Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №112 — Политизация духовенства
13.01.2011

Будет ли от мусульманской уммы России своевременный ответ на новые вызовы жизни?

Не успели отгреметь громкие лозунги «восстания “Спартака”» на Манежной площади, аккуратно и дипломатично поддержанные представителями Русской православной церкви, как в информационное пространство было вброшено новое «жаркóе». На заседании президиума Межсоборного присутствия РПЦ 16 декабря обсуждался проект документа, согласно которому «по соображениям крайней церковной необходимости» священники смогут выдвигать свои кандидатуры в любые органы представительной власти. В поправке к документу сказано, что в виде исключения Священный синод может давать священнослужителям благословение на участие в выборах. Проект документа принят в первом чтении, и теперь его направят на отзыв в епархии. Второе чтение, после дискуссий, пройдет в январе 2011 года.


Депутаты-мусульмане, члены II Государственной Думы. Слева направо – Н. Кульбанов, Н. Массогутов, Н. Усманов

Сейчас служителям церкви не только по внутреннему уставу, но и по законодательству страны запрещено участвовать в выборах всех уровней, а также проводить агитацию за те или иные политические силы. Исходя из поправки, внесенной на Межсоборном присутствии, из этого правила могут появиться исключения.

«Этот вопрос далеко не решен, как поспешили об этом объявить некоторые СМИ, – прокомментировал ситуацию в интервью “Комсомольской правде” 18 декабря председатель Синодального информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда. – Это не документ, а лишь проект, который вновь подтверждает норму, что священнослужителям не надо участвовать в политической жизни страны. Что касается упомянутых исключений, то примером может стать, скажем, ситуация начала 90-х годов. Этот проект затем опубликуют, чтобы начать общественную дискуссию. Мы рассчитываем на широкий диалог и будем рады откликам, в том числе и тех, кто не причисляет себя к Русской православной церкви».

Обращает на себя внимание, что почти во всех комментариях по поводу последних националистических шествий в Москве высокопоставленные деятели РПЦ так или иначе «предупреждали» российские власти о «необходимости прислушаться к народу». (Трудно сказать, кого именно подразумевали под словом «народ» данные деятели: то ли подростков-бунтарей, в головах которых смешались футбольный фанатизм и русский национализм, то ли неведомых организаторов бунта). В противном случае, как заявил в тот же день на «круглом столе» в РИА «Новости» глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, «элитам» придется уйти – максимум через полгода, по его расчетам.

Следовательно, и новость о том, что священники смогут «в виде исключения» стать депутатами Государственной думы, также адресована в первую очередь властям. Кто-то очень хочет показать, что Русская православная церковь, уже сегодня имеющая огромные политические возможности по лоббированию своих интересов, в будущем сможет полностью развернуть политику государства в нужном русле. Думается, этот посыл не случайно подхвачен и ультралибералами из таких русофобских изданий, как «Эхо Москвы» или «Коммерсантъ», которые чуть ли не в режиме онлайн выдавали соответствующие новости, направленные на «подогрев» толпы, 15 декабря, в день предполагавшихся столкновений «кавказцев» и «славян» на площади с говорящим названием – Европы.

Так, «Коммерсантъ» тоже выдвигал ультиматумы властям – не точно такие же, что и церковные деятели, но очень похожие. И уже через день после заседания президиума Межсоборого присутствия РПЦ, где обсуждалась щекотливая тема прихода церкви в политику, радиостанция «Эхо Москвы» в прямом эфире задалась вопросом: «Почему бы в России не создать партии, аналогичные германским ХДС (христианско-демократический союз) и ХСС (христианско-социальный союз)?». Действительно, почему бы и нет? По большому счету, мешает только одно обстоятельство: на следующий же день после официальной регистрации такой партии будет создан и ее исламский аналог, а вот этого многим очень бы не хотелось.

В свое время, в лихие 1990-е годы, исламский политический фактор в нашей стране удалось свести на нет – путем как провокаций, так и фальсификаций на выборах. Вспомним: история возникновения Союза мусульман России в 1995 году во многом аналогична созданию тогда же общероссийского мусульманского общественного движения «Нур». В возникновении обоих движений принимали активное участие функционеры ЛДПР. Инициатором создания Союза мусульман был обладатель партийного билета №2 в ЛДПР Ахмет Халитов. Инициативу создания движения «Нур» проявил помощник депутата от ЛДПР А. Митрофанова Халит Яхин. Ни у того, ни у другого не было ни связей в мусульманской среде, ни опыта общения в ней, ни каких бы то ни было религиозных знаний даже на бытовом уровне, поэтому они были вынуждены обратиться за помощью к знаковым и «раскрученным» фигурам в умме. Однако изначально в обе партии был хитроумно заложен принцип антагонизма, чтобы они соперничали друг с другом и отбирали друг у друга один и тот же мусульманский электорат. Ничего личного, чистая политика: разделяй и властвуй!

В парламентских выборах 1995 года Союз мусульман выступил в поддержку проправительственного движения «Наш дом – Россия». Движение «Нур» на тех выборах набрало 0,58% голосов, заняв при этом 22-е место из 45 участвовавших в выборах партий и движений. Этот процент был существенно меньше предсказанного аналитиками, и длительное время ходили слухи о фальсификациях в ходе подсчета голосов. Однако в любом случае на региональном уровне (в отдельных республиках Северного Кавказа и Татарстане) процент голосовавших за это движение был весьма ощутимым. Впоследствии Союзу мусульман удалось провести в Думу депутата от Дагестана Надира Хачилаева, однако его деятельность на этом посту оказалась малоэффективной. Практически она и вовсе сошла на нет после участия Н. Хачилаева в беспорядках 21 мая 1998 года в Махачкале; в сентябре того же года на закрытом заседании Госдумы с него официально сложили депутатские полномочия. Так прервало свое существование представительство Союза мусульман в российском парламенте.

Руководством «Нур» был взят курс на сближение с такими партиями, как «Яблоко» Г. Явлинского, как наиболее лояльно относящейся к мусульманам из числа имеющих реальный политический вес. «Нур» также вошел в созданный Б.Н. Ельциным Политический консультативный совет при президенте – орган, сформированный из партий, участвовавших в выборах, но не прошедших в парламент. И лишь к концу 1990-х годов движение окончательно прекратило свою политическую деятельность.

Экскурс в историю нужен, чтобы понять и оценить: российские мусульмане уже пытались застолбить свое место в политическом истеблишменте. Да, первый блин оказался комом. В свое время, в 2006 году, Духовное управление мусульман Нижегородской области опубликовало отдельной брошюрой документ под названием «Манифест. Сценарии политического представительства уммы во властных кругах РФ и насущная необходимость единения мусульманского сообщества страны». Один из разделов этого спорного, вызвавшего много нареканий и резких возражений документа так и называется: «Причины неудач мусульманского представительства в российском парламенте». Но, несмотря на всю дискуссионность «Манифеста», многие его положения до сих пор остаются актуальными. Процитируем их:

«Личные амбиции руководителей и их оторванность от проблем рядовых мусульман – первая причина неудач в деле построения постоянно функционирующей и отстаивающей интересы всей уммы мусульманской фракции в парламенте. Другая причина – неучтенность этнического фактора, когда представителями мусульман выступают выходцы из двух-трех регионов, которые изначально не понимают специфики менталитета татарско-башкирского большинства российской уммы. Третья причина – неспособность создания компетентной команды с участием политологов и аналитиков, без чего любой политический проект превращается в “театр одного актера” (к сожалению, иногда достаточно бездарного). Далее – почти все попытки создания мусульманской фракции были инициированы извне, немусульманами и в антиисламских целях.

Наконец – и с точки зрения верующего человека это самое главное – любой проект изначально лишен благости, если во главе него не стоит имам мусульман. ...Именно имам должен возглавлять и... общественную инициативу, и политическую партию – в этом случае покровительство Всевышнего Аллаха будет на его стороне...

Если мусульмане доверят такому имаму – своему религиозному лидеру – дела и общественные, и национально-культурные, он сможет, по воле Аллаха и с Его помощью, и улаживать разногласия внутри общины, и способствовать отстаиванию интересов всей уммы перед немусульманскими властными институтами. В единстве уммы – ее сила, как это следует и из известных аятов Корана, и хадисов Пророка (с.а.в.), и народной мудрости».

Итак, остается надеяться, что к тому времени, когда православные священники пойдут в депутаты, мусульманам хватит знаний (опыт какой-никакой имеется), чтобы использовать эту ситуацию как юридический прецедент на благо своей общины. И тогда, инша Аллах, в парламенте удастся образовать и нормально функционирующую мусульманскую фракцию во главе с имамом – исключительно «в виде исключения» из правил!

АЦ «Амаль»



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.