Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре №7 (200) /Июль 2012/ — Судебные ненастья
22.07.2012

Лето выдалось в меру дождливым и в меру жарким … Ненастье с ураганами и грозами сменяется иссушающим солнцем . Впрочем , так было и при наших дедах и прадедах – это не помешало им жить так , как они считали нужным .

В остальном все как обычно — хотели как лучше, получилось как всегда. Судья Ленинского района славного города Оренбурга еще в марте принял некое решение о запрете мусульманских книг, о котором тут же забыл, да и само судебное решение как-то позабылось. Не дошло оно ни до публики, ни даже до Министерства юстиции РФ. Во всяком случае, обновления списка запрещенных экстремистских изданий на официальном сайте Минюста не произошло вплоть до июня. А в июне разразился скандал — кто-то где-то предъявил кому-то копию судебного решения. Тут-то и проявилось возмущение мусульманских масс, которые позабыли поставить в известность о принятом решении. Спрашивается — а чего ради тогда запрещали, если даже никого не уведомили об этом запрете?

В новый огромный список запрещенной литературы попали книги разных категорий. Во ‑ первых, это несколько трудов Саида Нурси, отношение к которым в самой мусульманской общине России двояко. Это околосуфийские, по сути философско-психологические, небольшие трактаты, с одной стороны, очень трудные для восп риятия, а с другой — порой отдающие примитивизмом. В любом случае, ничего экстремистского найти в них не представляется возможным. Во ‑ вторых, это книги Фетхуллы Гюлена и Османа Нури Топбаша — известных просветителей из Турции. Сюда же, что называется, до к учи, отнесли еще целый ряд книг, переведенных с турецкого языка, от трудов издательства «Новый свет» до книги о личности классика мирового масштаба Джамалетдина Руми. Видимо, оренбургскому судье показалось, что Турция — это такое средоточие мракобесия, что запрещать переведенные с турецкого языка книги надо скопом, не глядя под обложку и не особо интересуясь, что там написано внутри. Уверен, что принятие судебного решения прошло именно таким образом.

Коль скоро пошла такая гулянка, подумалось кому-то в Ленинском суде прекрасного Оренбурга, почему бы не запретить и еще пару десятков книг, фигурировавших в одном из уголовных дел осенью прошлого года? Наверное, в этот момент исполнители решения заключили пари: а слабо подписать запрет не глядя? Запросто, решил судья, и таки подписал! В итоге запрещенными оказались такие книги, как «Сорок хадисов» имама ан ‑ Навави и «Жизнеописание Пророка Мухаммада» Ибн Хишама — одни из основных источников по мусульманскому богословию; работа крупного российского мусульманского де ятеля, имама московской Мемориальной мечети на Поклонной горе Шамиля Аляутдинова «Путь к вере и совершенству» и книга Эльмира Кулиева «На пути к Корану»; два издания молитвенного сборника «Крепость мусульманина» и труд имама аль-Газали «Весы деяний» и т. д . Прокуратура выиграла дело, но проиграла пари. Адвоката не было на месте, заинтересованных лиц вызвать в суд забыли, экспертиза отсутствовала…

Кстати, привлеченный для осеннего дела эксперт диакон Юрий Максимов открестился от своего участия в мартовском деле. Это было бы действительно верхом цинизма — действующий священник Русской православной церкви, известный своим весьма негативным отношением к Исламу, считает мусульманские богословские книги экстремистскими! Однако он достаточно подробно изложил в прессе, что был привлечен в качестве эксперта лишь для ответа на вопрос, относится ли изъятая библиотека к определенному идеологическому течению, и то, предыдущее дело, было закрыто в 2011 году.

Как бы то ни было, совершенно очевидно одно. Для запрета той или иной книги, брошюры, сайта в нашей действительности не требуется на самом деле ничего — ни экспертизы, ни адвокатуры. Осмелюсь предположить, что и сами книги для этого не требуются, хватит простого заголовка в вордовском файле. Следовательно, эпопея с запретами мусульманских книг, которую шейх Равиль Гайнутдин назвал «фестивалем районных судов по запрету», может продолжаться и дальше.

Публицисты и мыслители задаются вопросом: почему же у относительно немногочисленной и во многом маргинальной религиозной общины кришнаитов хватило сил и поддержки (в лице посольства Индии в Москве) защитить от аналогичного произвола районного суда свои издания, а у многомиллионной мусульманской уммы этого не получается? Наверное, основной ответ хорошо известен и очевиден: умма раздроблена, у нее отсутствует единство — и организационное, и идеологическое. Даже в критических условиях наступления на позиции Ислама отнюдь не все мусульманские религиозные лидеры готовы найти общий язык и прийти к компромиссу. Следовательно, испытания, адресованные мусульманам, предсказуемы: Всевышний Аллах через трудности и давление со стороны оппонентов помогает сторонникам Ислама осознать свою разобщенность и в итоге, даст Аллах, прийти к объединению. Наше издание говорит о необходимости этого шага непрерывно. Отрадно осознавать, что жесткое и принципиальное заявление Совета муфтиев России по поводу последнего запрета было поддержано самыми разными кругами уммы, от муфтията Дагестана до рядовых верующих на Дальнем Востоке.

Действительно, вопрос запрета книг — пожалуй, самый болезненный во взаимоотношениях мусульман и Российского государства в новейшей истории страны. Требуется особая деликатность при работе с верующими любой конфессии, о чем и повествует русская поговорка про «свой устав в чужом монастыре». Сегодня же судебная власть своими резкими движениями больше похожа на слона в посудной лавке. Кого же она пытается задавить, учитывая тот факт, что ее запреты не достигают никаких целей, да и обойти их довольно легко? Ведь достаточно переиздать ту же самую запрещенную книгу под новой обложкой или даже просто наклеить стикер с новыми выходными данными на старый титульный лист — и ваше издание уже вне запрета. Главное, чтобы клей на этикетке был крепким!

Порой складывается впечатление, что мусульман устраивает существующее положение дел: ведь мы живем в правовом государстве, где существует множество прописанных в законе способов обратить внимание вышестоящих инстанций на проблему. Если бы миллионы мусульман написали письма протеста генеральному прокурору, как о том и просил их имам-хатыб Мемориальной мечети на Поклонной горе Шамиль Аляутдинов, если бы уведомили местные власти о проведении пикетов и митингов протеста в крупных городах (не позволив при этом ни одной политической оппозиционной группе спекулировать на этой теме), — власти обратили бы на этот вопрос самое пристальное внимание. Пока же реальную работу делают только муфтий шейх Равиль Гайнутдин и его соратники — и в СМИ, и на уровне Администрации президента, и в общинах на местах, успокаивая одн их и убеждая других предпринять весомые шаги к урегулированию вопроса в целом.

Последние запреты мусульманских книг отличаются от прежних тем, что судья-ленинец из Оренбурга росчерком пера поставил вне закона, прежде всего, популярную литературу, которую читают самые широкие массы. Запрещенные молитвенники, сборники хадисов, биография пророка Мухаммада (мир ему) пользуются повседневным спросом у всех групп верующих и просто неравнодушных к исламскому классическому наследию. Именно поэтому сегодня возмущена очень широкая социальная база, которая в принципе никогда не мыслила в категориях противопоставления мусульман и государства. Что им ответить?

Конечно, те, кому надо, разберутся. Безусловно, будут поданы встречные иски. Мусульман, как бы скромно они себя ни вели, слишком много, чтобы такой острый вопрос провис без внимания к нему. Но люди все равно начинают сомневаться в принципе адекватности государственной машины и ставят вопрос о том, насколько вообще система управляема.

Впрочем, у нас всегда были капризные погоды: гром и молния сменялись засухой и жарой, в мае порой стоят заморозки, а под Новый год не так давно можно было собирать грибы. Так жили и наши предки, проживем и мы. Просто в довесок к зонту и вееру теперь надо иметь в подсобках наклейки… Множество наклеек с самыми разными названиями книг и издательств, чтобы переждать очередное ненастье, которые так часто случаются в нашей замечательной стране.

Дамир Хайретдинов

Поздравление с наступлением  Священного Рамадана

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Слава Аллаху, Господу миров, Творцу и Создателю всего сущего. Мир и милость Всевышнего да пребудут с нашим Пророком и Посланником Мухаммадом, его семьей и сподвижниками. Да благословит Аллах умму Мухаммада вплоть до Судного дня!

Дорогие мусульмане, позвольте от всего сердца поздравить вас с наступлением священного месяца Рамадан – месяца поста и благочестия, месяца великих свершений прошлого и будущего. Ожидание Рамадана не покидает нас в течение всего года с того момента, как мы провожаем уходящий месяц поста, и связано это лишь с его великим статусом, с его святостью и благословенностью.

В эти дни у любого верующего есть шанс стать более благородным и щедрым, освободиться от накопленных грехов и в итоге еще более приблизиться к Всевышнему Аллаху. Не упускайте эту возможность, выпадающую раз в год, по мере сил соблюдайте пост и творите дополнительные ночные молитвы, ищите Ночь предопределения и ищите довольства Аллаха. В этих поисках вы в конечном счете обретете самого себя.

Пусть Аллах через ваши благие деяния в месяц Рамадан защитит вас и ваших родных от скверны этого мира, очистит от грехов и будет доволен вами, чтобы в мире следующем душам верующих ничто не мешало обрести вознаграждение в Райских садах! Рамадан карим!

Председатель Совета муфтиев России,
председатель Духовного управления мусульман Европейской части России
муфтий шейх Равиль Гайнутдин

 

Заявление Совета муфтиев России

Совет муфтиев России выражает высокую степень обеспокоенности и протестует против очередного неправомерного решения, принятого судьей Ленинского районного суда г. Оренбурга А. В. Нуждиным в отношении мусульманских книг. Все мусульманское сообщество России крайне обеспокоено сложившейся ситуацией. Обсуждение этой темы ведется на разных уровнях уже далеко не первый год. Но, к сожалению, положение дел не улучшилось со времени наших прежних протестов и заявлений.

Совет муфтиев России, мусульманские организации России ценят деятельность органов прокуратуры, направленную на принятие мер по борьбе с экстремизмом, в частности по исключению из оборота литературы, содержащей призывы к экстремистской деятельности. Однако продолжаются факты включения в перечень экстремистских материалов и мусульманской религиозной литературы; достаточно часто причиной являются не всегда объективные, обоснованные, всесторонние и полные по объему экспертные заключения.

Новым поводом для беспокойства стал тот факт, что 26.03.2012 года судья Ленинского районного суда г. Оренбурга А. В. Нуждин удовлетворил ходатайство прокурора по 65 ти (!) наименованиям литературы богословского и исторического содержания буквально всех исламских издательств России. Копия решения, уже вступившего в силу в апреле 2012 года, была предъявлена торговцам книгами на проходившей недавно в Казани выст авке-ярмарке мусульманских издательств.

Нас не в полной мере устраивает работа экспертного совета при Минюсте России, но и таких заключений по данным книгам не было.

Прокурор и судья Ленинского района г. Оренбурга, не пригласив на слушания в качестве ответчика ни одного автора, переводчика либо издателя, кулуарно приняли решение, которое ставит под угрозу лояльность мусульман нашему государству!

Совет муфтиев России заявляет: запрещение религиозной литературы воспринимается нами как попытка возрождения тотального идеологического контроля. Совет муфтиев России решительно заявляет, что подобная практика недопустима в демократическом обществе, в условиях всеобщего стремления к соблюдению свободы слова и вероисповедания, и является тревожным знаком для граждан России.

Мусульмане России убеждены, что определение перечня экстремисткой религиозной литературы является внутренним делом каждой конфессии и именно на этом уровне должны приниматься соответствующие решения. Для вынесения решений по внесению религиозной литературы в список материалов экстремистского содержания необходимо наличие экспертизы от самих религиозных организаций России, для чего созданы и действуют экспертные Советы, в том числе и по религиозной литературе.

Мы выражаем твердую убежденность: необходимо законодательно пресекать деятельность только тех организаций, которые нарушают действующее законодательство, а не делать религиозную литературу виновником возлагать на религиозную литературу вину за существующие социально-политические проблемы.



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.