Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре №187-188 — Обращение муфтия шейха Равиля Гайнутдина по случаю официального празднования Дня принятия Ислама Волжской Булгарией
10.06.2011

Дорогие граждане Татарстана! Уважаемые читатели газеты «Ислам минбаре»!

Позвольте мне от имени Совета муфтиев России и от себя лично искренне поздравить вас с Днем принятия Ислама Волжской Булгарией — памятным днем, который впервые на официальном уровне отмечается в Татарстане 21 мая 2011 года. Значение этого праздника нельзя не оценить, исходя из объективных оценок истории татарского народа, как и всех других народов Поволжья и Урала. Религиозный, культурный, цивилизационный код, который заложило в наш народ принятие единобожия, оказался столь силен, что никакие внешние воздействия не привели к отказу от наших корней, от нашего прошлого, от нашего Ислама. Супостаты на протяжении десятилетий пытались вырвать с корнем Ислам из жизни татарского народа (и шире — всего тюрко-мусульманского сообщества Урало-Поволжья); люди старшего возраста все еще помнят, как жестоко преследовался Ислам в недавнем прошлом, преступно уничтожались места поклонения Аллаху, сжигались написанные арабским шрифтом книги, нивелировалась религиозная и национальная культура. Все это оказалось бесполезным и бессмысленным: менялись генсеки, рушились страны, гибли империи, а Ислам в наших сердцах жил, жив и будет жить в наших потомках вплоть до Судного дня, если позволит Аллах! Такова была сила Ислама среди наших предков, таков был истинный путь, выбранный булгарами более 1000 лет тому назад.

Справедливости ради следует отметить, что дата 21 мая, выбранная для этого памятного дня, довольно условна. Во‑первых, делегация из Арабского халифата, посетившая Волжскую Булгарию, приехала отнюдь не к язычникам — из описания Ибн Фадлана четко видно, что булгары к тому времени уже исповедовали Ислам, имели мечети и даже предпочли ханафитский мазхаб другой богословской школе. Во‑вторых, правильнее вести речь о принятии Ислама народами Волжской Булгарии, потому что среди них в тот момент были и тюрки, и потомки угров, и ираноязычные племена, из смешения которых и родилась столь богатая татарская культура. Наконец, в‑третьих, не следует забывать и о других, не менее значимых датах в истории Ислама в нашей стране: приходе мусульман в Дербент при праведных халифах, распространении Ислама в Хазарии, 700‑летии принятия Ислама золотоордынскими ханами.

Все эти даты — наше общее наследие, цепочки нашей истории, и не стоит чуждаться ничего из перечисленного, чтобы не впадать в изоляционизм, «булгаризм» или «татаризм»: и то и другое опасно и разрушительно для татарской нации. Сегодня мы — мусульмане России — одно целое. И башкиры, и чеченцы, и народы Дагестана, и черкесы, и татары, и казахи — каждый из мусульман имеет право считаться наследником Булгара, Дербента, Итиля, Сарая… Вместе мы — великая сила, и поэтому, уверен, к поздравлениям в адрес жителей Татарстана с этим праздником присоединяется и вся российская мусульманская умма. Пусть Аллах будет доволен принявшими Ислам нашими предками! Пусть Всевышний вознаградит их Райскими садами! И пусть наш Создатель поможет нам в нелегком деле возрождения Ислама в мусульманских общинах по всей Российской Федерации!

 

Из выступления М. Ш. Шаймиева на открытии II Болгарского форума

Казанский кремль, 21 мая 2011 года

История любого народа состоит из различных этапов. Бывают периоды расцвета, подъема, которые сменяются упадком, за которым вновь начинается возрождение. Подобные циклы жизни характерны для истории, но в судьбе народов бывают этапы, которые меняют течение времени, переводя ее в совершенно другое русло. Таким периодом для многих народов, несомненно, является существование Волжско-Камской Булгарии.

Появление и активное развитие Булгар­ского государства, которое проходило в условиях небывалой интенсивности и масштабности контактов и взаимодействия культур, привело к качественному скачку в историко-культурном развитии огромного региона. Созданная на пресечении двух ключевых для раннего средневековья торговых магистралей — Великого Шелкового пути и северного Пушного пути, Волжская Булгария сыграла революционную роль в истории Восточной Европы, стала локомотивом ускорения социально-экономических, политических и цивилизационных процессов для целого ряда народов Поволжья, активно стимулировала возникновение и бурное развитие городов. Именно в этот период тюркская культура получила значительный импульс для масштабного и всестороннего развития, укрепления связей славянских, финно-угорских и тюркских народов. Волжская Булгария, связав Восток и Запад, Север и Юг, оставила огромный след в формировании и развитии исторических процессов на огромном Евразийском континенте в эпоху раннего средневековья, повлияв на последующие периоды истории.

Мы должны помнить и еще об одном существенном факте, непосредственно связанном с Волжской Булгарией, который очень актуален для нашего времени. Сегодня, когда велико влияние деструктивных, разрушающих единство мира факторов, чрезвычайно важно искать и находить пути объединения народов, в том числе и на примерах нашего общего прошлого… Хорошо известно, что эпоха процветания Волго-Камского и отчасти восточноевропейского пространства наступала тогда, когда развивалась торговля, а в политике главенствовали законы толерант­ности и взаимного учета интересов. В этом смысле Волжская Булгария взяла на себя важную объединительную миссию — была чутким барометром экономической, политической, духовной, культурной жизни, активно способствовала процветанию Волго-Камского и соседних регионов.

 

Мусульмане России скорбят по брату Максуду Садикову

От имени Совета муфтиев России мы выражаем глубокие соболезнования родным и близким нашего брата члена Совета муфтиев России, ректора Института теологии и международных отношений Максуда-хаджи Садикова и погибшего вместе с ним его племянника Залимхана Мусаева, ушедших от нас в мир иной, где он пребудет в вечном Раю за свою искреннюю веру и служение Всевышнему Аллаху.

Гибель мусульманского ученого — тяжелейшая потеря для исламского просветительства и образования в России и серьезный удар по традиционному Исламу. Однако мусульмане уверены, что дело распространения Ислама как религии, призывающей к миру и несущей мир, дело, которому посвятил свою жизнь Максуд-хаджи Садиков, будет продолжено и на этом пути появятся сотни и тысячи новых просветителей.

Сегодняшний день должен стать днем призыва к консолидации сил, противостоящих расколу общества, к объединению сил, против всех призывающих к отторжению Кавказа. Виновникам этого убийства мы напоминаем предостережение Всевышнего, запечатленное в Коране: «Тот, кто умышленно принесет смерть, его последним местом будет геенна огненная» (4:94).

Муфтий шейх Равиль Гайнутдин

 



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.