Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре №3 (196) /Март 2012/ — Ханафитская теология глазами богословов
15.03.2012

В 2012 году исполняется четверть века с того момента , когда муфтий шейх Равиль Гайнутдин начал свое духовное служение на посту имам - хатыба Московской Соборной мечети . За 25 лет им прочитаны тысячи проповедей и написаны сотни статей , посвященных различным аспектам исламской религии . Мусульманской теологии , вероубеждению и праву посвящены несколько книг , написанных лично муфтием . В ближайшие месяцы планируется издание двух новых книг муфтия . Газета « Ислам минбаре » анонсирует новый труд шейха Равиля Гайнутдина , посвященный исламской теологии .

Акида — традиционная философско-богословская дисциплина в исламской теологии, задача которой — подробно разъяснить вероубеждение Ислама. Это одновременно и самая простая, и одна из самых сложных дисциплин. Казалось бы, любой мусульманин знает наизусть несколько формул, которые и составляют основу акиды. Так, само начало Ислама как религии неразрывно связано с шахадой — свидетельством веры. «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — Его пророк и посланник» — эти слова знают не только все приверженцы Ислама, но и не один раз слышали даже многие немусульмане. Это и есть первейшая формула акиды, ее концентрированное воплощение.

Связаны с этой дисциплиной и другие известные богословские императивы и словосочетания, такие как «басмалла» («Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного»), «тахлиль» («Нет бога, кроме Аллаха»), «хамд» («Слава Аллаху, Господу миров») и др. Они чрезвычайно широко распространены во всех местах, где проживают мусульмане, их знают наизусть не только ученые и имамы, но даже самые малограмотные люди. По сути, это и есть — акида, вероубеждение мусульман.

Однако дальше все выглядит намного сложнее, ведь люди с самого начала исламской цивилизации постоянно пытались повысить свои познания об Исламе, укрепить свою веру и более глубоко понять ее суть. Вследствие этого порыва ученые расшифровывали эти и другие богословские формулы все более и более подробно, затем комментировали эти расшифровки, потом писали опровержения на появляющиеся «неправильные» комментарии и, наконец, затем еще более углубляли первоначальные представления о том или ином вопросе вероубеждения. Так на свет появились сложные философские трактаты, призванные одновременно и провозгласить единство мусульман, и укрепить позиции той или иной школы; и сделать понятными для рядовых мусульман какие-то сложные вопросы, и в то же время глубоко понять то, чего не удалось постигнуть предшествующим поколениям. Все эти труды и являются предметом изучения акиды.

Абдальхамид Махмуд Тахмаз Ханафитский фикх. Том I / Пер. с араб. яз. А. Нирша; 2-е издание, исправленное и дополненное. Под общей редакцией Д. В. Мухетдинова. – М. – Н. Новгород: ИД «Медина», 2010. – 364 с. ISBN 978-5-9756-0074-5

Казалось бы, к Новейшему времени самые общие представления, самые главные позиции мусульман в вопросах вероубеждения устоялись окончательно. Однако жизнь не стоит на месте и постоянно ставит перед человечеством новые вопросы, на которые наши предшественники просто не имели возможности дать ответ. Более того, в связи с падением общего уровня грамотности, в том числе в мусульманских обществах, вновь и вновь всплывают вопросы, ответы на которые были даны нашими имамами много веков тому назад.

В этом плане ситуация с мусульманами СНГ более понятна — они на протяжении семи десятилетий не имели возможности развивать свои богословские традиции и потому в 1990‑х годах у нас появилось огромное число самых разных течений, представлявшихся мусульманскими, но не имевших ни малейшей исторической укорененности. Это вызывало и вызывает сегодня известное отторжение со стороны мусульманского большинства. Однако проблема в том, что подобные вызовы появляются и в традиционных мусульманских обществах, в странах, где теологическая мысль не прерывалась. Следовательно, даже в странах исламского мира не утрачивается актуальность книг и пособий по вероубеждению. Что же касается мусульман СНГ, для нас этот вид богословской литературы особенно важен, поскольку именно в акиде заложены как взрывоопасные вопросы, разделяющие людей, так и умиротворящие ответы, скрепляющие их единство.

Исторически, начиная с раннего средневековья, на территории наших стран — бывших советских республик, доминирующей богословской школой является ханафитский мазхаб. Перечислю крупнейшие народы, которые в своем подавляющем большинстве придерживаются этого мазхаба — узбеки, казахи, татары, таджики, туркмены, киргизы, башкиры, кабардинцы, каракалпаки, крымские татары, карачаевцы, турки-месхетинцы, адыгейцы, аджарцы-мусульмане, балкарцы, ногайцы, черкесы, абазины, значительная часть азербайджанцев, народов Дагестана, мусульман Абхазии и др. И, поскольку богословие на этом огромном Евразийском пространстве оказалось в огромной степени подорванным в годы государственного атеизма, мусульмане действительно нужд аются в грамотной литературе по исламскому вероубеждению. При этом необходимо, чтобы такого рода литература занимала срединные позиции по всем острым вопросам, не была бы слишком сложной, но в то же время — и не примитивной.

Уверен, что именно такие подходы были соблюдены нами в представляемом издании. Этот небольшой, но емкий труд призван раскрыть самые принципиальные вопросы, возникающие при изучении акиды как богословской дисциплины. Текст предназначен как для рядового читателя, так и для начинающих специалистов, какими нам видятся студенты медресе и исламских вузов. В этой связи у нас есть все основания рекомендовать эту работу в качестве учебного пособия для старших курсов медресе, исламских институтов и университетов.

Рустам Батыр. Абу-Ханифа: жизнь и наследие. Часть 1. – Под общ. редакцией Д. В. Мухетдинова. – Нижний Новгород – Ярославль: ИД «Медина», 2007. – 288 стр. ISBN 978-5-9756-0026-4

С целью расширения практической стороны вопроса в книгу будут включены также краткие комментарии к книге Абу Джафара ат-Тахави «Аль-Акида ат-Тахавия». Этот текст уже получил широкое распространение в русскоязычном пространстве в виде многочисленных брошюр и перепечаток в Интернете. Однако для настоящего издания данная работа была значительно переработана, частично сокращена и отредактирована. Выбор именно комментариев ат-Тахави как иллюстрации пособия по акиде был весьма предсказуем. Из трех важнейших трудов по ханафитской акиде — Нугмана ибн Сабита Абу Ханифы, Абу Мансура Мухаммада аль-Матуриди и ат-Тахави — именно последний отвечает основным критериям, по которым составлялась данная книга. Не секрет, что труд самого имама Абу Ханифы по акиде «Аль-Фикх аль-Акбар» не столь развернуто освещает некоторые проблемы, а сочинения аль-Матуриди, напротив, слишком сложны и являются, по сути, философскими трактатами. В этом плане краткость, глубина мысли и четкость в артикуляции отдельных, самых сложных вопросов в труде ат-Тахави одновременно сопровождаются развернутостью, простотой и доступностью изложения. Нашей задачей было способствовать еще большему распространению основных мыслей ат-Тахави в русскоязычном пространстве.

Искренне надеюсь, что книга «Акида — мусульманское вероубеждение» принесет пользу русскоязычным мусульманам и станет нашим скромным вкладом в дело возрождения Ислама на пространствах России и стран СНГ. Да благословит Аллах и приветствует всех пророков от Адама и до Мухаммада — Печать пророчества и самого совершенного из людей. Мир вам, милость Всевышнего и Его благословение!

 

 

 

 

Муфтий шейх
Равиль Гайнутдин



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.