Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №105 — Сирийские друзы
03.06.2010

Община друзов – одно из самых закрытых религиозных сообществ в мире. До сих пор ни европейским, ни ближневосточным ученым и богословам не удалось собрать о них достаточной информации. Друзы тщательно скрывают свое вероучение, а доступ к их сакральным книгам открыт только для посвященных. Живут они в основном на юге Сирии, в регионе Джебель-Друз, а также на юге Ливана и на Голанских высотах, оккупированных Израилем. Не превышая своей общей численностью полутора миллионов человек, друзы активно участвуют в политической жизни стран их проживания. А знаменитый герой и вождь друзов Султан Паша Аль Атраш был даже удостоен высшей государственной награды Сирии из рук ее бывшего президента Хафеза Асада.

Мавзолей-гробница Султана Паши Аль Атраша,
деревня Канават

Побывав в очередной раз в Сирии, я решил поехать в район Джебель-Друз, чтобы познакомиться с религией друзов и ее представителями поближе. Первым делом меня повели к гробнице Султана Паши Аль Атраша. Посреди большой площади возвышался мемориал из черного камня. Но когда я заглянул внутрь, могилу героя друзов не обнаружил. На мой недоуменный вопрос мне сказали, что мавзолей еще не достроен и останки Аль Атраша пока покоятся в его настоящей могиле, что недалеко от мемориала. Осмотрев настоящую могилу Султана Паши, мы зашли внутрь небольшого здания, напротив мемориала. В прохладе серых каменных стен, увешанных многочисленными портретами местных героев, несколько друзов пили горячий чай. Когда я начал расспрашивать их о религии, благорасположенность ко мне сменилась недоверием и в ответ я услышал, что никакой друзской религии не существует и все они обычные мусульмане. Однако правда состоит в том, что друзы используют тактику «такыя» (скрывания), которая позволяет им делать мысленные оговорки, чтобы защитить свою веру. Так, в исламской среде они называют себя мусульманами, а друзы, живущие среди христиан, могут утверждать, что и они христиане. Именно поэтому настоящих сведений о религии друзов ничтожно мало, друзы тщательно хранят свои писания от непосвященных. Некоторые исламские богословы считают их все же частью Ислама, отколовшейся от исмаилитов (что подтверждено исторически), другие же говорят, что друзы уже давно утратили свою связь с мусульманами и не могут более считаться частью уммы.

Далее мы зашли в дом к известному друзскому скульптору. Его отец был «уккаль» – шейхом местной общины, и я попросил помощи в разрешении мне посетить богослужение друзов и поговорить с их религиозными лидерами.

– Сегодня четверг, – сказал он мне, – день молитвы. Я спрошу у отца, можно ли тебе будет прийти.

Через какое-то время мне сообщили, что с шейхом поговорить не удалось, но можно попытать счастья и пойти прямиком в меджлис (так друзы называют свои места собраний) на богослужение.

Пройдя через всю деревню, мы подошли к открытым воротам религиозного комплекса друзов. Меджлис представляет собой большое здание с открытым внутренним двором, наподобие небольшого стадиона. Посреди двора находится «таулят аль-джаназа» – стол мертвеца. Во дворе проводится только обряд погребения, и все родственники садятся на лавочках амфитеатра, чтобы послушать проповедь шейха, а затем мужчины принимают участие в похоронном намазе, который ничем не отличается от такого же в Исламе. Весь обряд погребения занимает около двух часов. Сегодня двор был пуст, зато в молитвенном зале, разделенном на две половины, мужскую и женскую, было много народа. Друзы считают четверг священным днем недели в отличие от всех мусульман, совершающих «джума» по пятницам.

Внутри меджлис очень похож на обычную мечеть, только у друзов нет михраба – ниши в стене, указывающей Киблу, направление на Мекку. И вместо пятикратной молитвы друзы молятся лишь один раз в день.

Мы зашли в меджлис и присели на полу у входа. На другой стороне большой залы, у перегородки из ткани, отделяющей женскую половину от мужской, сидело несколько почтенных старцев, главный из которых и был отцом Шукара. Звали его Анис Шукар, но все в деревне называют его шейх Аджуз – старец. Мы поспели как раз к началу богослужения. Сидя на коврах, шейх Анис прочитал суру из Корана «Аль-Фатиха», затем открыл священную книгу друзов, которую они называют «Расаиль Аль-Хукма», и начал нараспев читать ее отдельные отрывки. Другие почтенные мужи, сидящие рядом с ним лицом к народу, повторяли этот же текст по памяти, из женской половины тоже слышалось пение. Сама книга друзов, по одной из версий, представляет собой лишь тафсир (объяснение) Корана, написанных исмаилитским египетским халифом Аль-Хакимом (X–XI вв.), по другой версии – собрание его же писем. Так или иначе, друзы открыто отрицают священность «Расаиля Аль-Хукма» и говорят, что единственной священной книгой для них является Коран. Но почему же тогда нет ни одного перевода «Аль-Хукма» ни на один европейский язык, а читать и даже прикасаться к этой книге могут лишь некоторые особо посвященные друзы?

Через пару часов пения шейх отвлекся от чтения и начал говорить проповедь, обводя глазами весь зал. Наконец его взгляд остановился на мне. Недоумение на его лице сменилось гневом, и он что-то прокричал. Меня быстро вытянули из меджлиса на улицу.

– Вообще-то известно, – сказали мне, – что недрузам запрещено заходить в меджлис во время богослужения. Но на нас могли не обратить внимания...

– Значит, только друзы могут ходить сюда молиться? – спросил я.

– Даже не все друзы могут. У нас с этим очень строго. Если кто-то замечен курящим, пьющим алкоголь или играющим в азартные игры, тому вход в меджлис запрещен на несколько лет. Также нельзя приходить по четвергам без специальной одежды – «каляби». У женщин это «аль-танура» – черное платье и «аль-фута» – белый платок, покрывающий голову. Мужчины тоже должны быть в черной одежде и носить «ляфи» – головной убор. Но не достигшим совершеннолетия это не обязательно.

– А в чем еще отличие друзского вероучения от традиционного Ислама?

– Мы и есть мусульмане... Только друзы... А вообще это тонкости, лучше завтра пойдем в гости к школьному учителю религии. Он больше знает про нашу веру.

На следующий день меня повели в святое место друзов – гробницу почитаемого местного праведника Аль-Бельхи. Она находилась за деревней и была одним из самых известных паломнических мест для друзов Сирии.

– Здесь мы часто проводим выходные, – рассказывали мне по дороге. – Это место, где собирается молодежь на религиозные праздники. Там мужчины знакомятся с будущими женами, и именно у гробницы Аль-Бельхи заключается множество браков между друзами.

– А может ли друз жениться на представителе другой религии?

– Вообще-то нельзя. Невозможно принять религию друзов, друзом можно только родиться. Поэтому наша община не принимает смешанные браки. Хотя в последнее время было сделано послабление. Нас не очень-то много, и часто браки происходят между родственниками. Поэтому сейчас иногда дозволяется, чтобы мужчина-друз взял себе в жены девушку не из друзов. Она никогда не станет частью нашей религиозной общины, но дети будут друзами.

Наконец мы подошли к гробнице. Во внутреннем дворике находилась могила – небольшое каменное надгробие, побеленное известью. Нам предложили купить свечи и поставить их на подсвечник у входа. Скорее всего, обычай зажигать свечи друзы переняли из христианства. Мы отказались и вышли на улицу.

– А теперь пойдем в дом к учителю религии, – позвали меня мои знакомые.

Шукар, друзский скульптор

Учитель принял нас с обычным для друзов гостеприимством, напоил чаем и согласился ответить на мои вопросы, касающиеся религии друзов. Как обычно, он начал мне говорить, что друзы – это мусульмане, что их главная священная книга – это Коран. Он даже достал с полки один экземпляр Корана и показал мне его. Книги «Расаиль Аль-Хукма» в доме он не имел; мало того, он не был одним из посвященных, кто мог бы ее читать, и изучал ее только по книгам друзских богословов. На мой вопрос, почему тогда в меджлисе вместо Корана читается «Аль-Хукма», учитель сказал, что Коран может быть сложен для понимания верующих, а книга друзов доступно и подробно объясняет его содержание. Кроме того, учитель поведал мне, что друзы не только не молятся пять раз в день, как другие мусульмане, но и не совершают омовений перед намазом, отрицают необходимость хаджа – паломничества в Мекку. Друзам не дозволено иметь более одной жены, и у них нет обязательного закята – правда, приветствуется помощь нуждающимся. Они не постятся в месяц Рамадан, но заменяют воздержание от пищи и воды периодами молчания и медитации. Самым большим отличием религии друзов от традиционного Ислама является вера в реинкарнацию – переселение душ. По их верованиям, душа каждого из друзов может до Страшного Суда многократно перерождаться из одного человека в другого. Правда, в отличие от буддизма и индуизма перерождения могут совершаться лишь в человеческие тела.

Поговорив еще немного с учителем, мы распрощались, и я снова вернулся в дом к своему знакомому. Вечером после ужина принесли «удь» – арабскую гитару.

– Завтра утром ты уезжаешь, – с грустью сказали мне. – Мы хотели бы тебе на прощание сыграть несколько друзских песен.

Звуки гитары нарушили обычную вечернюю тишину деревни, а арабские слова неслись куда-то вверх, навстречу бескрайнему черному небу, усеянному яркими созвездиями. Я хотел уехать ранним утром следующего дня, поэтому мы допоздна прощались со всеми моими новыми знакомыми. А наутро меня проводили до главной трассы и посадили на автобус, едущий в Сувейду, столицу района Джебель-Друз.

В Сувейде я решил долго не задерживаться, мне хотелось лишь посетить Энзаман – главный меджлис друзов Сирии. После долгих плутаний по улицам Сувейды я наконец подошел к большому зданию, купол которого был увенчан традиционным исламским полумесяцем, но над входом возвышался еще один знак – пятиконечная разноцветная звезда, символ друзов. Я зашел внутрь меджлиса и стал прохаживаться по многочисленным молитвенным залам, устланным коврами. В одном из них тоже оказалась могила какого-то друзского проповедника. Наконец я вышел во внутренний дворик, в центре которого вместо «стола мертвеца» был баптистерий в форме той же пятиконечной звезды. Затем я вернулся на автостанцию и сел в автобус до Дамаска.

Пока мы ехали назад по территории Джебель-Друз, можно было еще увидеть мужчин в черных одеяниях и белых головных уборах, идущих куда-то по своим делам, или улыбающихся женщин с большими лепешками хлеба на голове. Но потом, ближе к Дамаску, друзов уже не встречалось, и я снова очутился в арабской части Сирии, с ее неповторимым колоритом. До возвращения домой оставалась несколько дней, а в Сирии было еще столько интересных для меня мест, что я решил обязательно вернуться сюда еще раз. Тем более что местные люди так радушно принимают к себе в гости и готовы разделить с вами последний кусок хлеба. И неважно, кто их гость по вероисповеданию: христианин, мусульманин или друз, – в Сирии вам всегда будут рады.

Владислав СОХИН,
спец. корр. ИД «Медина», Португалия

Джамиль Аль Атраш, внук друзского героя Султана Паши Аль Атраша (его портрет на стене)Женщина-друз с лепешками хлеба на головеОдно из мест собраний друзов деревни КанаватОдин из молитвенных залов для женщин, главный меджлис друзов г. СувейдаДрузский шейх, г. СувейдаСирийский друз из деревни Канават


Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.