Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре №186 — Истоки мусульманской общины Москвы
11.05.2011


Московская Историческая мечеть. Фото 1884 г.

Московская мусульманская община в историческом срезе действовала наряду с общинами протестантов (немцев), католиков (поляков, французов), иудеев, а также армян, грузин, ассирийцев и других немногочисленных этнических и конфессиональных меньшинств, сохранявших на протяжении длительного времени в условиях подавляющего иноэтнического окружения свои национально-культурные и религиозные особенности. Отличительной чертой именно мусульманской общины было то, что она продолжила историческую линию утративших некогда лидирующее положение своих предков — выходцев из Золотой Орды и постордынских государств.

Первый, наиболее древний период истории мусульманской общины Москвы, период становления этой общины, наиболее сложен для изучения. Историческое начало мусульманской общины Москвы восходит, очевидно, ко времени существования Золотой Орды, хотя имеются доказательства проникновения отдельных сторон исламской цивилизации на эти земли еще до XII в. В XIV в. внутри кремля отмечено наличие Ханского двора — резиденции послов, баскаков и прочих представителей ханов Золотой Орды; примерно в тот же период происходит и процесс исламизации этого государства и его населения. На период зависимости русских княжеств от Золотой Орды важнейшие политические шаги Москвы утверждались и решались именно здесь. Хотя с достоверностью утверждать о тождестве ордынской резиденции и начале мусульманской общины Москвы для XIV века невозможно, упоминание Ханского двора в кремле во второй половине XV в. (когда исламизация ордынцев, безусловно, в основном уже состоялась) дает основание предполагать о том, что именно этот центр концентрации выходцев из Золотой Орды послужил основой будущей общины.

После 1470–1480‑х гг. представители сарайских ханов выехали из кремля и обосновались на Татарском подворье в Китай-городе (это место до последнего времени занимала прилегающая к гостинице «Россия» территория со стороны Китайгородского проезда).

Золотая Орда — если ассоциировать ее, как это принято в русской историографии, прежде всего с ее столицей — Сараем, выступала в качестве лишь одного из источников пополнения исследуемой общины. Не менее важным и даже, возможно, гораздо более значимым источником служила Мещера, или Мещерский юрт, — полуавтономное образование, наиболее близлежащая к Московии мусульманская земля. Естественное пополнение в XIV–XVI вв. мусульманской общины Москвы шло в первую очередь за счет именно близлежащих мусульманских земель — Касимова, Кадома, Темникова, Нижегородчины. Мещера сыграла, пожалуй, гораздо более важную роль в становлении изучаемой общины по сравнению с Ордой, однако история самого этого региона малоизученна и полна спорных и неясных моментов.

Наряду с татарами московские мусульмане в средневековый период были представлены ногаями, крымскими татарами, узбеками и таджиками, турками, черкесами, иранцами и азербайджанцами. В XV–XVI вв. поселения выходцев из мусульманских регионов дали начало таким известным слободам и урочищам Москвы, как Ордынцы, Старые Толмачи, Толмацкая слобода, Татарская слобода. Сконцентрированные на юго-востоке Замоскворечья такие ремесленные и черные слободы, как Кожевники, Кузнецы, Монетчики, Конюхи, Болвановка, также развивались под воздействием торгово‑экономических взаимоотношений с мусульманами, приезжавшими в Москву и нередко поселявшимися здесь. Непосредственное влияние мусульман — выходцев из Золотой Орды и постордынских государств обнаруживается в таких социально-экономических явлениях города и Московского государства, как монетно-денежная система и сфера торговли лошадьми и их обслуживания.

Как известно, в процессе распада Золотой Орды во второй половине XV века на ее территории образовалось несколько государств. В течение еще не одного столетия Московское княжество имело активные политические и торгово‑экономические контакты с большинством из этих государств.

С начала XVI в. упоминается Крымский двор для приезжавших ежегодно послов из Крыма; он сохранялся до 1785 г. (ныне на его месте — жилой квартал между улицами Большая Якиманка и Мароновским переулком, рядом со станцией метро «Октябрьская-радиальная»). В середине XVI века известен Ногайский двор на месте нынешнего Павелецкого вокзала, где останавливались посольства Ногайской Орды; купцы же, пригонявшие на продажу огромные, многотысячные табуны коней, останавливались в других местах в Замоскворечье и за Яузой. Конный базар за Земляным городом, возникший вследствие интенсивной торговли лошадьми купцами из Ногайской Орды, а до того — Большой Орды, был тесно связан с целым рядом мусульманских поселений в Замоскворечье (Татарской слободой, Старыми Толмачами, Толмацкой слободой) и ремесленных слобод (Конюхи, Кожевники и др.).

Касимовский двор упоминается только в XVII в. (ныне особняк по адресу: Мясницкая улица, 7), хотя ханы и царевичи из Касимова были частыми гостями в Москве начиная с XV в.

Возможны несколько версий расположения Казанского посольского двора. По первой из них, Казанскому ханству было отдано Старое Татарское подворье в Китай-городе, принадлежавшее до того сарайским ханам. Такое могло произойти в свете известных претензий хана Улуг-Мухаммеда и его детей на легитимность правления в разваливавшейся Золотой Орде именно его династии, что было де-факто признано Москвой в лице Василия II. Еще в 1432 г. Улуг-Мухаммед отрядил своего посла царевича Улана для венчания на великое княжение Василия II: это коронование впервые в русской истории было совершено в Москве, а до того обряд происходил во Владимире. Такие знаковые события не забываются, тем более что Улуг-Мухаммед с момента своего изгнания из Сарая имел особую историю взаимоотношений с московскими правителями. По результатам Суздальского сражения 1445 г., когда Василий II попал в плен, он заплатил в качестве выкупа за себя чуть ли не всю казну, или же 200 тысяч рублей серебром; во все города Московской Руси были назначены казанские администраторы. В этих условиях казанские ханы могли забрать для своего посольства как оставшееся от эпохи Золотой Орды Татарское подворье в Китай-городе, так и некое место в самом кремле.

В пользу этой второй, «кремлевской» версии говорит такой факт — вплоть до 1530‑х гг. посольство Крымского ханства располагалось в кремле и лишь затем было вынесено в Замоскворечье. «Кремлевская» версия расположения Казанского посольского двора может быть соотнесена с информацией И. М. Снегирева о том, что в кремле существовали «хоромы Казанского царя Сафа-Гирея». Изначально находившиеся «близ храма Спаса на Бору» (сейчас на его месте здание внутри комплекса Большого Кремлевского дворца), позже они были перенесены к церкви Николы Гостунского по соседству с Черкасским двором, где и сохранялись вплоть до XVIII столетия. Однако о приездах самого Сафа-Гирея в Москву ничего неизвестно, хотя он неоднократно посылал сюда посольства, что и могло отразиться на названии этого объекта. Возможно, хоромы получили свое название от предпоследнего казанского хана Утямыша, сына Сафа-Гирея, младенцем взятого в плен в 1551 г. и проживавшего здесь до своей смерти в 1566 г.

Автор настоящей статьи более всего склоняется к третьей версии, согласно которой Казанский посольский двор размещался в районе будущего Казанского подворья в Китай-городе (ныне Ветошный пер., 11). История возникновения Казанского подворья — московского представительства казанских архиепископов — до сих пор не изучена. Известно, что в нынешнем виде («каменный двухъярусный дом с палатками, подвалами») по­дворье было отстроено в 1874 г., однако оно упоминается в документах еще XVII в. Историк и знаток Москвы И. М. Снегирев, осматривая Казанское подворье в 1836 г., описывает его как «здание, по-видимому, XV и XVI века, в два этажа с полуколоннами двойными во втором этаже; а в другом здании, примыкающем к нему, внизу, темницы для монахов». Не только смутная датировка возникновения Казанского по­дворья и наличие на его месте строений XV–XVI вв. подводит к мысли о том, что его предшественником выступал Казанский посольский двор, но и само его расположение — в 200 метрах от Покровского собора (иначе — храм Василия Блаженного) на Красной площади, который был возведен в честь завоевания Казанского ханства и, как полагают, по образцу разрушенной при этом главной мечети ханства. Чуть позже с другой стороны Красной площади «казанскую тему» завершил Казанский собор (собор Казанской Богоматери), построенный в 1620‑х гг. в память о победе над польскими интервентами в 1612 г.

В XVII в. наиболее значимыми центрами концентрации московских мусульман выступают лишь Касимовский и Крымский дворы, Татарская слобода и Старые Толмачи, поскольку все остальные слободы и посольские дворы к тому времени исчезли или пришли в упадок, в основном вследствие ассимиляции населения. К XVIII в. свою самобытность сохранили только жители Татарской слободы, которые и пронесли сквозь века историческую преемственность московской мусульманской общины относительно ее истоков.

Дамир Хайретдинов,
историк

 



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.