Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре №1 (194) /Январь 2012/ — Мусульманская община Мордовии в современную эпоху
29.12.2011


 

 

Открытие мечети в с. Татарская Пишля Рузаевского р-на республики. 2005 г. Фото ДУМ РМ

К концу советского времени в Мордовии существовала только одна официальная мечеть — в селе Алтары (Лебяжье) Ромодановского района. Кроме того, по свидетельству местных жителей, негласно открывали по пятницам мечеть в Инятах соседнего Лямбирского района. Большим авторитетом пользовались неофициальные муллы советского периода в самом крупном и значимом татарском селе региона — Белозерье Ромодановского района, что в значительной степени и определило дальнейший ход событий в регионе.

 

Мусульманское татарское население образует две группы, выделяемые этнографически (по исследованиям Р. Мухамедовой) и территориально. Одна из них — это темниковские татары на западе республики. Помимо колоссальной миграции из этих районов в XVII–XIX веках, почти полная депопуляция татарского населения настигла их в XX веке. Именно потомки выходцев из этих районов слагают самую крупную группу в татарском населении Санкт-Петербурга. В отличие от них считающаяся более поздней и менее аристократической лямбирская группа гораздо лучше сохранилась. Ее представители проживают в Лямбирском и Ромодановском районах Мордовии, а также во множестве присутствуют в самом Саранске, который находится в соседстве с татарскими селами. Несмотря на это, мечеть в бывшем уездном, а ныне республиканском центре была построена лишь в XXI веке.

Первое Региональное ДУМ («Саранский муфтият», 1996–1997) относилось к ЦДУМ (Уфа). Его регистрация была отменена из-за грубых нарушений законодательства при подготовке документов к регистрации.

В декабре 2000 года в Мордовии были зарегистрированы два ДУМ: Региональное ДУМ в составе ЦДУМ (располагается в селе Белозерье) и Духовное управление мусульман Республики Мордовия (располагается в Саранске) в составе Совета муфтиев России.

На сегодняшний день крупнейшей централизованной организацией мусульман Мордовии является Духовное управление мусульман Республики Мордовия (ДУМ РМ), располагающееся в Саранске. В его состав входят 26 местных религиозных организаций мусульман.

ДУМ с момента своего создания ведущую роль уделяет религиозному просвещению и нравственному воспитанию населения. При мечетях организованы постоянно действующие курсы по изучению религии и арабского языка, в летний период в селах республики проходят практику студенты исламских учебных заведений, в 2004 году зарегистрировано исламское учебное заведение — медресе «Абу-Ханифа».

Одним из важных направлений, определяющих деятельность ДУМ РМ, является строительство мечетей. В 2005 году впервые в истории республиканской столицы приняла верующих Центральная соборная мечеть Саранска, которая вмещает до 3 тысяч человек. С 2001 года при непосредственном участии ДУМ РМ в республике было возведено более 10 мечетей, все они были построены на средства жителей Мордовии, что для экономически депрессивного региона чрезвычайно важно.

Большая работа ведется департаментом информации и связей с общественностью ДУМ РМ, который возглавляет М. Ш. Салимов. В 2000 году вышел первый номер газеты ДУМ РМ «Ислам в Мордовии», с апреля 2001 года она стала выходить регулярно раз в месяц. С 2002 года начал работать интернет-сайт ДУМ Республики Мордовия; с 2007 года — телепередача «Без булдырабыз» на татарском языке о жизни мусульман республики.

ДУМ РМ ведет большую работу по формированию гражданского общества. При непосредственном участии муфтията были созданы общественные организации: «Исламский молодежный центр» (2003), «Союз мусульманок Мордовии» (2006), «Общество татарской культуры Республики Мордовия» (2007).

С апреля 2001 года председателем ДУМ РМ являлся Рашит Халиков. В сентябре 2011 года в связи с его назначением помощником председателя Совета муфтиев России по работе в Приволжском регионе муфтием Мордовии стал имам-хатыб с. Лямбирь Абдулкарим Абдурашитов. После его трагической гибели в аварии в ноябре того же года новым председателем, муфтием ДУМ Мордовии был избран Ильдус Исхаков.

Региональное Духовное управление мусульман Республики Мордовия (РДУМ РМ) — одна из зарегистрированных централизованных мусульманских организаций в Республике Мордовия. Среди основных направлений его деятельности выделяются: проведение богослужений в мечетях, молитвенных домах, местах паломничества, на кладбищах; возведение новых мечетей; приобретение, выпуск и распространение исламской литературы, исламских культовых предметов и исламских СМИ; обучение своих последователей вероучению Ислама и т. д. Руководит РДУМ Заки Айзатуллин.

По мнению саранских специалистов — ведущего советника аппарата комитета по делам национальностей Госдумы РФ Н. В. Шилова и профессора кафедры всеобщей истории МГПУ А. В. Мартыненко, «в отличие от других субъектов РФ в Республике Мордовия противостояние двух муфтиятов не носит непримиримого характера. Более того, по ряду вопросов представители обоих муфтиятов занимают близкую позицию».

Осенью 2008 года религиозная ситуация в Мордовии неожиданно осложнилась появлением третьего муфтията. В Саранске состоялось учредительное собрание трех мусульманских общин, ранее входивших в РДУМ РМ, на котором было принято решение о создании Центрального духовного управления мусульман Республики Мордовия (ЦДУМ РМ). Новообразованную структуру возглавил 26‑летний Фагим Шафиев — уроженец села Аксеново Лямбирского района Мордовии. На сегодняшний день, несмотря на административную поддержку, третий муфтият Мордовии не смог добиться никаких значимых результатов в своей работе. Третий муфтият Мордовии выступил в числе соучредителей Российской ассоциации исламского согласия (РАИС). Образование ЦДУМ РМ еще больше сблизило позиции имеющихся в регионе централизованных мусульманских организаций.

По мнению уже упомянутых Н. В. Шилова и А. В. Мартыненко, «создание третьего муфтията в республике, мусульманское сообщество которой составляет около 6% населения, уже вызвало и вызовет дальнейшее противодействие двух других Духовных управлений, которые при наличии некоторого соперничества в целом разделили сферы влияния и поддерживают друг с другом корректные, рабочие отношения. Это противодействие, в свою очередь, может привести к нарастанию конфликтного потенциала внутри местной уммы и, как следствие, к осложнению конфессиональной ситуации в Мордовии».

Как показывает опыт мусульманских организаций в самой Мордовии и в других регионах страны, наибольшей результативности в своей работе достигают те религиозные организации, которые активно используют потенциал самых различных социальных институтов: общественных организаций, образовательных учреждений, причем не только религиозных. В этом плане отчетливо видны успехи мусульман Мордовии, сумевших выйти на ранее недостижимые позиции (газета, сайт, телепередача, общественные организации, молодежная работа). Особенно ощутим этот успех в сравнении с положением дел в прошлом и сравнительно недавними проблемами (ныне изжитые «такфировские» группы и т. д.). Заметно перемещение основного центра работы из сел, пусть даже крупных, в города, в том числе в столицу республики.

Вместе с тем в республике не решена проблема воспроизводства кадров. Причем воспроизводства на собственной базе. В арабских странах дают хорошее знание арабского языка, многих религиозных дисциплин, но не дают никакого представления о том, каким образом эти знания реализовывать здесь, в конкретных условиях российского общества. В этом плане более существен опыт многих наших пожилых прихожан, аксакалов, наших отцов и дедов, которые зачастую намного лучше представляют себе реальный механизм принятия решений в недрах отечественной государственной машины, нежели самые лучшие выпускники саудовских и египетских университетов. Проблему можно решить только за счет активизации работы медресе в самой республике, вывода ее работы на качественно новый уровень, чтобы учебное заведение смогло готовить имамов как качественных специалистов по работе со всеми слоями мусульманского населения. Надо полагать, что подобную задачу можно решить, только объединив усилия разных религиозных мусульманских структур и различных возрастных групп и не затрачивая их на бесполезную внутреннюю борьбу.

Ахмад Макаров,
по взаимодействию с общественными организациями и мигрантами
Московского муфтията



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.