Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Ислам Минбаре №189 — Рамадан
11.08.2011

Рамадан летом

Проблеме соблюдения поста в длинные световые дни уделялось не так уж и мало внимания, и мнения некоторых ученых были опубликованы, в том числе и на русском языке. Сопоставим эти рассуждения между собой и попытаемся сгруппировать их по пунктам:

1) Согласно наиболее простому заключению части богословов (Усаймин и др.), сколь бы длинным ни был световой день, мусульмане должны строго придерживаться графика рассвета и захода солнца, соблюдая пост в течение всего этого времени (речь не идет о таких периодах времени и регионах, где отсутствует понятие захода и восхода).

2) Другое мнение предполагает возможную замену дней для поста в другие месяцы, в которых дни не будут такими долгими. Такое решение выносится по аналогии с болезнью или путешествием, когда разрешается отложить соблюдение поста на другие дни (сура 2:184).

3) Существует и еще одна фетва (оглашенная, в частности, муфтием Египта), согласно которой если в регионе световой день длится более 18 часов, то ориентироваться можно по Мекке. В рамках этого же мнения часть ученых считает, что в этом случае ориентироваться следует по ближайшей мусульманской стране, где время поста не превышает указанную разницу времени.

Не ставя под сомнение авторитет богословов, придерживающихся точки зрения под № 1, нельзя не заметить, что это мнение не совсем выверенное и отработанное. В свое время ученые для осуществления того или иного решения проблемы сначала сами пытались «окунуться» в нее. Исходя из этого, более правильным было бы сначала попробовать держать пост в России в течение целого летнего месяца, выполняя при этом свои повседневные обязанности. Особенно хочется посоветовать это тем молодым мусульманам, которые критикуют не соблюдающих пост работяг, трудящихся на стройках или в других подобных местах. Смогли бы они сами выдержать то, к чему они обязывают других, грозя еще при этом адским наказанием? Смогли бы они бросить свои рабочие места (как это они часто советуют), если бы оказались в такой же ситуации, как вынужденные приехать на заработки издалека и подчас не имеющие возможности найти нормальную, хорошо оплачиваемую работу среднеазиатские мусульмане? Все это говорится не для того, чтобы оправдать чьи-то прегрешения или небрежение, — но существуют пределы, через которые далеко не все могут проникнуть. Тем более что «Аллах желает... облегчения, и не желает... затруднения» (сура 2:185).

Какие же выводы можно сделать из вышесказанного? Все три варианта решения имеют под собой религиозно-правовую основу, и каждый имеет право следовать за всеми тремя мнениями, поскольку в данном случае между учеными существует ихтиляф (разночтения). Ни в коем случае не претендуя на истину в последней инстанции, следует отметить, что второй и третий варианты для части российских мусульман (особенно для женщин, пожилых людей и трудящихся на тяжелых работах) подходят более, чем вариант первый, поскольку они отражают реалии современной российской, достаточно суровой действительности. Но, как уже подчеркивалось, каждый имеет право выбрать тот вариант, которому он больше доверяет, при этом не навязывая его другим. Очевидно, что возможности и силы разных людей не одинаковы и, к примеру, 50‑летняя женщина явным образом отличается от 20‑летнего богатыря. Она, может, и смогла бы держать пост, но 2–3 дня, максимум неделю, а длительный период ей не под силу. Так что же ей делать?

Поэтому одной из моделей соблюдения поста в период долгих дней может быть следующая: намереваясь держать пост в месяц Рамадан, приступить к его соблюдению в течение стольких дней, сколько выдерживает наш организм, но без нанесения ему ущерба. Как только усталость начинает влиять на здоровье или на производительность труда, возможно, следует сделать перерыв, чтобы через какое-то время вновь начать соблюдать пост. Чередуя таким образом дни, мы можем относительно спокойно провести весь Рамадан, восполнив пропущенные дни впоследствии.

Эта модель не предназначена для тех, кто подходит под категорию болеющих, поскольку для таких людей необходимо руководствоваться аятом 2:184 (то есть восполнять пропущенные дни впоследствии). Также это не относится и к тем, относительно которых в том же аяте сказано: «А тем, которым поститься затруднительно (то есть те, кто поститься не сможет в течение всего года), — искупление кормлением бедняка (садака аль-фидья)». Представляется уместным привести цитату из сборника фетв ученых-богословов Совета Исламской академии фикха при ОИК: "Если врач, будучи специалистом, вынес заключение, что соблюдение поста наносит вред организму, то человек имеет право воздержаться от поста. Если больной все же решил соблюдать пост, то он совершает, согласно исламу, макрух —"порицаемый поступок«, так как наносит тем самым себе вред и пренебрегает облегчением и разрешением, данными ему Господом, даже если он вроде не испытывает вреда от поста. Если же вред от соблюдения поста реально состоялся, но человек продолжает поститься, то он уже совершает харам — «запретный, греховный поступок», поскольку Всевышний Аллах запретил самобичевание: «Не убивайте самих себя, ведь, поистине, Аллах к вам милосерд»« (сура 4:29).

В качестве заключения хотелось бы пожелать всем того блага, которое дарует Всевышний в этот священный месяц, провести благородный месяц Рамадан так, чтобы Господь остался нами доволен и даже в случае неполного соблюдения поста увеличить количество благих дел, намазов и восхвалений Всевышнего. Дай Аллах, чтобы мы ощущали от благословенного Рамадана радость, а не уныние и желали, чтобы он продолжался как можно дольше. «Господь наш! Не взыщи с нас, если мы позабыли что-то или ошиблись. Господь наш! И не возлагай на нас тяготы, как Ты возложил их на тех, кто был прежде нас. Господь наш! И не возлагай на нас также и то, на что у нас не хватит сил. И будь к нам снисходителен, прости и помилуй нас!»

Марат Хайретдинов,
руководитель Отдела аналитики и информации ДУМЕР

 


Рамадан — месяц поста и благочестия
Обращение муфтия шейха Равиля Гайнутдина
по случаю наспутлени Рамадана

Ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Дорогие братья и сестры! Вот и наступил священный месяц Рамадан — месяц поста и благочестия, стойкости духа и плоти. Мы знаем, что тем из нас, кто находится в благом здравии, в этот благословенный месяц следует воздерживаться от еды и питья. Однако не все из нас знают, что соблюдение поста не должно приводить к ослаблению нашей жизнедеятельности. Пост соблюдается ради Аллаха, и в одном из хадисов‑кудси Всевышний (субханаху ва тааля) сказал, что лишь Он Сам назначит награду за его соблюдение. Но достаточно ли будет для человека выполнять все предписания Всевышнего и при этом отгородиться от внешнего мира, занимаясь лишь самим собой? Аяты Корана говорят нам, что это отнюдь не так: «Поистине, каждый человек в убытке, кроме тех, которые уверовали, творили благие деяния, заповедали друг другу истину, заповедали друг другу терпение». Сура «Аль-Аср» показывает нам, что мало уверовать и совершать благие деяния — необходимо еще и распространять истину, соблюдая при этом терпение и выдержку. И месяц Рамадан является одним из тех периодов времени, когда исламская проповедь должна доводиться до людей как можно больше, как можно лучше. Именно в этот месяц многие мусульмане обращают свои сердца и души к религии, и если мы в этот момент закроемся, будем заниматься лишь своими делами, то окажемся в убытке, о чем и говорится в указанной выше суре.

На кого же в первую очередь следует обращать внимание мусульманам? Аллах Всевышний указал нам и на это: «Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам, странникам» (сура «Ан-Ниса», аят 36). И если в этот благословенный месяц мы будем побольше гостить у наших родителей; укрепим или восстановим отношения с близкими и дальними родственниками; упрочим связи с соседями; хоть в чем-то поможем нашим друзьям или коллегам; не оставим в беде тех, кто нуждается в помощи, — это будет означать, что мы не зря прожили Рамадан. Мы будем надеяться на милость, прощение и вознаграждение Аллаха, поскольку любое благое деяние, совершенное в этот месяц, согласно словам Всевышнего, вознаградится в несколько раз больше, чем в другое время.

К сожалению, иногда, в этот священный месяц часть мусульман не только не следует предписаниям Аллаха, но и отвращает людей от Ислама. Так, например, кто-то, пока еще не дошедший в своем жизненном пути до других способов поклонения, желает приобщиться к посту — однако вместо добрых и приветственных слов может услышать в ответ: «Пост твой не примется, потому что намаз не читаешь». Дорогие братья и сестры, разве имеем мы право решать за Аллаха, чей пост будет принят, а чей — нет? Разве не проявляем мы таким образом высокомерие, принимая на себя роль Судьи? Только один Всевышний определяет, что и от кого будет принято, ведь это Он — Создатель всего сущего, Он — Господь миров, Он — Властелин Судного дня.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) никогда не отвергал тех, кто стремился на путь Аллаха. Он сказал: «Проявляй милосердие по отношению к тем, кто на земле, и проявит милосердие по отношению к тебе Тот, Кто на небе». Это и есть Сунна Пророка, так давайте же придерживаться ее. И тогда, если будет на то воля Всевышнего, мы увидим совсем другое отношение и к нам — мусульманам, и к нашей религии — Исламу.

Дорогие братья и сестры! Искренне поздравляю вас с наступлением великого, самого лучшего месяца в году — месяца Рамадан. «О, Аллах! Поистине, Ты Прощающий, Щедрый, любишь прощение, так прости же нас!»

Рамадан карим! Аллах рахим!

Муфтий шейх Равиль Гайнутдин



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.