Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре №11(192) /Ноябрь 2011/ — Даешь референдум!
01.11.2011
Курбан-байрам, мечеть «Ярдам», Москва, 2010 г. Фото Сергея Магомедова.

Наступление праздника Курбан-байрам должно нести с собой радостное и благодатное настроение. Но, к сожалению, в последнее время праздничным дням порой начинает сопутствовать тревога. Тревога за некоторые аспекты, так или иначе связанные с этим великим праздником.

Добрая традиция курбана

Одним из важных предписаний при совершении курбана является добросердечное отношение к животным. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) говорил, что «Аллах предписал доброе отношение ко всему живому, и поэтому когда кто-либо совершает заклание, то это необходимо совершать хорошо (то есть не жестоко), сделав так, чтобы животное не мучилось» (Муслим).

Исходя из таких предписаний, в Исламе сложилась определенная традиция, заключающаяся в добром и справедливом отношении к приготовленным для курбана животным. В частности, это выражается в том, что в присутствии животных порицается (макрух) точить ножи; также является порицаемым и производить заклание в присутствии других животных и волочить его на место заклания.

К сожалению, отсутствие должного уровня знаний в этой и других областях исламского вероучения приводит к полному или частичному игнорированию такой гуманной и справедливой традиции. И если взглянуть на эту проблему более широко, то становится очевидным, что данный вопрос происходит от незнаний в области адаба и ахляка — совокупности мусульманской культуры, морали и этики.

Скандалы, связанные с празднованием Курбан-байрама в Санкт-Петербурге и Москве, происходили по причине того, что мусульмане открыто нарушали исламский кодекс морали, культуры и этики. Достаточно привести лишь несколько хадисов, чтобы понять смысл призыва Пророка (мир ему): «Не положат на Весы ничего тяжелее благонравия: поистине, благонравие приводит того, кто его придерживается, к степени постящихся и молящихся» (ат-Тирмизи).

«Поистине, к чему бы ни примешивалась доброта, она неизменно украшает собой это. Если же нечто лишено доброты, то ее отсутствие неизменно обезображивает это собой» (Муслим).

«Ни за что не уверовать вам по-настоящему, пока не станете вы проявлять милосердия друг к другу». Люди сказали: «О, Посланник Аллаха, каждый из нас не лишен милосердия». На что Пророк ответил: «Поистине, это не то милосердие, которое каждый из вас проявляет по отношению к своему товарищу, но милосердие по отношению к людям вообще, милосердие по отношению ко всем!» (ат-Табарани).

Пора возрождать исламский адаб

Исходя из этих и других исламских предписаний, милосердие и уважение необходимо проявлять по отношению ко всем людям, и особенно это касается соседей. По большому счету, для мусульман, проживающих в каком-либо селе или городе, соседями являются их односельчане или горожане. Таким образом, мусульмане, следуя заветам Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), обязаны проявлять милосердие и уважение по отношению к ним в первую очередь. И тем более это важно в дни мусульманских праздников, поскольку именно в это время представители других религий более чем в другие дни смотрят на нас, делая выводы и об Исламе в целом.

Давайте честно признаем, что скандалы, которые сопутствовали великому исламскому празднику Курбан-байрам в предыдущие годы, возникали не на пустом месте. К сожалению, часть мусульман сама предоставляла соответствующие поводы для их раздутия. И происходило это по причине забвения, игнорирования тех предписаний, которые касаются адаба — исламской культуры и поведения. Причем, с одной стороны, это относится к правилам заклания, а с другой — к общим нормам поведения при проведении коллективной праздничной молитвы.

Относительно правил заклания в шариате все прописано достаточно четко и ясно: места должны быть чистыми, отдельными, изолированными; как уже указывалось, животные не должны мучиться; производить заклание одного животного перед другим порицается; орудия в присутствии животных точить не следует и т. д. В этом отношении подвижки в лучшую сторону уже наблюдаются: по крайней мере официальные точки, где будет производиться заклание, в части городов выведены за их черту, что соответствует правилам добрососедства и (что немаловажно) гигиены.

Что же касается общих норм поведения при проведении коллективной праздничной молитвы, то здесь ситуация выглядит сложнее. Связано это и с уже упоминавшимися пробелами в области знаний; и с отсутствием реальной работы с людьми со стороны национальных организаций из числа различных диаспор. Конечно, и эти организации, и мусульманские духовные структуры часто не имеют полноценной возможности проводить необходимый ликбез — прежде всего это касается крупных городов, поскольку невозможно охватить десятки и сотни тысяч человек, проживающих дисперсно и повсеместно. Только целенаправленная и планомерная работа в этом направлении будет являться оптимальным выходом из сложившейся ситуации. И чем дальше она будет оттягиваться, тем хуже будет становиться поведение тех, кто оказался оторван и от исламских культурных ценностей, и от своих национальных традиций.

Запретить нельзя, разрешить!

Одним из негативных моментов, связанных с исламскими праздниками в России, стали и заявления некоторых чиновников о необходимости их запрета на законодательном уровне. Несмотря на то что это относится к тем регионам, где большинство населения составляют мусульмане, все последователи Ислама в нашей стране испытали от таких заявлений явный дискомфорт. Увязывание такой «необходимости» со светским характером государства не лезет ни в какие ворота — по этой логике, в первую очередь следовало бы обратить внимание на праздник Рождества, поскольку он отмечается на государственном уровне. Это не является призывом к упразднению данного церковного праздника; напротив, мусульмане призывают к справедливости, заключающейся в равном, одинаковом подходе ко всем. Тем более что речь идет об уважении своих собственных граждан — коренных жителей России, не меньше, чем другие, участвовавших в строительстве единого государства (например, в период Смуты XVII века), и не меньше, чем другие, защищавших свою Родину от общих врагов (что во время войны с Наполеоном, что во время Первой и Второй мировых войн).

Большинство мусульман уверены, что сделанные заявления являются очередным провокационным ходом антироссийских сил, направленных на создание конфликтов и очагов напряженности между религиями и народами в многонациональном российском государстве. Подобного рода провокации всегда были уделом маргиналов, в то время как задачей всех, кто желает единства и справедливости, становится противостояние такой фитне (смуте, раздору, провокации) наиболее адекватными методами. И вряд ли лидеры мусульманских регионов — от Рамзана Кадырова до Рустама Минниханова — пожелают уступить свое конституционное право на равное и справедливое выражение религиозной идентичности.

Со своей стороны, мусульмане, понимая, что проблемы, относящиеся к празднованию Ураза- и Курбан-байрамов, действительно существуют (а особенно ярко это проявляется в мегаполисах), могли бы предложить следующее решение. Вместо того чтобы запрещать эти даты в качестве праздничных, полезнее было бы их, наоборот, отметить в календаре красным цветом. Тогда проблемы, связанные с дорожными пробками и теснотой в метрополитене, решились бы сами собой. Можно даже провести по этому поводу референдум. И есть уверенность, что такой эксперимент был бы одобрен большинством россиян, поскольку в этом случае граждане России не просто ничего не теряют, но, напротив, приобретают один-два дополнительных выходных.

***

Дай Аллах, чтобы во все дома пришла благодать, сопутствующая такому великому исламскому празднику, как Курбан-байрам, и дай Аллах, чтобы к нам пришли мудрость и терпение!

Марат Хайретдинов,
руководитель информационно-
аналитического отдела ДУМЕР



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.