Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Ислам Минбаре №187-188 — Правительство и парламент в попытке диалога сто лет назад: П. А. Столыпин и российские мусульмане
10.06.2011

Текущий год стал в России годом Столыпина. В трудах и идеях этого российского государственного деятеля видят ориентиры для современного Отечества, одновременно стабильного и развивающегося. П. А. Столыпин рассматривается как человек, преодолевший революционный кризис 1905‑1907 гг., проведший реформы, способствовавшие творческой самореализации россий­ского крестьянского большинства, оказавшийся способным наладить диалог с парламентом. Цифры экономического и демографического роста, развития образования, увеличения числа собственников греют душу патриотам. Воспевается благодарность народа и монументы, воздвигнутые в честь Столыпина. Правда, меньше любят вспоминать преступную халатность (?!) его собственных подчиненных в день убийства премьера, последующую Первую мировую войну и Февральскую революцию 1917 года, в первый месяц которой были свергнуты все памятники Столыпину.

Началом торжеств стала прошедшая 18 мая в Санкт-Петербурге конференция, посвященная 150‑летию со дня рождения П. А. Столыпина. Она носила крайне актуальное название: «Идея правового государства в России: история и современность». Правовое государство, правоприменение понятий «справедливость» и «несправедливость», собственность и эффективный массовый собственник, компетентный и некоррумпированный чиновник — эти вопросы для правителей и простых граждан актуальны сегодня не менее, чем 100 лет назад. Искреннее желание решить эти проблемы объединяло П. А. Столыпина (премьер в 1906–1911 гг.) и депутатов Государственной Думы Российской империи.

По российским законам того времени императору принадлежал абсолютный контроль над составом правительства и право абсолютного вето на решения обеих палат парламента. Верхняя палата — Государственный совет, наполовину комплектуемый императором из отставных чиновников, — также обладала правом абсолютного вето и сводила на нет многие законопроекты Госдумы и лично П. А. Столыпина. Поэтому для проведения аграрной реформы российский премьер был вынужден жертвовать другими законопроектами, касающимися, в частности, свободы совести и прав нерусских народов. П. А. Столыпин отказался от проектов, гарантировавших равноправие всех граждан России и свободу выбора вероисповедания. Это было особенно актуально для многих мусульман-татар, многие из которых юридически считались православными. По избирательному закону 3 июня 1907 года права выборов в Думу были лишены мусульмане Средней Азии, Казахстана, большей части Северного Кавказа. В итоге вместо 36 мусульман, которые были членами II Госдумы (1907), их осталось только 10 в III Думе (1907–1912). Сложные отношения лично П. А. Столыпина с партией кадетов, с которой традиционно блокировалась мусульманская фракция, а также ухудшение отношений с Османским халифатом и возникающие жупелы панисламизма и пантюркизма также не способ­ствовали улучшению отношений между премьером России и мусульманской элитой империи.

Вместе с тем столыпинское пятилетие (1906–1911) в российской истории является одной из выдающихся страниц не только в истории всей империи, но и российских мусульман. Речь идет о расцвете городского и частично сельского среднего класса, который был ключевым элементом особенно татарского общества, но также развивался и среди других мусульманских оседлых народов. Литература, созданная в эти годы, сегодня образует канон «золотого века» национальной словесности.

Несмотря на закрытие ряда джадидских школ и крупного медресе Буби, именно в годы Столыпина происходит расцвет джадидских медресе, по сути, превращавшихся в элитарные гуманитарные учебные заведения, совмещавшие религиозный и светский профили (чего не слишком успешно пытаются достигнуть сейчас). Именно в годы столыпинских преобразований были разработаны положения о негосударственных вузах, включая Народный университет имени А. Л. Шанявского. На его основе был создан устав оренбургского медресе «Хусаиния». П. А. Столыпин лично санкционирует завещание Ахмед-бая Хусаинова, обеспечивавшего финансирование как «Хусаинии», так и целого ряда других образовательных проектов. В период столыпинских реформ ассигнования на нужды начального образования выросли почти в четыре раза: с 9 до 35,5 млн рублей!

В 1910 году по инициативе П. А. Столыпина при Министерстве просвещения было созвано совещание по вопросу образования нерусских народов, закончившее свою деятельность в 1913 году. Большинство его членов из числа чиновников придерживались убеждения, что правительственная школа в принципе не должна быть «враждебной ко всему инородческому и иноверческому». Наоборот, она должна «располагать к себе» нерусское население путем включения в учебный курс изучения местных религий и языков, «имеющих письменность и литературу». Занятия по русскому языку по Правилам 1913 года заняли до 30% учебного времени. Совещание считало необходимым установить и провести четкую грань между общим и религиозным образованием. Национальные светские учебные заведения должны быть преобразованы в частные школы и подчинены правительственному надзору.

Правительство П. А. Столыпина не поддер­живало идею о «тюрки» как едином литературном языке российских мусульман. При этом в законопроекте о всеобщем обучении, одобренном 19 марта 1911 года Госдумой, но отклоненном затем Госсоветом, признавалось лишь 10 «более культурных» языков. Из всех языков мусульманских народов здесь упоминался только татарский. Заметим, что в цензорских отчетах 1910 года указывалось: литературный татарский язык если и отличался от «тюрки», то лишь частью словарного запаса. Кроме ряда поэтических произведений, близких к народному наречию, это действительно так.

В реальности правительство боролось с ино­странными учебниками и преподавателями-иностранцами, но достаточно спокойно относилось к обучению представителей других мусульманских регионов России в татарских медресе и к использованию учебной литературы, изданной в городах Волго-Уральского региона, по всей империи. Поэтому казанская азбука Ахмада-Хади Максуди «Муаллим авваль» разошлась более чем миллионным тиражом.

Сложнее обстояла ситуация в сфере политики. III Дума с ее помещичьим большинством считала, что полноправной должна быть только христианская правящая верхушка. Садри Максуди с его дипломом юридического факультета Сорбонны пытался объяснять: «Для России, состоящей из массы народностей, государственные интересы могут заключаться, так сказать, в равнодействующей интересов всех народностей, то есть в том, чтобы самые насущные интересы всех народностей были удовлетворены в такой мере, чтобы от этого государство не пострадало». В полемике с правыми депутатами С. Максуди стремился объяснить им, что «до тех пор, пока вы не поймете, что Россия — это государство сложное [голоса справа: поняли], где проживает масса национальностей, а не сплошное славянское государство, до тех пор, пока вы не поймете, что существующие в России национальности имеют такое же право на самостоятельное существование, как вы [голоса справа: нет], вы не в состоянии будете управлять государством».

1 мая 1910 года, защищая право мусульман отдыхать по собственному религиозному календарю, С. Максуди сказал пророческие слова в отношении правого большинства: «Можно игнорировать всех. Недавно вы игнорировали интеллигенцию по местному суду, недавно вы пренебрегли интересами поляков по вопросу о самоуправлении, пренебрегли недавно интересами туркестанцев. Вы пренебрегаете всеми, вы игнорируете поляков, нас всех, но, господа, это отношение может иметь обратную сторону медали: если вы игнорируете целые категории населения, они тоже могут вас игнорировать». До Февральской революции оставалось менее семи лет…

Столыпинское пятилетие навсегда останется в истории России как период ее расцвета, объединивший государство и общество. К сожалению, даже экономическая аграрная реформа коснулась не всех крестьян. Политическая реформа только сделала первые шаги, важнейшим из которых стало доказательство возможности совместной работы парламента и правительства. П. А. Столыпин утверждал, что ему нужно двадцать лет для изменения России, превращения ее в стабильное и цветущее государство. В 1917 году Садри Максуди говорил то же самое о российских мусульманах. Но Столыпину оставалось только пять лет жизни и деятельности при нарастающем сопротивлении российских верхов. С. Максуди получил долгую жизнь, но не время для реформ…

Двадцать лет в этом году исполняется новой, независимой России. Но похоже, что все эти годы цели ее развития оказывались весьма далекими от ориентиров Столыпина и Максуди. И поэтому опять мы пытаемся вглядеться в прошлое в поисках путей для современности. Научит ли нас история хоть чему-то?

Айдар Хабутдинов,
доктор исторических наук, профессор

 



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.