Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Ислам Минбаре №186 — Духовные управления мусульман в годы Великой Отечественной войны: на пути к общей победе
11.05.2011

С каждым годом мы узнаем все больше о том, как сложна была победа над гитлеровской военной машиной, сколь значительны были потери молодежи в регулярных частях Красной армии в первые месяцы войны, как велика была роль резервистов и тружеников тыла в самые трагические дни войны. И здесь волей­неволей вспоминается теория Владимира Вернадского о том, что победа советских людей над нацизмом была победой в борьбе между вселенскими силами добра и зла. Стоит отметить, что мусульманские религиозные лидеры с самого начала понимали звериную сущность нацизма, были противниками любых тоталитарных режимов. Вызывает восхищение то, как эти уже немолодые люди, потерявшие большинство своих соратников, лишенные официального доступа к широким массам населения, сумели доказать свой авторитет перед миллионами верующих и властями советского государства.


Г. Расули, Э. Бабахан, Х.-Г. Гебеков, Шейх уль-Ислам Ахмад-ага Али заде

Как известно, в первые годы своего существования советское государство вело достаточно гибкую политику по отношению к мусульманам. Она включала в себя частичное признание норм шариатского права, возможность полулегальной деятельности медресе и мектебов, издание журнала «Ислам маджалласы», созыв всероссийских (фактически всесоюзных) съездов и даже участие в мусульманских форумах за рубежом. Эта политика была вызвана как поиском союзников в странах мусульманского мира (основным противником СССР тогда была Великобритания), так и потребностью изолировать движение сопротивления в мусульманских регионах СССР, в том числе и вооруженное. Однако концу 1930-х годов были ликвидированы все мусульманские учебные заведения, духовные управления мусульман и другие органы религиозного самоуправления в Средней Азии, Закавказье, Крыму, на Северном Кавказе, Башкирское духовное управление. Одновременно были закрыты почти все мечети, по обвинению в национализме была уничтожена и почти вся элита мусульманских народов, получившая образование преимущественно в медресе. В Уфе сохранилось Центральное духовное управление мусульман, но большая часть его лидеров была уничтожена по «делу о заговору руководителей ЦДУМ» 1936 года. По жестокой иронии судьбы их обвинили в «шпионско­диверсионной деятельности» в пользу Германии, Японии и Финляндии. Из опустевшего здания ЦДУМ на Тукаевской улице и. о. муфтия Габдуррахман Расули, используя опыт своего отца, шейха нашбандийи Зайнуллы­ишана, устанавливал контакты с регионами через бродячих проповедников. К западу от Оки осталась действующей только Московская Соборная мечеть.

В 1941 году в бессмысленной попытке само­уничтожения начинается новая кампания, направленная на ликвидацию основ веры в СССР. Так, если в 1922 году на территории Башкирской АССР находилось 2507 мечетей, то к 1941 году их осталось только 12. К сожалению, эту антирелигиозную кампанию останавливает только нацистское вторжение. К лету 1941 года гитлеровцы обладали большим опытом использования национально­религиозных конфликтов для раскола многонациональных государств. К примеру, в апреле 1941 года они воспользовались сербско­хорватскими, то есть православно­католическими, противоречиями для ликвидации Югославии всего за неделю. В западных пограничных районах СССР в качестве «пятой колонны» действовали прибалтийские и украинские националисты. В первые же месяцы войны Германия получила доступ к советским хлебу, углю, железной руде и многомиллионным людским ресурсам СССР. Однако Гитлер не получил главный приз: нефть Грозного и особенно Баку. А пока бесноватый фюрер принимает муфтия Иерусалима, разыг­рывая из себя покровителя мусульман, способствует открытию мечетей на оккупированных территориях. Гитлер даже признается в своем уважении к татарам.

Глубоко символично, что собрание 12 имамов происходит в Уфе в мае 1942 года, накануне провала советского наступления под Харьковом и нацистского наступления на Волгу и Кавказ. Война приходит на исторические земли Великой Булгарии, Хазарского каганата и Золотой Орды, откуда Ислам пришел на земли будущей России. Эти ассоциации были живы и в годы войны: даже в официальном письме тружеников Татарской АССР фронтовикам­татарам языком дастана «Едигей» говорится о борьбе за «Идель­йорт» («Дом­Идель, «Страна­Поволжье»). В «Обращении представителей мусульманского духовенства к верующим по поводу немецко­фашистской агрессии» утверждается: «Великий Аллах в Коране говорит: “Сражайтесь с теми, которые сражаются с вами, но не будьте зачинщиками, ибо Бог не любит несправедливых” («аль­Бакара», аят 186)».

Разумеется, в то время официальная советская пропаганда и наука не признавали Коран не только словом Божьим, но и как основу для мировоззрения значительной части человечества, включая и советских граждан­мусульман. Однако в наиболее трагические дни конца весны — лета 1942 года советский режим не мог позволить себе идеологических дискуссий. В отличие от предыдущих войн в дни Великой Отечественной нашему государству нужна была полная мобилизация ресурсов мусульманских регионов.

В «Обращении…» было сказано также: «Великий Пророк Мухаммед говорит: “Любовь к родине, защита ее есть долг религии”. Помощь воину, идущему на фронт, вооружением равнозначна участию в сражении. Даже мирный труд мужчин и женщин, занявших должность ушедших на фронт воинов, равносилен участию в бою». Потеряв хлеб Украины, Черноземья, Дона и Кубани, страна зависела от ресурсов Волго­Уральского региона. Но если продовольствие еще можно было получить по ленд­лизу от союзников, то замены бакинской нефти просто не существовало. С потерей казачьих регионов Северного Кавказа она могла попасть на фронт только через тысячекилометровую дорогу по пустыням Туркменистана и Узбекистана и степям Казахстана.

Истощенная многомиллионными потерями наиболее молодых, трудоспособных и образованных граждан, страна не должна была впасть в катастрофическое уныние. В «Обращении…» указывалось: «Оставшиеся в тылу мужчины и женщины, не поддавайтесь малодушию и панике, приложите все свои силы для изготовления всех необходимых предметов для успешного ведения Отечественной войны и обеспечения жизни населения». Это «Обращение…» было опубликовано в газете «Известия», переводилось на языки народов СССР, распространялось на фронте и в тылу, зачитывалось в мечетях.

«Обращение представителей мусульманского духовенства к верующим по поводу немецко­фашистской агрессии» стало ключевым источником для легитимности советского руководства в глазах верующих мусульман. Не секрет, что гитлеровцы пытались разжечь массовое восстание среди мусульман Кавказа, используя недовольство верующих репрессиями советского режима. Это восстание должно было подтолкнуть Турцию к удару по советскому Закавказью. Однако режим в Анкаре благоразумно предложил гитлеровцам самим прорваться через Кавказский хребет. При всей нелюбви к тоталитарному сталинскому режиму турецкое руководство во главе с президентом Исметом Иненю, как и большинство лидеров эмиграции тюркских народов, было одновременно и противником нацизма. К тому же турецкие военные прекрасно помнили опыт Первой мировой вой­ны, когда российские мусульмане сохраняли верность своей Родине.

Таким образом, лидеры советских мусульман в лице руководителей ЦДУМ, а затем новосозданных духовных управлений мусульман — Закавказья, Средней Азии и Казахстана, Северного Кавказа — показали свой высокий патриотизм в дни Великой Отечественной войны. Они занимались сбором средств для строительства военной техники, помощью фронтовикам и их семьям. Но самой важной заслугой все­таки является «Обращение…» мая 1942 года. Группа чудом уцелевших имамов-мухтасибов крупнейших российских регионов, включая Москву, дала четкую ориентацию мусульманам для их действий в дни великого подвига и трагедии. Речь шла об участии всех членов советской уммы в общем труде во имя Победы. И сегодня мы не должны забывать, что для миллионов советских мусульман наше общее мирное настоящее стало исполнением коранических заветов…

Айдар Хабутдинов,
доктор исторических наук, профессор

 



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.