Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре №5 (198) /Май 2012/ — Духовность и школьное образование
24.05.2012


 

С 1 сентября 2012 года в расписании уроков всех четвероклассников России появится новая дисциплина — « Основы религиозных культур и светской этики ». В рамках курса предусмотрено шесть модулей : основы православной культуры , основы исламской культуры , основы буддийской культуры , основы иудейской культуры , основы мировых религиозных культур , основы светской этики . Обучающийся выбирает один из модулей с согласия его родителей ( законных представителей ). Апробация курса прошла в 21 субъекте Федерации в течение 2010/2011 и 2011/2012 учебных годов .

По состоянию на апрель светскую этику выбрали около 41 % учеников, православие — почти треть, мировые религиозные культуры — чуть больше 20 %, ислам — 5,6 %, буддизм — 1,2 %, иудаизм — 0,1 %.

Курсы повышения квалификации уже прошли более половины педагогов — около 38 тысяч. А всего их, готовых вести уроки по разным модулям нового курса, будет почти 70 тысяч, сообщила глава департамента общего образования Министерства образования и науки РФ Елена Низиенко.

Во многих регионах при подготовке учителей привлечены представители официальных религиозных организаций. Их комментарии и опыт мы предлагаем вниманию читателей нашей газеты.

Фарид Асадуллин,  заместитель председателя Духовного управления мусульман Европейской части России, в рамках круглого стола «Преподавание основ религий в школах: путь к расколу или гражданскому согласию?», прошедшего в РИА «Новости», рассказал о том, как к введению курса отнеслись в регионах с традиционным мусульманским большинством. В республиках Северного Кавказа, как правило, бытует такой подход, разделяемый представителями сферы образования: если абсолютное большинство относится к этническим мусульманам, то никакого другого модуля, кроме как основ исламской культуры, быть не может и не должно. В то же время результаты опросов в Татарстане и Башкортостане, также мусульманских республиках, но при этом со значительной долей последователей иных религий, свидетельствуют о меньшей категоричности. В этих регионах поддержку получили основы светской этики и основы мировых религиозных культур.

По мнению заместителя председателя ДУМЕР, в таком выборе заложена своя логика. Ввиду многонациональности нашего государства, где проживает почти 200 разных народов и активно развиваются традиционные религиозные культуры, данный курс своей главной целью должен сделать воспитание толерантности.

«Очень важно посредством воспитания толерантности, через деликатный рассказ о достоинствах каждой религиозной традиции прививать детям понятие о многоконфессиональности государства», — отметил Ф. Асадуллин.

Говоря об этом курсе, многие обращают внимание на качество подготовки как учителей, так и учебников. По словам Фарида Асадуллина, качество может стать основным камнем преткновения. На данный момент (а до сентября осталось меньше полугода), по официальным данным Минобрнауки, к ведению предмета готовы 50 % учителей. С одной стороны, нет гарантий, что за этот короткий период оставшаяся половина также успеет подготовиться. С другой — сейчас нет объективных механизмов проверки профпригодности преподавателей курса, а ведь речь идет о маленьких детях и о таком важном аспекте жизни, с которым они еще даже не знакомы. Что касается учебников, то, по словам Фарида Асадуллина, некоторые из тех, с которыми ему удалось ознакомиться, не выдерживают критики, причем это относится как к учебникам по исламскому модулю, так и литературе по основам православной культуры.

В завершение представитель ДУМЕР отметил, что при всей благородности цели, которая стоит перед этим курсом, и социальной пользе, которую он может принести, сейчас рано говорить о его полноценности:

«Данный курс еще требует очень глубокого анализа, в том числе при участии представителей традиционных религий», — заключил Ф. Асадуллин.

Абдуль-Азиз Дятко, заместитель председателя Духовного управления мусульман Республики Карелия:

«В региональном Мини­стерстве образования уже проводились заседания с представителями религиозных организаций. Договорились, что духовные лица будут участвовать в семинарах для учителей на базе центра переподготовки. Религиозные деятели будут подробно объяснять, отвечать на вопросы. К примеру, я уже провел две лекции об Исламе.

Когда начнется учебный год, мы сможем присутствовать на этих уроках и давать оценку качеству преподавания предмета, помогать, если потребуется помощь.

Трудность введения этого курса — это сжатость сроков, в которые учителям приходится осваивать новые предметы. И конечно, проблема в том, что преподавать религиоведение будут не практикующие религию учителя. Другое наше опасение заключается в сомнении, что неверующий человек может раскрыть и объяснить красоту духовности Ислама».

Фярит Ляпин, председатель мусульманского религиозного объединения Ивановской области:

«При Ивановской Соборной мечети в этом году организованы курсы для учителей, которые с нового учебного года будут преподавать в школах „Основы религиозной культуры и светской этики“. В этом важном деле мы активно сотрудничаем с областным Институтом развития образования. Обучение прошли 264 педагога, среди которых 116 — это учителя начальных классов, 56 — учителя истории, 68 — учителя литературы и МХК, 24 — учителя других предметов.

Важным направлением их подготовки является практическое ознакомление с различными культовыми сооружениями г. Иванова, в т. ч. и с Соборной мечетью. После лекции в школе № 18 с национально-культурным компонентом традиционно проходит обзорная экскурсия и практические занятия в мечети. Там подробно знакомятся с принципами Ислама, религиозной атрибутикой, получают ответы на вопросы, беседуют с имамами и преподавателями арабского языка. Всем учителям мы сообщили номер нашего телефона, чтобы они могли проконсультироваться в любой момент. Они также могут прийти и побеседовать с имамами и прихожанами.

Мы столкнулись и с отрицательным моментом — несколько учителей не захотели войти в мечеть, утверждая, что это противоречит их религиозным воззрениям. Считаю, что это неверное представление и таким людям будет нелегко объективно рассказывать детям обо всех традиционных конфессиях. Возможно, нелегко будет и атеистам. Каждый педагог в этом случае должен хорошо подумать — сможет ли он преподавать этот предмет».

Абдулбари Муслимов, заместитель председателя Духовного управления мусульман Нижегородской области по учебно-воспитательной работе:

«ДУМНО в течение длительного времени сотрудничает с Нижегородским институтом развития образования (НИРО). Ранее мы участвовали в редактировании программ и методических пособий по предмету „Религии России“, который преподается в старших классах общеобразовательных школ Нижегородской области. Сейчас, в связи с вводом нового курса, на базе НИРО проводятся лекции для руководителей и преподавателей школ. В рамках этой работы мы уже провели 2 встречи с директорами общеобразовательных школ, где они ознакомились с культурой Ислама. 3 апреля на базе НИРО мы провели 2 лекции для более чем 130 педагогов города и области, которые будут вести этот предмет. В первой половине дня мы постарались максимально подробно рассказать об Исламе, ответить на вопросы, а во второй половине дня провели не менее подробную экскурсию по Соборной мечети нашего города.

Тем не менее мы видим и объективные трудности. Во‑первых, нелегко подробно рассказать о культуре Ислама и традициях мусульман за одну встречу. У нас нет полной уверенности, что за одну лекцию учителя хорошо овладеют знаниями. Конечно, мы всегда готовы поделиться информацией, ответить на вопросы, помочь.

Во‑вторых, нас беспокоит организация учебного процесса в тех школах, где в классе могут оказаться 2–3 ребенка-мусульманина. Как будет в этом случае для них организован учебный процесс? Это ведь почти индивидуальные занятия. Мы не хотим, чтобы при этом наши дети оказались обделенными в знаниях.

В‑третьих, не ясно, насколько профессиональны и квалифицированны будут педагоги, как построят они воспитательный и образовательный процесс, чтобы не возникло даже намека на возможные недопонимания между школьниками».

Подготовила Нина Зотова



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2022 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.