Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №105 — Магистры для уммы. Первые плоды Программы подготовки кадров с углубленным изучением истории и культуры Ислама
03.06.2010

20 мая в Институте стран Азии и Африки Московского государственного университета состоялась защита магистерских работ выпускников магистратуры, которые обучались в вузе в рамках Программы подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры Ислама. Подготовка специалистов в рамках этой программы ведется в нескольких вузах страны, однако данный выпуск примечателен тем, что этот поток был первым, кто начал обучение по ней, и в 2008 году бакалавриат ИСАА МГУ окончили 11 человек. Четверо из них продолжили обучение в магистратуре, и вновь они первые – первые магистранты среди всех участников данной программы. Мы побеседовали с каждым из молодых специалистов.

Что касается программы целиком, в ней участвует восемь государственных вузов. Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского в 2009/10 учебном году выпускает первых специалистов по специальности «политология» со специализацией «востоковедение, арабский язык». 36 студентов по данной программе обучаются в Северо-Кавказском государственном техническом университете (Пятигорск) и в следующем 2010/11 учебном году выпустят первых социологов со специализацией «исламская социология, арабский язык».

В Кубанском государственном университете (Краснодар) готовят историков, в Московском государственном лингвистическом университете – культурологов со специализацией «востоковедение, арабский язык», в Башкирском государственном педагогическом университете имени М. Акмуллы (Уфа) – юристов, в Смольном институте свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета – специалистов в области искусств и гуманитарных наук со специализацией «востоковедение, арабский язык». В Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете (Казань) программа реализуется сразу в трех направлениях: здесь готовят специалистов в области мировой экономики, со специализацией «экономика исламских государств», лингвистов со знанием английского и арабского языков и юристов со специализацией «право мусульманских стран (учитель права)».

 

Ринат Сагитов


Ринат родом из Стерлибашевского района Башкортостана, окончил школу в Уфе, затем поступил учиться в Российский исламский университет в Казани. Через некоторое время он принял приглашение участвовать в программе и поступил в ИСАА МГУ.

Защитил магистерскую работу по теме «Дарфурский конфликт в Судане». Научный руководитель – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник кафедры арабской филологии ИСАА МГУ Геннадий Иванович Бочкарев. Работа анализирует конфликтную ситуация в Дарфуре, сложившуюся с 2003 года, при этом большое внимание уделяется историческому аспекту – причинам и предпосылкам возникновения гуманитарной катастрофы

Ринат, в чем значимость и научная новизна вашего исследования?

– В ходе работы над исследованием было изучено множество источников на арабском и английском языках, ранее неиспользованных в российской науке. Мой научный руководитель в 1989–1995 годах был сотрудником российского посольства в Судане. Оттуда он привез большой объем литературы по данной проблематике, по большей части материалы суданских авторов ХХ века, на арабском и английском языках. Эти источники были мной переведены и введены в научный оборот. В числе изученных источников есть и такие интересные, как, например, мемуары английского генерал-губернатора Дарфура в 1884–1900 годах Рудольфа Флатина «Огонь и меч в Судане», которые он опубликовал в 1920 году уже по приезде на родину.

Каков ваш основной вывод?

– Вывод заключается в том, что к сложнейшей ситуации, которая сложилась в наши дни в Судане, и в частности в Дарфуре, вел целый комплекс причин политического и экономического характера на протяжении всего ХХ века и даже раньше. К объективным причинам можно отнести опустынивание северных территорий страны после 1960 года, вследствие чего населявшие эти земли племена стали искать себе новые пристанища на территориях других племен, живущих южнее. Другие объективные причины: колонизация и политика маргинализации Дарфура, которая планомерно велась на протяжении долгих лет. Для сравнения: в 1955 году правительством Судана центральному региону страны было предложено 50 экономических проектов для реализации, а Дарфуру – всего один. Было принято множество законов, ущемляющих права малых народностей. Одной из субъективных причин является политика «разделяй и властвуй», которая проводилась в этой стране между племенами в течение многих лет. Три крупных племени боролись за власть в этом регионе и использовали малочисленные племена в своих целях. В частности, в результате такой политики население Дарфура было вооружено, и в дальнейшем это сослужило дарфурцам плохую службу – появилась практика решать любой мелкий конфликт путем насилия.

Официальным же поводом конфликта считается заключенное в 2003 году соглашение между Севером и Югом страны о разделении доходов от добычи нефти, в котором интересы Дарфура вообще не были учтены.

В каком русле вы планируете продолжать карьеру? Поступали ли предложения о работе?

– Предложений о работе не поступало. Я намерен поступать в аспирантуру или же поехать продолжать обучение в арабской стране для усовершенствования своих языковых навыков.

 

Роберт Нагимзянов


Роберт родился и вырос в Казани, он окончил татарскую гимназию № 2, затем, проучившись некоторое время в Российском исламском университете, поступил в ИСАА МГУ. Тема его исследования, выполненная под руководством доктора исторических наук, профессора Вавилова Александра Иосифовича, – «Сравнительная характеристика политики Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки в палестинском вопросе в первом десятилетии XXI века».

Роберт, расскажите о содержании своего исследования.

– Структура магистерской работы включает в себя обзор генезиса палестино-израильского противостояния, обзор политики США по отношению к ней, обзор политики России и сравнительный анализ подходов этих стран, их позиций и эволюции этих позиций.

Мы пришли к заключению, что в рассматриваемый период Соединенные Штаты Америки стояли на произраильских позициях и навязывали это видение палестинцам, что очень негативно сказалось на настроениях палестинцев. Фактически такая политика США свела на нет тот процесс урегулирования конфликта, который начался усилиями международного сообщества в 1991 году.

Позиция России все это время была центристской, не было крена ни в ту, ни в другую сторону. В то же время к слабой стороне российской позиции можно отнести то, что мы многое упустили – был период, когда внимание нашей страны было целиком поглощено своими внутренними проблемами и мы не проявляли должной инициативы в этом процессе. Сейчас уровень российской активности в регионе по сравнению с 1990-ми годами значительно увеличился, но еще не достиг того значения, которое было присуще эпохе СССР.

Делается ли в работе прогноз развития ситуации?

– Мы говорим о том, что недостатком миротворческого процесса 90-х было то, что обсуждались в основном второстепенные детали урегулирования конфликта, а не ключевые вопросы. Наш прогноз заключается в том, что если незамедлительно начать переговоры по существу, по тем вопросам, которые вызывают у сторон наибольшие разногласия, мир может быть достигнут в перспективе 5–10 лет. Мы также говорим о том, что США не могут вечно поддерживать только Израиль, это понимают как в самих Штатах, так и в израильском государстве. Администрация Барака Обамы стала осознавать, что терпение палестинцев уже иссякает и нужно менять свои подходы. Американское произраильское лобби на сегодняшний день раскололось надвое: часть осталась на прежних позициях, а другая говорит о том, что палестинцам нужно позволить построить собственное государство, чего Израиль не хочет допустить.

Каковы ваши карьерные планы?

– Предложения о работе мне поступали, но не со стороны религиозных структур, а от коммерческих организаций. Но я планирую поступить в аспирантуру ИСАА МГУ и продолжить исследовательскую деятельность.

 

Ильдар Нуриманов


Ильдар Нуриманов с оппонентом Д. Ю. Араповым и директором ИСАА МГУ М. С. Мейером

Ильдар родился в знаменитом татарском селе Красная Горка (Сафаджай) в Нижегородской области. Это самый опытный из наших собеседников, поскольку на момент поступления в ИСАА МГУ он уже успел окончить Нижегородское медресе «Махинур» и работал в Духовном управлении. Параллельно с московским вузом он окончил Волго-Вятскую академию государственной службы в Нижнем Новгороде, а сразу по окончании бакалавриата он был назначен на должность генерального директора издательского дома «Медина». Ильдар – это как раз тот случай, когда практика совпадает с теорией, то есть заявленные цели программы в полной мере реализуются на деле.

Расскажите о теме вашей работы и кто ваш научный руководитель?

– Тема моей работы – «Паломническая традиция российских мусульман в Новое и Новейшее время». Она готовилась под научным руководством доктора исторических науки, профессора ИСАА МГУ Геннадия Васильевича Горячкина. Нижний предел исследуемого периода – XV век. Была изучена история вопроса со времен московской Руси до 1917 года и с 1917-го по наши дни. Этой темой я занимаюсь давно, и нашим издательским домом выпускается ежегодный сборник «Хадж российских мусульман». Моя работа – это первая попытка охватить весь комплекс проблем совершения хаджа россиянами за такой длительный период. Ранее в отечественной науке были изучены только некоторые аспекты этой темы.

В ходе работы было изучено много архивных материалов – россияне из центральных областей страны и Северного Кавказа много и охотно писали хаджнаме (особый литературный жанр – путевые записки паломника), некоторые из них дошли и до нас. Самая ранняя изученная хаджнаме относится к 1699 году, и написана она казанским татарином Котлыгычем Ассимети.

Особо нужно подчеркнуть, что Российское государство также проявляло заинтересованность в вопросах хаджа. На государственную службу по курированию этих вопросов брали мусульман, которые, таким образом, с одной стороны, выполняли и свой религиозный долг, а с другой – приносили пользу своему отечеству. Аравия была интересна россиянам, в XIX веке издавались путевые записки русских и европейцев, которые посещали Джидду. Есть всемирно известное описание Мекки и Медины и обрядов совершения хаджа Ричарда Бёртона, которое он опубликовал в 1853 году после того, как нелегально (поскольку немусульман в Мекку и Медину не пускают), переодевшись, проник в святые места. Это описание было переведено на русский язык и издано в 1872 году.

Ильдар, вы руководите работой издательского дома. Планируете ли публиковать свою магистерскую работу как отдельную монографию?

– В данное время нет. Я намерен продолжить исследование этой темы и, еще больше его расширив, защитить в виде кандидатской диссертации. Только после защиты, через 2–3 года, я планирую издавать этот труд как книгу.

Ваш поток – самый первый в проекте подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры Ислама. Как вы оцениваете нужность и эффективность этой программы? Ощущается ли внимание со стороны духовных структур, для которых, по сути, вас и готовили?

– Программа, разумеется, нужна, ведь специалисты нам необходимы. Российская умма только сейчас подходит к решению задач, которые должны были быть решены много ранее. Эта программа дала возможность нам, ребятам из глубинки, получить образование в лучшем вузе страны, о чем мы даже не мечтали. Я уверен, что выпускники программы сыграют положительную роль в развитии Ислама в России.

Особенно хотелось бы выразить слова благодарности Фонду поддержки исламской культуры, науки и образования, который в течение многих лет помогал мне.

Наш опыт интересен еще и тем, что на курсе учились представители разных, порой конкурирующих духовных структур. В начале совместного обучения у нас было много диспутов в духе «какой муфтият лучше, правильнее», но мы все эти трения преодолели, нашли общий язык. Думаю, это очень нужный и ценный опыт, особенно в свете безуспешных попыток различных духовных центров мусульман объединиться.

Что касается внимания со стороны духовных структур, лично я с первого по последний день обучения ощущал на себе заботу Духовного управления мусульман Нижегородской области, был в постоянном контакте с организацией, которая меня направила на обучение.

 

Алмаз Абдрахманов


Алмаз родом из города Зеленодольска под Казанью. В ИСАА он также попал из Российского исламского университета. Параллельно с учебой Алмаз всегда вел и общественную деятельность – работал с молодежью, участвовал в организации просветительских и благотворительных акций, работал в мусульманском информационном агентстве. Он стал руководителем группы молодых мусульманских лидеров, которые впервые цельной командой приняли участие во всероссийском молодежном лагере на Селигере летом 2009 года, а сейчас руководит молодежным движением московских мусульман «7-е поколение».

Алмаз, какова тема вашей магистерской работы, в чем ее значимость и научная ценность?

– Моим научным руководителем является известный российский египтолог, профессор Геннадий Васильевич Горячкин. Тема исследования – российско (советско)-египетские торгово-экономические связи в XIХ – начале XX века. Были изучены торгово-экономические отношения между двумя государствами на протяжении полутора столетий. Российско-египетские отношения были и ранее исследованы российской наукой, но они касались прежде всего сферы политики, а экономика оставалась вне рамок этих работ. Я работал в Российском государственном архиве, Российском архиве Военно-морского флота, поиск исторических свидетельств велся в Москве и Санкт-Петербурге. Изучались переписка министров и российских консулов, других ответственных лиц, документы на итальянском, французском, русском, английском языках. А также протоколы египетского парламента. Все эти документы были введены в научный оборот впервые.

А каким было это торгово-экономическое сотрудничество и как оно развивалось?

– Если говорить о XIХ веке, из Египта в Россию импортировался хлопок, который до сих пор считается одним из лучших по качеству в мире. Мы экспортировали в египетский вилает Османской империи муку, сахар, лес, керосин, спирт, табак. Надо отметить, что и в то время велись информационные войны, существовал «черный пиар». Российский товар отличался высоким качеством по отношению к продукции конкурентов, а среди египтян распространялись слухи и домыслы о том, что, например, российская мука такая белая, потому что в нее добавляют свиной жир, или российский сахар прозрачный и блестящий потому, что в него добавляют стекло.

Что касается динамики отношений, то были разные периоды. К примеру, на рынке керосина шли конкурентные войны, в которых в определенный период полный верх одержала наша страна и вся Османская империя перешла на потребление российского керосина, полностью вытеснив американских конкурентов. При вице-короле Мухаммеде Али благодаря российским инженерам в Египте были созданы предприятия по добыче золота.

Бросается в глаза вот что: российские консулы хорошо понимали специфику египетского рынка и могли бы способствовать росту товарооборота, но со стороны государства не было правил, регламентирующих эту деятельность, в сферу компетенции консула входило только развитие политических отношений, у них не было механизмов экономической деятельности.

А как сейчас обстоят дела в этом отношении?

– Еще много десятилетий назад российский востоковед Федоров сказал о специфике египетского торговца: он может многое предложить купцам и готов это сделать, но ждет, когда купец сам к нему приедет и первым проявит инициативу. Эта особенность менталитета в полной мере справедлива и в наши дни, и по существу российско-египетскому экономическому сотрудничеству и в наши дни мешают те же подводные камни, что и век или полтора назад. К примеру, не так давно в Москве прошла крупная международная выставка деревообрабатывающей промышленности. В ней приняла участие мебельная фабрика из Египта. Что интересно, это была первое такое предприятие, которое заявило о себе на российском рынке. Фабрика вызвала очень большой интерес у российских бизнесменов, и в июне намечена поездка бизнес-делегации в Египет. Иначе говоря, перспективы экономического сотрудничества между нашими странами очень широки и привлекательны, но необходима инициатива с нашей стороны.

Каковы ваши дальнейшие планы? Ощущаете ли заинтересованность со стороны духовных структур в своей квалификации?

– Заинтересованности со стороны духовных управлений я пока не ощущаю, но есть высокий интерес и необходимость в наших знаниях для мусульман: ко мне много обращаются с расспросами. Различными вопросами. Я вижу, что наши знания нужны умме.

Наиля ТАРДЖЕМАНОВА



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.