Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре №187-188 — Всероссийская конференция, посвященная 160­летию со дня рождения Исмаил­бея Гаспринского
10.06.2011

26 мая в Москве под эгидой Духовного управлениям мусульман Европейской части России и при содействии Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования прошла научно­практическая конференция «Исмаил­бей Гаспринский и рождение единства российских мусульман». Участники конференции — представители академических кругов, религиозных и общественных организаций Москвы, Казани, Уфы, Нижнего Новгорода, Санкт­Петербурга, Оренбурга, Екатеринбурга и Крыма, а также гости форума заслушали доклады и сообщения о различных аспектах наследия Исмаил­бея Гаспринского и преломлении их в свете сегодняшнего дня. Они с удовлетворением отметили наметившуюся тенденцию проводить научные чтения памяти крупных мыслителей российского мусульманского сообщества — ежегодные Фаизхановские (Нижний Новгород) и Фахретдиновские (Уфа) чтения и выразили надежду, что количество и представительность таких форумов будет расти, способствуя консолидации академического и экспертного сообществ. Вел конференцию к. и. н. Дамир Хайретдинов.

Мероприятие начал первый заместитель председателя ДУМЕР Дамир Мухетдинов, который приветствовал собравшихся гостей и объяснил концептуальный интерес к изучению наследия Гаспринского с точки зрения единства российских мусульман. В начале конференции были оглашены приветственные слова от имени директора Института востоковедения РАН В. В. Наумкина, которые огласил к. и.н. О. В. Бобровников, и директора Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования Д. А. Бондаренко, зачитанные заместителем директора Фонда О. В. Симаковым.

Профессор МГУ д. и. н.Д. Ю. Арапов своем докладе отметил, что И. Гаспринский, будучи дворянином и чрезвычайно грамотным деятелем, умело использовал свое высокое положение, использовал все возможности для реализации своей миссии просветителя и защитника интересов российских мусульман. Так, даже Н. П. Остроумов, наследник идеологии Ильминского, в своей записке писал, что Гаспринский благодарил петербургского митрополита «за его заботу о российских мусульманах» (хотя последнее было чистой формальностью), что является показателем его высокой образованности и дипломатичности.

Профессор Центра политологии и антропологии современного Востока РГГУ д. и. н.Г. Г. Косач выступал по теме «Джадидизм в Оренбурге: начало XX столетия». Эту тему развил затем и с. н.с. Оренбургского государственного аграрного университета к. и. н.Д. Н. Денисов. В конце ХХ в. мусульмане из Оренбургской губернии стали отправлять своих преподавателей к Гасприн­скому, с тем чтобы они прошли там переквалификацию для обучения по звуковому методу. Миллионер Ахмет Хусаинов выкупал у Исмаил-бея учебную литературу для введения джадидского метода в систему исламского образования в этом регионе. Среди подписчиков газеты «Тарджеман» были богатые мусульманские купцы Хусаиновы, писатель Фатих Карими и др., состоявшие в переписке с редакцией. Благодаря этому в газете регулярно освещались вопросы жизни оренбургских мусульман.

Генерал-майор, президент фонда «Русские» Л. И. Шершнёв в ходе своего доклада представил участникам конференции один из номеров журнала «Дипломатика», который целиком посвящен теме взаимоотношений российских мусульман и Российского государства. Исмаил-бей первым из мусульманских мыслителей нашей страны ввел в оборот понятие «русского мусульманства», при этом он писал: «Я верую, что рано или поздно русское мусульманство, воспитанное Россией, станет во главе умственного развития и цивилизации остального мусульманства».

Профессор Казанского филиала Российской академии правосудия, руководитель казанского отделения фонда «Марджани» д. и. н.А. Ю. Хабутдинов выступил по теме «“Русское мусульманство” Исмаила Гаспринского: единство в многообразии». В нем он сделал упор на единой системе мусульманского образования, которую продвигал в жизнь Исмаил-бей, на идеях единой мусульманской «нации»-миллета, единого литературного языка.

Профессор Нижегородского государственного лингвистического университета д. и. н.О. Н. Сенюткина представила доклад «Исмаил Гаспринский: личность и время». Еще при жизни Исмаил-бея его личность стала восприниматься в российской мусульманской умме как «Отца нации», хотя тогда же наметилась и некая двойственность в его восприятии, поскольку он выстраивал концепцию российско-мусульманского единства и не являлся тюркским националистом в полном смысле этого слова. В начале 1990‑х гг. фигура Гаспринского воспринималась не сама по себе, а лишь как фон для национализма на постсоветском пространстве — причем как тюркского, так и украинского. И лишь в наше время наметилось серьезное, объективное изучение его наследия.

Профессор Казанского федерального университета Д. М. Усманова озвучила доклад «“Европейские турне” И. Гаспринского, Ф. Карими и С. Максуди: эволюция “жанра”». Она обратила внимание, что личность Исмаил-бея вызывает огромное уважение со стороны всех российских мусульман, что он по праву рассматривается как объединяющая, во многом символическая фигура в первую очередь крымскими татарами, как и другими мусульманскими нациями бывшей Российской империи. Жанр путевых заметок, выросший из «Хадж-наме», развивался как Гаспринским (в виде отдельных публикаций в «Тарджемане»), так и позже Фатихом Карими и Садри Максуди. Европа, несмотря на культурную притягательность, оставалась для российских мусульман «чужой» в ментальном плане, но они искали здесь идеальную модель некоторых актуальных вопросов того времени (роль женщины, идея прогресса мусульманской нации, положение мусульманских земель).

Доцент Башкирского государственного университета к. и. н.М. Н. Фарх­шатов огласил доклад «Ахмед-Заки Валиди и Исмаил Гаспринский (К проблеме эволюции интеллектуальной элиты тюркских народов российского Востока на рубеже ХIХ–ХХ веков)». В чем-то А.-З. Валиди и И. Гаспралы были едины — например, в научно-просветительской деятельности, но в отдельных вопросах выступали антагонистами. Так, Валиди выступил с критикой идей Гаспринского о национальном единстве российских мусульман, признав их утопичными. Вместе с тем Заки Валиди особо отмечал роль Исмаил-бея в понимании значения СМИ, в женском вопросе, в развитии единого литературного языка.

Профессор МПГУ д. филол. н.А. Т. Сибгатуллина, директор дома-музея Е. Нагаевской и А. Ромма из Бахчисарая М. В. Соколова, декан МИУ к. п. н. Г. Ю. Хабибуллина, доцент Казанского федерального университета д. филол. н.А. М. Ахунов и другие участники представили свои доклады, посвященные разным сторонам жизнедеятельности и творчества Гаспринского. С сообщением по теме «Гасприн­ский в армянской печати» выступила А. Н. Тагирджанова, сотрудник Института Петербурга: одна из заметок Гаспринского — «Привет армянскому народу» была написана с целью снижения армяно-тюркских противоречий.

С заключительным словом выступил председатель ДУМЕР муфтий шейх Равиль Гайнутдин, который в мае сего года посетил могилу Исмаил-бея в Бахчисарае и обратился к Аллаху с мольбами за души усопших мусульман Крыма. Равиль-хазрат, в частности, сделал особый упор на необходимость воплощения в жизнь главной концептуальной мечты Исмаил-бея — достижения единства российских мусульман, что следует из коранической заповеди «Держитесь за вервь Аллаха все и не разделяйтесь», и процитировал И. Гаспринского: «Мне кажется, что в будущем, быть может, недалеком, России суждено будет сделаться одним из значительных мусульманских государств, что, я думаю, нисколько не умалит ее значения как великой христианской державы».

Участники приняли резолюцию, в которой призвали углубить и расширить деятельность по популяризации наследия российских мусульман и выработать рекомендации по использованию наследия Гаспринского для реформирования современного российского общества. С воодушевлением восприняв процесс модернизации ДУМЕР, они пожелали муфтияту акцентировать внимание на необходимости проведения духовными структурами мусульман научных конференций, участия в научных исследованиях и публикации научной литературы. Целью этих проектов должно стать глубокое представление о роли мусульман в политической и гражданской истории Российского государства. На этой основе должна осуществляться выработка подходов к созданию мусульманской гражданской идентичности и к обеспечению весомого и содержательного вклада мусульман в дело формирования общероссийской гражданской идентичности и правового государства РФ.

Дамир Хайретдинов

 



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.