Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №107 — Великий праздник ислама
09.09.2010

Близится один из двух великих праздников Ислама – Ид-аль Фитр, или Ураза-байрам, – праздник разговения. Этот день все мусульмане мира отметят совместными молитвами и празднествами. Об особенностях проведения этого праздника, а также об уплате закят аль-фитр и садака аль-фидия предлагаем вам ознакомиться в статье Дамира-хазрата Мухетдинова, подготовленной на основе книги Абдальхамида Тахмаза «Ханафитский фикх», выпущенной Издательским домом «Медина» в 2007 году.

ЗАКЯТ АЛЬ-ФИТР

Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха (мир ему) вменял в обязанность раздавать в день разговения садака в размере одного са (4,5 кг) фиников или ячменя каждому мужчине и женщине, малому и старому из числа мусульман, повелев делать это перед выходом людей на (праздничную) молитву» (аль-Бухари)

Раздача садаки разговения обязательна для каждого мусульманина, который обладает установленным минимумом денежных средств (имущества), не считая того, что необходимо ему для удовлетворения собственных неотложных потребностей, например, денег для оплаты долгов и содержания тех, кто находится у него на иждивении. Раздавать садаку разговения обязательно после появления зари в день праздника разговения (Ураза-байрам), если же человек либо умрет до наступления этого дня, либо родится или примет Ислам после него, делать это он не обязан.

Взрослый и дееспособный мусульманин обязан раздать садаку разговения не только за себя, но и за своих малолетних детей, если они не имеют собственных средств, что же касается взрослых детей, то он обязан делать это за них лишь в том случае, если они не располагают собственными средствами и лишены разума.

Муж не обязан раздавать садаку разговения за свою жену, поскольку его власть над ней является ограниченной и не распространяется на ее финансовые и имущественные дела.

Человек может раздать садаку разговения за свою жену и своего взрослого и разумного сына, который находится на его иждивении, даже не получив на это их разрешения.

В качестве садаки разговения каждый мусульманин должен раздавать по пол са (2,25 кг) пшеницы или муки или по одному са фиников, ячменя или изюма. Сообщается, что Абу Саид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «Обычно в качестве закята разговения мы раздавали по одному са какой-нибудь еды, или по одному са ячменя, или по одному са сухого творога, или по одному са изюма» (аль-Бухари).

Ханафитские факихи считают, что вместо пшеницы как таковой бедным можно выплачивать ее стоимость деньгами.

Раздача садаки разговения обязательна для каждого мусульманина, который обладает установленным минимумом денежных средств (имущества), не считая того, что необходимо ему для удовлетворения собственных неотложных потребностей, например, денег для оплаты долгов и содержания тех, кто находится у него на иждивении.

В благополучное время выплачивать садаку разговения деньгами лучше, чем едой, так как Пророк (мир ему) сказал: «Избавьте от необходимости обходить (людей со своими просьбами) в этот день» (ад-Даракутни; Ибн Ади и аль-Хаким).

«Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, раздавал садаку разговения тем людям, которые ее принимали, и они (сподвижники) обычно раздавали ее за день или за два дня до праздника разговения» (аль-Бухари).

Лучше всего раздавать садаку разговения перед праздничной молитвой, чтобы избавить бедняков от необходимости обращаться к людям с просьбами в этот день.

Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха (мир ему) обязал (людей) выплачивать закят разговения в качестве средства очищения человека, соблюдающего пост, от (греха) пустословия и сквернословия, а также в качестве угощения для неимущих».

Следует отметить, что право на получение садаки разговения имеют те же лица, которые пользуются правом на получение материальных ценностей, собранных в качестве закята.

 

САДАКА АЛЬ-ФИДИЯ

Садака аль-фидия выплачивается тогда, когда абсолютно невозможно соблюдение поста ввиду постоянной слабости или хронической болезни. В пример можно привести состояние дряхлого старца, который каждый день чувствует себя плохо, или состояние такого больного, который уже не надеется на выздоровление. Если такие люди не в состоянии соблюдать пост ни летом, ни зимой, они обязаны искупать каждый пропущенный день.

В день праздника необходимо совершить полное омовение, очистить полость рта, умаститься благовониями, надеть свою лучшую одежду и направиться в мечеть, повторяя про себя слова «Аллах велик» и проявляя радость. Кроме того, перед молитвой следует раздать закят разговения (закят аль-фитр).

Человек, который обязан искупить пропущенные дни поста, может по собственному выбору сделать это в начале или в конце рамадана. Указанием на обязательность искупления является тот аят Корана, где сказано: «Для тех, кто может (поститься, но с трудом), в искупление (следует) накормить (одного) неимущего...» (Коран, 2:184).

Если же человек, который обязан искупить пропущенный день поста, сам беден, то ему следует молить Аллаха о прощении, а обязанность искупления с него снимается, поскольку в Коране сказано: «Не возлагает Аллах на человека ничего, кроме того, что ему по силам» (Коран, 2:286).

 

УРАЗА-БАЙРАМ

Проведение особых молитв в день праздника разговения (ид аль-фитр ураза-байрам – первый день месяца шавваль) было вменено в обязанность мусульманам в 1-м году хиджры (622 г.).

Сообщается, что Абу Саид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «В день разговения и в день жертвоприношения Посланник Аллаха (мир ему) всегда выходил к месту молитвы, и первое, с чего он начинал, была молитва, по завершении которой он становился перед сидевшими рядами людьми для того, чтобы увещевать их и давать им свои наставления и веления» (аль-Бухари).

Участие в праздничной молитве обязательно для каждого, кому предписано участвовать в пятничных молитвах, поскольку Пророк (мир ему) сам принимал участие в этой молитве и повелевал людям являться на них. Сообщается, что Умм Атыййа, да будет доволен ею Аллах, сказала: «В день праздника нам всегда велели являться (на молитву), и на нее приходили даже девушки, сидевшие за занавесками, и женщины, у которых были месячные. Они стояли позади всех, произнося слова “Аллаху Акбар” и обращаясь к Аллаху с мольбами, подобно другим, ибо надеялись на благодать этого дня и очищение от грехов» (Аль-Бухари).

Подобно пятничной, праздничная молитва является коллективной и состоит из двух ракаатов. Перед праздничной молитвой также не возглашается ни азан, ни икамат.

Сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «В день праздника Посланник Аллаха (мир ему) совершил молитву без азана и икамата» (Ан-Насаи).

Тому, кто пропустит праздничную молитву, не следует возмещать ее в одиночестве.

Во время праздничной молитвы обязательно произносить больше такбиров, чем обычно, а именно по три такбира во время каждого ракаата.

Согласно сунне после молитвы имам должен прочитать две хутбы, ненадолго присев на минбаре между первой и второй хутбой.

Согласно сунне, перед тем как отправиться на молитву в день праздника разговения, желательно съесть что-нибудь сладкое. Предпочтительнее всего съесть нечетное количество фиников, на что указывает хадис Анаса, да будет доволен им Аллах, который сказал: «В день разговения Посланник Аллаха (мир ему) никогда не выходил (из дома на праздничную молитву), не съев несколько фиников». В другой версии (этого хадиса) сообшается, что (Анас, да будет доволен им Аллах) также сказал: «...и (Пророк, мир ему, обычно) съедал нечетное количество (фиников)» (Аль-Бухари).

В день праздника необходимо совершить полное омовение, очистить полость рта, умаститься благовониями, надеть свою лучшую одежду и направиться в мечеть, повторяя про себя слова «Аллах велик» и проявляя радость. Кроме того, перед молитвой следует раздать закят разговения (закят аль-фитр). Передают, что в дни праздников Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, всегда надевал свои лучшие одежды (Аль-Байхаки).

Ни перед молитвой, ни после нее не следует совершать никаких добровольных молитв до возвращения домой.

Желательно идти на молитву и возвращаться с нее разными путями, на что указывает хадис Джабира, да будет доволен им Аллах, который сказал: «В день праздника Пророк, мир ему, обычно возвращался с молитвы не тем путем, (которым он шел на нее)» (аль-Бухари).



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.