Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре №6 (199) /Июнь 2012/ — Московская богословская декларация по вопросам джихада, такфира и халифата
27.06.2012


 

Газета « Ислам минбаре » предлагает своим читателям выдержки из документа , принятого в Москве 26 мая 2012 года на международной конференции « Исламская доктрина против радикализма ».

Преамбула:

Два десятилетия назад в России началось возрождение религиозной и общественной жизни мусульман и мусульманских народов, искони проживавших в России и бывших на протяжение веков соотечественниками, согражданами и добрыми соседями последователей христианства, иудаизма и иных религий и традиций. Однако с 1994 года умма России столкнулась с попытками использовать Ислам в политических целях, не имеющих ничего общего с самим Исламом. Эти политики переступили черту шариата и стали проливать кровь и мусульман, и немусульман — граждан России. Дело дошло до таких чудовищных преступлений, как захват в заложники и убийство женщин и детей: за развитием трагедии в школе г. Беслан в 2003 году следил по телевидению весь мир, дети начали бояться ходить в школы, и еще более прискорбно, что убийцы детей использовали атрибутику Ислама.

К сожалению, после 70 лет гонений на религию в СССР за несколько лет свободы религии исламская богословская школа еще не воссоздалась, и значительная часть подрастающей мусульманской молодежи не всегда находит на современном общепонятном языке убедительные с точки зрения шариата опровержения вбрасываемых извне ложных представлений о такфире, джихаде и халифате.

В связи с этим мы пришли к выводу, что для наиболее сильного влияния на нашу молодежь лучше всего принять коллективное международное богословское заключение, в котором бы нашло свое выражение согласие (иджма) большинства ученых исламского мира, ибо умма в целом, согласно исламской традиции, не может пребывать в заблуждении. Это исключительно важно для уммы России, так как необходимо дать нашей мусульманской молодежи твердые богословские обоснования того, что является разрешенным (халялем), а что — запрещенным (харамом) в области такфира, джихада и идеи халифата.

25–26 мая 2012 года в г. Москве, в отеле «Ритц-Карлтон», состоялась международная конференция богословов из 23 стран на тему «Исламская доктрина против радикализма», на которой единогласно было принято решение не ограничиваться отдельными фетвами по частным вопросам, а принять богословскую декларацию, в которую входит содержание нескольких фетв и которая имеет всеобщее и вневременное значение и может всегда быть шариатской основой для вынесения на ее основе частных фетв. Декларация названа Московской, и она становится в один ряд с такими важными международными документами, как Каирская Декларация, Мекканская Декларация, Амманская Декларация.

Пояснительная часть:

Настоящая Декларация представляет собой научно обоснованный документ, регулирующий ряд актуальных для России вопросов. По этим вопросам сформулирована четкая позиция, помогающая преодолеть разногласия, возникающие в новых российских реалиях. Для этого выработаны единые целостные принципы, которые являются рамочной основой действий мусульман в современном мире и руководством к действию для мусульманской молодежи в России. Эти принципы одобрены на московской конференции группой улемов уммы, обладающих фундаментальными знаниями, известных своими чистыми помыслами и приверженностью истинному Исламу.

Молодежь должна положительно воспринимать эти принципы, относиться к ним серьезно и благоразумно, искренне и объективно. Они должны стать серьезным подспорьем для молодежи, способствовать распространению васатыйи, являющейся основой взглядов уммы на мир, основой, без которой не могут существовать ни мирская, ни последующая за ней жизнь.

Данный документ научно обоснован, и мы хотим, чтобы он выступал в качестве предельно ясного заключения по вопросам джихада, такфира, шариата, мирного сосуществования. Этот документ ссылается на труды ученых прошлого, которые уделяли большое внимание точности формулировок и определению целей. Для мусульманской молодежи этот документ должен стать сводом принципов, отражающим новые реалии их жизни.

Предварительно этот документ был тщательно проанализирован улемами уммы, которые внесли в него поправки с тем, чтобы Декларация была убедительным аргументом при решении спорных в плане толкования и практического применения вопросов, ставших основой для появления радикальных взглядов.

Резолютивная часть:

• Не являются джихадом и не имеют к нему никакого отношения убийства, покушения, взрывы, совершаемые фанатиками на Кавказе и в других регионах под лозунгами джихада, борьбы с вероотступниками , под которыми они понимают всех, кто лояльно относится к немусульманам, так как в результате погибают как мусульмане, так и другие люди — те, в отношении которых шариат запрещает кровопролитие и покушение на принадлежащее им имущество.

Подобные действия не имеют ничего общего с Исламом, так как в них утрачены и не соблюдаются условия законного и обоснованного джихада и его общепринятых условий, первым из которых является запрет мусульманину совершать поклонение Аллаху.

• Категорически запрещено убийство мужчины или женщины посредством теракта, взрыва, совершаемого в людном месте, где могут находиться мусульмане и немусульмане, так как шариат запрещает проливать их кровь и покушаться на их жизнь .

• Агрессия, посягательство на жизнь и имущество не может быть обоснована и оправдана фактом неверия («куфр») тех, в отношении кого эти действия направлены .

Категорически запрещается чинить препятствия немусульманам, живущим среди мусульман, тем, кто сам обеспечивает безопасность своей жизни, имущества и репутации . Это нельзя делать ни преднамеренно, ни под каким-либо предлогом.

• Убийство человека на основании его гражданства или каких-либо гражданских документов является вопиющей несправедливостью — актом, противоречащим Исламу и наносящим вред Исламу .

• Недопустим такфир в отношении мусульманина, в отношении которого вынесено суждение о принятии им Ислама (независимо от того, является ли он благочестивым или распутником), только на основании его слов или дел, истолкованных как свидетельство неверия. Недопустим такфир в отношении мусульманина без ведома последнего. В этом случае необходимо привести соответствующие аргументы, которые должны опровергать вынесение такого суждения.

• Не является запретным делом проявления дружбы по отношению к немусульманам — такие, как посещение больных, доброе отношение к ним, попытки наставить их на прямой путь, поздравления их с прибавлением потомства, с каким-то успехом, с выздоровлением (после болезни) .

• Гражданство, принадлежность к своей Родине — это свойства человеческой души, благодаря которым строятся отношения человека с другими людьми — его соотечественниками, разделяющими его любовь к Родине. Таким образом, мусульманин сосуществует вместе с мусульманами и немусульманами и действует в интересах общей Родины, укрепляя ее силу и мощь.

• Справедливость Ислама и мусульман, (мирно) сосуществующих с людьми, имеющими Писание (иудеи и христиане), была настолько очевидна, что удивляла христиан и иудеев, занимавших самые высокие должности при халифах. Ислам запрещает притеснять иудеев и христиан и предписывает справедливо относиться к ним, быть добрым и милостивым по отношению к ним. Ислам не только предписывает оставить их в их убеждениях: «Нет принуждения в религии» (Коран, 2:256), но и указывает на необходимость защиты этих людей, охраны их репутации и гарантии их прав. Ислам предписывает мусульманскому правителю защищать их церкви, храмы, монастыри и другие места отправления (ими) культа, о чем говорится в Договоре о защите («‘акд аз-зимма»), охраняя тем самым их Писание (Танах и Библию) и исполняя обещание их защищать.

• Необходимо уважать законы страны, в которой живут мусульмане, руководствоваться этими законами, соответствующими вероисповеданию, учитывая тот факт, что эти законы укрепляют такие ценности, как справедливость, человеческое достоинство, уважение человека .

• Принцип мирного сосуществования и терпимость по отношению к иноверцам являются законом для мусульман и немусульман в исламских странах, а также законом для мусульман и немусульман в неисламских странах .

• Приоритет морали. Истинный суверенитет в мире различных наций и цивилизаций — это суверенитет нравственности (морали), принципов и ценностей, а не господство силы, мощи и насилия. Исходя из этого постулата, мы убеждены в необходимости мирного сосуществования, во взаимодействии, а не в столкновении цивилизаций, в их взаимном сдерживании, а не в борьбе между ними.

• Метод проповеди Ислама. Основа Ислама состоит в призыве на путь Господа наилучшим образом. Выдающийся алим, имам, шейх ат-Тахир Ибн Ашур отметил в своем ценном толковании, что священный аят упоминает о трех средствах призыва («да’ва» — буквально: «приглашение»):

«Зови к пути Господа с мудростью и добрым увещанием и спорь с ними наилучшим образом!» (16:125).

Распространяйте идеи мира, учите детей ваших любви и согласию. Именно так будет распространяться и процветать Ислам!



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2020 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.