Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Ислам Минбаре №184 — Правильно ли мы изучаем хадисы?
15.04.2011

Как известно, вторым основным источником исламского вероучения является Сунна Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Арабское слово «сунна» означает «обычай, практика», и, таким образом, следуя Сунне Посланника Аллаха, мусульмане следуют пророческой традиции, восстановленной и обновленной Пророком Мухаммадом.

Очевидно, что все аспекты традиции пророков и посланников Всевышнего было бы сложно в точности запомнить и передать следующим поколениям, в связи с чем и создавались различные сборники хадисов. Наибольшую известность и распространение в исламском мире получили сборники имамов аль-Бухари и Муслима. Это отнюдь не означает (как полагают некоторые мусульмане), что другие сборники в чем-то им уступают. Напротив, все они содержат необходимые и порой уникальные (то есть не представленные в других сборниках) предания, помогающие точнее определить все аспекты пророческой традиции. Следовательно, такая дисциплина, как хадисоведение, фактически является одной из главных наук в исламе.

Однако здесь возникает некоторое недопонимание. Дело в том, что под изучением хадисов подчас воспринимается либо их непосредственное заучивание, либо изучение их иснада — цепочки передатчиков. Мы вправе задать вопрос: является ли такое изучение Сунны полноценным? Чтобы ответить на него, попробуем провести аналогию с первостепенным источником исламского вероучения — Кораном. Как известно, существует специальная дисциплина по правилам чтения, называемая таджвид. Но эта наука предполагает изучение Корана лишь внешнее, а отнюдь не попытку понять смысл тех или иных аятов. Для достижения второй задачи есть другая наука — тафсир, представляющая собой толкование, комментарии ученых: без них не всегда можно понять тот смысл, который заложен в словах священного Писания ислама. Безусловно, мусульмане осознают, что полный смысл сур и аятов знает лишь Всевышний, однако часть коранического знания человечеству также открыта. Но способен ли читающий Коран (даже если не в переводе, а на языке оригинала, то есть арабском) понять тот или иной аят без соответствующих разъяснений? Очевидно, что порой это сделать нелегко. Возьмем для примера самую короткую суру — «Аль-Кяусар»: «Воистину, Мы даровали тебе изобилие. Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву. Воистину, ненавистник твой — куцый». Без тафсира смысл данной суры ускользает, после прочтения разъяснений же всё становится на свои места: Всевышний даровал Своему Посланнику изобилие (причем как духовное, так и материальное, под которым в том числе подразумеваются и потомки Пророка), а насмехавшегося над его потомством Абу Ляхаба самого сделал бездетным.

Итак, смысл Корана без тафсира не всегда можно воспринять правильно, и именно из-за этого часть мусульман оказываются обманутыми радикально настроенными, неграмотными самозванцами, называющими себя «амирами» и «имамами». К сожалению, излишний радикализм проявляют и некоторые богословы, воспринимая те или иные аяты весьма поверхностно и буквально. Конечно, не наше дело участвовать в богословских диспутах, поскольку для этого необходимо обладать огромным багажом знаний, однако мы вправе знать мнения ученых не только ханбалитского мазхаба, но и богословов других религиозно-правовых школ. В нашей же стране в литературной сфере совсем недавно было полное господство только одной школы, и лишь в последние годы русскоязычные мусульмане сумели ознакомиться с мнениями ученых ханафитского мазхаба. Так, например, на сегодняшний день на русском языке доступен тафсир Абдуллы Юсуфа Али, чей авторитет был подтвержден и саудовскими учеными, многократно издававшими его англоязычный тафсир миллионными тиражами. Наряду с тафсиром Абдуррахмана Саади (ученого ханбалитского мазхаба) труд А.-Ю. Али является едва ли не единственным полным доступным тафсиром на всем русскоязычном пространстве. Кстати, желающие сравнить два подхода к толкованию могут сделать для себя интересные выводы.

Если Коран без тафсира может привести к неправильному пониманию смысла тех или иных аятов, то не возникает ли такая же ситуация с Сунной? Действительно, можно прочитать какой-нибудь хадис, но, не зная, в какой ситуации происходило описываемое событие, при этом сделать из него неподходящие, а возможно, даже и противоположные выводы. А ведь есть еще и хадисы отмененные. Знают ли об этом те мусульмане, которые читают и изучают хадисы? Например, некоторые юноши, прочитавшие несколько книг по исламу (в том числе и сборники хадисов), начинают запрещать женщинам посещение кладбищ, приводя в качестве доказательства хадис, согласно которому Пророк Мухаммад запрещал женщинам посещать кладбища. Такой хадис действительно существует, и он действительно достоверный; тем не менее им уже нельзя руководствоваться, поскольку Пророк впоследствии сам отменил свое решение, сказав, что «раньше он запрещал посещать кладбища, а теперь разрешает», о чем сообщается в другом достоверном хадисе. Чем это было вызвано — отдельный вопрос, и объяснения на эту тему также записаны в трудах ученых. Главное не в этом — суть в том, что часть мусульман, получивших поверхностные знания, запрещают то, что разрешил сам Пророк. И это все из-за их собственной неграмотности.

Другой пример неправильного понимания хадисов — всем известное предание о порицании Посланником Аллаха тех, кто носил длинные одеяния, волоча их полы по земле. Часть мусульман, воспринявших данный хадис буквально (то есть не задумавшись о его смысле и не узнав мнения ученых по этому поводу), подворачивают свои брюки, полагая, что это является чуть ли не главным показателем имана, — а на тех, кто так не делает, смотрят с недоверием. Им невдомек, что отдельные хадисы имеют разные версии и в некоторых из них приводятся дополнительные фразы, которые могут быть опущены в других версиях. И если бы данный хадис был изучен в его более полной версии, то прочитавшие его мусульмане осознали бы: дело вовсе не в длине брюк и не в их укорачивании, а в намерении тех, кто их носит. Ведь когда один из сподвижников спросил Пророка, «следует ли ему тоже укорачивать свои длинные брюки», Посланник Аллаха ответил, что не следует, поскольку в его намерениях отсутствуют гордыня и высокомерие.

Таких случаев с хадисами можно привести немало, что подтверждает необходимость не просто их прочтения или заучивания, а обязательность их толкования. И это не какое-то новое изобретение — средневековые богословы были прекрасно об этом осведомлены. Поэтому в исламе на эту тему существует целая научная дисциплина, называемая шарх. Существуют и многотомные труды на эту тему, например известный «Фатх аль-Бари». Из него становятся понятными очень многие аспекты самого разного характера, касающиеся спорных вопросов вокруг хадисов. К сожалению, ни об этой дисциплине, ни о подобных трудах многие российские (да и не только российские) мусульмане даже представления не имеют. Практически единственная книга на русском языке, где разъясняются хадисы, — «Сорок хадисов» ан-Навави — ситуацию не спасает. Как результат — радикально настроенные личности свободно спекулируют на тему хадисов в русскоязычном пространстве, почти не получая достойной отповеди.

Можно ли перебороть эту негативно сложившуюся тенденцию? Да! Было бы желание... и возможности. Необходимо выпускать в свет работы тех ученых, которые как никто другой умели объяснять смысл хадисов.

Итак, в заключение повторим: хадисоведение является одной из важнейших богословских дисциплин в исламе. Но основная ее часть — отнюдь не изучение цепочки передатчиков, а правильное и соответствующее извлечение и осознание того смысла, который заложен в том или ином предании. Можно выучить сотни и тысячи хадисов наизусть, но не понимать того смысла, который закладывал в них Посланник Аллаха; не понимать, почему в той или иной ситуации Пророк говорил или действовал именно таким образом, а не по-другому. Можно полностью знать иснад, но так и не понять, что же в действительности имел в виду Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). Очевидно, что от правильности восприятия этого зависит гораздо больше, чем от простого заучивания текста, поскольку главным в любых словах и действиях является их внутренняя суть, а не внешняя форма.

Марат Хайретдинов



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.