии замешаны интересы более серьезного, нерегионального уровня. Если проследить выступления того же «эксперта», то сразу же после теракта начались обвинения в адрес президента Татарстана в попустительстве ваххабитам, тогда как вопросами религиозного просвещения и профилактики религиозного радикализма могут занимать только имамы и уж никак не президент и властные органы республики. Идет очевидная попытка дискредитировать нынешние элиты в Татарстане, т. е. раскачивается именно политическая обстановка.

— Ни для кого не секрет, что на Востоке ситуация в целом неспокойная. Многие связывают это обстоятельство с кризисом Ислама. Разделяете ли Вы такую позицию?

— Думаю, кризиса Ислама вообще быть не может, но есть кризис человека. Безусловно, существуют проблемы богословского плана. Многие мусульмане плохо понимают свою религию, уделяют ей лишь «ритуальное» внимание. Но в общих чертах это вполне естественный процесс, так идет живой поиск истины. Главное, чтобы не было равнодушия к тому, что происходит вокруг.

— Как, на Ваш взгляд, можно противостоять радикализму?

— Просвещением, энтузиазмом и добротой. Мы должны понимать, что речь идет о наших детях. Мы должны вселять в окружающих уверенность, умение учиться прощать и воспринимать друг друга. В этом задача религиозных деятелей.

— В какой формальной и внутренней связи находятся ведущие мировые конфессии?

— В области богословских вопросов между конфессиями нет связи. Если мы будем дискутировать о вечных религиозных темах публично, то ничего хорошего из этого, точно, не получится. Ведь каждый представитель определенной конфессии скажет, что именно его вероисповедание самое правильное. В Коране четко сказано: существуют монотеистические религии, которые относительно Ислама считаются близкими.

Но есть и другая сторона вопроса. Все мы — граждане одной страны, живем рядом, общаемся друг с другом сотни лет. За это время между нами выработались особые отношения. Нас объединяют вопросы общества, нравственности, воспитания. Мы едины в социальном служении и борьбе с пороками общества. В таких вещах нет разделений. Так что, несмотря на различные религиозные взгляды, только вместе мы сможем что-то изменить к лучшему.

— На днях Вы праздновали 25‑летие службы. Как прошло торжество?

— Да, была встреча. Собралось более 150 человек. Очень ценным подарком стало поздравление от митрополита Лонгина, которое мне вручил отец Димитрий Полохов. А в целом я не сторонник подобных праздничных мероприятий. Не особенно люблю радоваться тому, что на год стал ближе к концу земной жизни.

— Что эти годы принесли лично Вам?

— Наверное, бесценный опыт. Но я бы лучше рассказал о том, что этим годам не удалось во мне изменить — моих базовых качеств, к которым я не подпускаю никого, даже родных и самых близких. С самого начала Аллах мне даровал умение легко относиться к жизни. Ценить нужно то, что есть сегодня, ведь завтра может не наступить. Это моя позиция. Человеку свойственно тянуть себе различные материальные ценности. У меня, к счастью, такого недостатка нет. Все, что у меня есть, я готов потерять в любой момент. Когда искренне веришь и не привязываешься к земным богатствам, порою случаются чудеса.

Беседовал Денис СПРИНЧАНЭ
Газета «Время»



МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Тебе, восток, я шлю привет... Исламский Восток в зеркале русской поэзии
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • A modern perspective on jihad
  • Коранический гуманизм как основа системы просвещения российского мусульманства в XXI веке. Третьи Фахретдиновские чтения
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.