Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре №190 — Выдержки из фетвы Совета улемов ДУМЕР о посте в месяц Рамадан
29.08.2011

Закят аль-фитр

Словосочетания закят аль-фитр и садака аль-фитр — это разные названия одного обязательного вида закята, который выплачивается в месяц Рамадан сразу по его окончании. Закят аль-фитр — налог разговения, выплачиваемый от каждого члена семьи до начала праздника разговения (Ураза-байрам) [Аль-Аскаляни. Фатх аль-бари би шарх Сахих аль-Бухари. Т. 3. С. 430–441; аз-Зухайли. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 3. С. 2035–2050], а точнее до праздничной молитвы [Муджаму люгат аль-фукаха. С. 233]. Он является заключительным условием для принятия Аллахом соблюденного поста. Выплачивается в первую очередь в пользу бедных и неимущих мусульман, используется и в иной благотворительной деятельности. Данная разновидность закята стала обязательной на втором году хиджры.

Ибн Умар передал: «Посланник Аллаха сделал обязательным закят аль-фитр. Данный налог-милостыня равен 1 са фиников или ячменя. Это обязательно абсолютно для всех — как для мужчины, так и для женщины; как для ребенка, так и для взрослого из числа мусульман; от имени детей выплачивается их родителями [Самое главное, чтобы глава семьи выплатил за свою жену и маленьких детей. Если жена желает выплатить закят аль-фитр самостоятельно из своих сбережений, то такое возможно]. Пророк приказал нам выплачивать его до праздничной молитвы» [Сборники хадисов аль-Бухари, Муслима и др. См.: Аль-Аскаляни. Указ. соч. Т. 3. С. 430, хадисы № 1503, 1508, 1510]. Са — это мера сыпучих тел, равная 3261,5 г, по мнению ученых ханафитского мазхаба [Муджаму люгати аль-фукаха. С. 270].

Суть и смысл закята аль-фитр изложены в хадисе от Ибн Аббаса: «Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сделал обязательной выплату закята аль-фитр для очищения постящегося от лишних слов, сказанных им, и грубостей, а также в качестве источника питания для неимущих [поддержкой, помощью для них]. Если человек выполнит эту обязанность [успеет передать, выплатить эту милостыню] до праздничной молитвы, то это — принятый от него закят, если же выполнит эту обязанность после молитвы, то это — [просто обычная] милостыня» [Абу Дауд. Сунан аби дауд. — Египет: ас-Саада, 1369 г. х. Т. 2. С. 149, 150, хадис № 1609; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 5. С. 243].

Кто платит и кто получает

Кто платит

(1) Тот, кто имеет пропитание и все жизненно необходимое для себя и своей семьи на праздничный день, и при этом у него остается возможность выплатить закят аль-фитр, то он обязан это сделать. Так считали большинство ученых.

(2) Человек должен быть из числа тех, кто выплачивает ежегодный обязательный закят; он выплачивает данную милостыню от себя и от всех, кто находится под его материальным обеспечением. Так считали богословы-ханафиты, проводя аналогию между закятом аль-фитр и ежегодным обязательным закятом.

Кто получает

Закят аль-фитр выплачивается тем же 8 категориям, которым выплачивается и ежегодный закят [Аз-Зухайли. Указ. соч. Т. 3. С. 2048]. «Поистине, милостыня (закят) принадлежит [выплачивается]: бедным [не имеющим нисаба, т. е. не относящимся к тем, кто обязан выплачивать закят]; нищим [неимущим и обездоленным]; тем, кто занимается сбором и распространением закята; тем, кто близок к вере или еще слаб в своей религиозности; для выкупа и освобождения рабов; на уплату долгов тех, кто не в состоянии расплатиться с ними; на пути Господа; путникам [оказавшимся в затруднительном положении]. Это обязательно для вас, Господь всезнающ и бесконечно мудр» (Св. Коран, 9:60).

Обычно верующие передают закят аль-фитр в местные мечети, которые в последующем распределяют его в соответствии с предписаниями религии. Важно отметить, что закят аль-фитр не может передаваться людям, далеким от понятий веры [Там же].

Сроки выплат

Время выплаты закята аль-фитр начинается с началом месяца Рамадан. Так считала значительная часть исламских богословов, в том числе шафииты и ханафиты. Более целесообразным будет выплата за день или два до праздника Разговения.

Самым правильным будет выплата закята аль-фитр в промежутке между заходом солнца в последний день поста и до утра, до начала праздничной молитвы.

Если верующий не успел сделать это до праздничной молитвы, то обязательность все равно сохраняется. Очень желательно, чтобы данная обязанность была восполнена в первый же праздничный день. По мнению всех ученых, оставлять это на более позднее время греховно [Там же. С. 2047].

Денежный эквивалент закята аль-фитр

Полезно процитировать слова Юсуфа аль-Карадави: «Данная форма закята (закят аль-фитр) имеет определенный размер, установленный Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) — один са. И мне кажется, что мудрость этого состоит в следующем.

(1) В те времена деньги были редкостью, особенно у тех, кто жил в пустыне, вдали от городов. Наиболее распространенной формой оплаты было то, что они выращивали: финики, ячмень и т. д.

(2) Стоимость и ценность определенных денежных единиц, валют часто меняется, а порой они вообще выходят из обихода. Поэтому, когда в месяц Рамадан объявляют о размере закята аль-фитр в этом году в денежных единицах, нет ничего удивительного в том, что эта цифра может отличаться от прошлогодней. Как раз через меру сыпучих тел са‘ можно получить то количество продуктов или денежных средств, которых будет вполне достаточно для того, чтобы накормить одну семью.

Исламские ученые говорили, что форма выплаты закята аль-фитр не ограничивается продуктами, упомянутыми в хадисах, а определяется теми продуктами, что наиболее распространены в данной местности. Ученые ханафитского мазхаба также говорили о возможности выплаты закята аль-фитр в денежном эквиваленте.

Если человек, выплачивающий такую форму обязательной милостыни, является достаточно имущим, то лучше дать больше, чем один са» [Аль-Карадави Ю. Фатава муасыра. Т. 1. С. 336, 337; аз-Зухайли. Указ. соч. Т. 3. С. 2044, 2045].

Во многих странах, где в религиозной практике преобладает мазхаб имама аш-Шафии, на государственном или местном уровне определяется размер закята аль-фитр в денежных единицах, об эквиваленте которого заблаговременно объявляется людям через мечети и СМИ. Верующие относят закят аль-фитр в мечети или самостоятельно доводят до нуждающихся. Существует и практика, когда деньги передаются в специальные министерства и ведомства, реализующие эти средства на нужды и чаяния бедных и сирот.

Духовным управлением мусульман Европейской части России установлен размер фитр-садака в 2011 году: 100 рублей — для малоимущих; 200 рублей — для людей со средним достатком; от 300 рублей — для состоятельных.

Фидья-садака

Если человек в состоянии поститься, то ему необходимо восполнять несовершенный по той или иной причине пост только постом. Удобнее поститься зимой, когда дни наиболее коротки [Аль-Карадави Ю. Указ. соч. Т. 3. С. 263]. Необязательно восполнять пропущенные дни поста подряд, а исходить из возможностей, ритма жизни, графика рабочей недели и т. д.

А выплата фидья-садака актуальна для тех, кто не имеет физических возможностей для соблюдения поста. Фидья-садака — это милостыня-искупление: за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего, израсходовав на него средств столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

Для умирающего целесообразным является учет пропущенных им дней поста и завещание наследникам выплатить фидью за эти дни из его имущества. Дети покойного могут выплатить фидью и из своих личных сбережений от его имени [Аль-Буты Р. Маа ан-нас. Машурат ва фатава. С. 44].

«Если человек пропустил какое-то количество дней поста по уважительной причине и умер, так и не имея физической возможности восполнить их, то за него... выплачивается фидья [Амин М. (Ибн Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 1. С. 355]. Если же он имел возможность, но не постился, откладывая на потом, и внезапно умер, то желательно, чтобы за него постился кто-то из его родных или же были накормлены нищие, неимущие, число которых определяется количеством пропущенных дней — т. е. выплачивается фидья» [Аз-Зухайли. Указ. соч. Т. 3. С. 1700]. Ат-Тирмизи приводит слова Ибн Умара: «Если кто-либо умер и на нем остался долг поста, то пусть за него накормят по одному нищему за каждый день пропущенного поста» [Сунан ат-Тирмизи. 2002. С. 236, хадис № 717]. Передается от Айши: «Если кто-то умер, а на нем остался долг поста, то пусть за него постится родственник» [Сб. х. аль-Бухари, Муслима, Ахмада и Абу Дауда. См.: ас-Суюти. Аль-джами ас-сагыр. С. 543, хадис № 9038, сахих].

Муфтий шейх Равиль Гайнутдин,
председатель Совета муфтиев России,
председатель Духовного управления
мусульман Европейской части России



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.