Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре №1 (194) /Январь 2012/ — История Ислама в Мордовии
29.12.2011


 

 

Мечеть д. Иняты Лямбирского района. Построена в 1881 г. Фото 1981 г.

Основу мусульманской общины Мордовии составляют татары, которые относятся к субэтносу мишарей. Общая их численность по данным переписи населения 2002 года составляла 46,3 тысячи человек. Они разбросаны по всей территории Республики Мордовия, а наиболее компактно живут в Темниковском и смежных с ним Пурдошанском, Ельниковском районах. В исторических документах XIV–XV веков эта территория называется Мещерская земля, или просто Мещера. Другим районом компактного проживания татар Мордовии, и на сегодня более многочисленным, является Лямбирский и смежные с ним Ромадановский, Инсарский, Рузаевский районы. Татары этих районов в своей основе являются выходцами из Мещеры, переведенные на эти земли в период строительства Саранской, Атеморской, Инсарской сторожевых черт (XVII век).

 

Непосредственными предками татар-мишарей Мордовии были племена булгар, буртасов, можар кипчаков, которые жили на правобережье Средней Волги задолго до прихода сюда монгол и русских. После монгольского нашествия часть из них переселилась севернее. В начале XIV века культурно-экономическим центром местных тюркских и мордовских племен стал город Мохши (ныне поселок Наровчат на границе Пензенской области и Мордовии). В период Золотой Орды получили дальнейшее развитие и другие городские центры: Сараклыч (Саров) на месте современного Саровского монастыря, где жил князь Бехан и его потомки; Темников и др. Как и во всей Золотой Орде, в Наручадской Орде, или улусе Мохши, происходило развитие тюрко-мусульманской культуры. В XIII–XIV веках в условиях доминирования Золотой Орды на соседей-булгар ориентировалась и часть мордовских князей. Присутствие мордвы в булгарских городах золотоордынского периода документируется значительным материалом. Приверженность части мордвы к Исламу отмечалась путешественниками средневековья. Так, фламандец Г. Рубрук, совершив путешествие в Монголию в 1253–1255 гг., писал, что мордва, под которой он понимал мордву-эрзю, являются мусульманами.

После распада Золотой Орды на ее территории возникли новые государства. Наровчатское княжество, оказавшееся в руках князя Тагая, не сумело оформиться в самостоятельное этнополитическое образование, хотя признаки для этого здесь имелись. В дальнейшем в этнокультурном и религиозном развитии татар Мещеры большую роль сыграло Касимовское ханство.

В период существования Казанского ханства Ислам восприняли многие представители мордовской феодальной знати. На надгробьях некоторых знатных людей на его территории имеются эпитафии с собственными именами Мухши, Мокша, Мохшеват, свидетельствующие о мордовской принадлежности их носителей. В первой половине XVI века упоминаются «Мордвинова Расовы дети» — представители мордовской феодальной аристократии, занимавшие высокие административные посты при ханском дворе в Казани, что также обусловливалось принадлежностью к Исламу.

Австрийский дипломат С. Герберштейн, посетив Россию дважды (в 1516–1518 и 1526–1527 гг.), сообщал, что народ мордва (popoli Morduisti), который состоит под властью московского князя, частично исповедует Ислам: «Из них некоторые пребывают в идолопоклонничестве, другие — магометане». Эту же информацию продублировал итальянец Р. Барберини, побывавший в Московии в 1565 году, охарактеризовав народ мордовский как «частью идолопоклоннический, частью магометанского исповедания».

Вошедшие в состав Московского государства в начале XV века татары-мишари на первых порах сохраняли веками сложившиеся порядки; за местными феодалами оставались их поместья и власть. Они охраняли южные и восточные границы Московии от набегов кочевников, участвовали в различных военных кампаниях. За свою службу они наделялись новыми поместьями и другими льготами. Позже, особенно при Петре I, когда в России появилась регулярная армия, служилые мурзы потеряли свои функции; началось ограничение их прав и притеснения, в том числе направленные против Ислама. С конца XVII века царское правительство активизирует политику крещения татар; не крестившиеся служилые князья и мурзы лишались своих поместий и крепостных. Указом Петра I от 1718 года не крестившиеся служилые татары уравнялись с крестьянами и облагались наравне с последними подушным окладом. Кроме того, они были приписаны к Адмиралтейству по вырубке и вывозу корабельного леса. Татары Мордовии и в те тяжелые времена в своей основной массе оставались мусульманами; православие приняла лишь часть татарских мурз.

В период царствования Екатерины II мусульмане России получили некоторую свободу вероисповедания. С этого времени духовная жизнь мусульман в империи заметно оживилась. У татар Мордовии вновь были организованы мечети, а при некоторых из них появились мектебы и медресе. В период развития капиталистических отношений на общественную арену вышло новое течение — джадидизм, которое через реформирование системы образования пыталось изменить общественное сознание мусульман. В начале ХХ века мектебы и медресе, которые существовали на территории современной Мордовии, в основном примкнули к новометодной системе обучения. В этот период Ислам занимал все сферы общественного и семейного быта местных татар. Последователи джадидизма образовали целую плеяду татарской общественности и сделали большой вклад в развитие национальной культуры. Среди них были такие известные представители татарской литературы, как выходцы из Мордовии прозаик Шариф Камал и поэт Хади Такташ.

К началу ХХ века на территории Мордовии, кроме многочисленных, от 3 до 7 мечетей в каждом татарском селе, было несколько исламских учебных заведений, в которых обучались студенты из различных регионов. Об их уровне подготовки свидетельствует тот факт, что все классики татарской литературы из числа уроженцев Мордовии (Х. Такташ, Ш. Камал, А. Абдсалямов) получили базовое образование именно в этих медресе.

Советская эпоха принесла много изменений и разрушений в жизнь всех народов России. Если в предшествующий период в Среднем Поволжье на основе длительного совместного проживания угро-финнов, тюрков и славян образовался общий хозяйственно-культурный пласт, то образование автономных республик на принципах территориального межевания в 1920‑х гг. привело к разрушению этих исторических связей. В частности, парализовался процесс этнического развития татар в Мордовии. Татарская община Мордовии не была ни многочисленной, ни авторитетной. Число татар в вузах, на постах в партийном и хозяйственном руководстве республики строго лимитировалось, что не способствовало возникновению национальной элиты.

Особо отрицательную роль сыграло уничтожение центров мусульманской духовной культуры и в целом разрушение исламской системы образования. В рамках борьбы с религией, которая была развернута в 1920–1930‑е гг., практически полностью были уничтожены не только все мечети и медресе Мордовии, но репрессированы, расстреляны или сосланы все имамы и другие служители мусульманского культа. До второй половины 1980‑х гг. мусульманская община республики находилась на нелегальном положении: верующие тайком собирались в частных домах или на квартирах для совершения намаза, проводили коллективные праздничные молитвы на пустырях или кладбищах. В советское время в республике оставалась одна действующая мечеть в селе Алтары Ромодановского района. В отличие от соседних регионов выходцы из Мордовии не были представлены и в той системе мусульманского образования, которое имелось в годы советского строя (медресе «Мир-и‑Араб» в Бухаре, Ташкентский исламский институт).

Возрождение Ислама в Мордовии происходит только в 1990‑х гг.

По материалам статей Н. Ф. Мокшина, Р. Г. Мухамедовой и М. Ш. Салимова из энциклопедического словаря «Ислам в центральноевропейской части России» (сост. и отв. ред. Д. З. Хайретдинов. — М., Н. Новгород: ИД «Медина», 2009).

Публикацию подготовил
Дамир Хайретдинов,
кандидат исторических наук



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.