Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №104 — Ахмад Макаров: Разделение татар на множество мелких этносов противоречит интересам России
28.04.2010

Национальный ответ

Этнос – это организм живой и меняющийся, как любое общество. Столько изменений, сколько претерпели национальные самосознания множества нетитульных народов России за последние 20 лет, они не претерпевали за века до этого, включая сепаратистские движения и отказ от своей национальной принадлежности (в случае с воюющими на Кавказе). Здесь же набивший оскомину вопрос о том, что главнее – этническая или религиозная принадлежность, а многие до сих пор не определились, кто они есть – татары или булгары. Об этом мы беседуем с этнологом и социологом, одним из редакторов серии энциклопедических словарей «Ислам в Российской Федерации» Ахмадом МАКАРОВЫМ.

 

– В последнее время мы наблюдаем активизацию так называемого «булгаристского» проекта, основной тезис которого состоит в том, что современные казанские татары по своему генезису в большей степени потомки булгар, нежели кипчаков, и должны возрождать булгарскую идентичность. С чем, на ваш взгляд, это связано?

– Этот булгарский проект существует и активно осуществляется в Среднем Поволжье. Он подогревается извне и имеет своей целью отнюдь не популяризацию булгарского (вообще-то булгаро-хазарского, потому что между Великой Булгарией Кубрат-хана и Волжской Булгарией существует временной промежуток в триста лет, заполненный вхождением булгар в Хазарский каганат, в котором наши предки играли одну из ведущих ролей) культурного и цивилизационного наследия, а раскол татарской нации. Об этом говорит хотя бы тот факт, что наибольшую активность движение приобретает перед переписью, а также то, что ведется прямая агитация переписываться в «булгар» вместо татар.

Булгарский компонент в татарском народе проявляется и в антропологии (понтийский антропологический тип и так называемый светлый европеоидный – те же понтиды, только посветлее), и в давних исламских традициях, и в наследии булгаро-хазарской цивилизации.

В наших изданиях (в серии энциклопедических словарей «Ислам в Российской Федерации») мы очень много об этом пишем (примеры – ряд статей в «нижегородском», «московском», даже «питерском» томах, значительное место отведено в «центральнороссийском», а в готовящемся «поволжском» булгаро-хазарская тема – одна из основных), причем на серьезной основе в отличие от некоторых авторов. Мы возводим булгаро-хазарскую цивилизацию к сарматскому наследию, причем не на принципе «нам так захотелось», а на фактологической базе, используя данные археологии, источниковедения и других наук. (см., например, «Буртасы», «Новохарьковский могильник» и ряд других статей «центральнороссийского» тома).

Но при этом по меньшей мере глупо игнорировать золотоордынское прошлое нашего народа. Помимо булгарского, в татарском народе существуют иные, также значительные пласты – кыпчакский (почти тождествен золотоордынскому и/или ногайскому, хотя и не одно и то же), финский. Мы пробовали насчитать количество этнических компонентов в татарском народе – их больше 20 в любом случае. В конце концов татарский язык – не булгарский, а кыпчакский, об этом писал еще Шигабутдин Марджани, и эта трансформация не вчера произошла.

Кроме того, среди татар перед переписью населения реализуются проекты – клоны булгарского.

 

– Что это за проекты?

– Например, в Астраханской области субэтническое сознание карагашей перерастает в этническое. Карагаши, а также кундровцы – действительно ногайцы по происхождению, но все это время они записывались татарами.

Сейчас провести черту между кипчаками и булгарами невозможно, так как невозможно игнорировать тот факт, что среди других групп татарского народа – казанских, мишарей, тептярей, сибирских – потомков средневековых ногаев гораздо больше, такие группы, как касимовские, костромские, литовские татары, собственно, возникли на ногайской этнической основе, ряд татарских аулов Ульяновской, Оренбургской областей, Башкортостана имеют чисто ногайское происхождение. Существует устойчивое представление о полном или частичном ногайском происхождении некоторых татарских аулов Татарстана, Тамбовской, Пензенской, Нижегородской, Самарской областей, при этом подтверждаемое документами, шаджара, топонимикой и т. д.

Кроме того, в этот процесс искусственно вовлекаются также юртовские татары – самобытная тюрко-мусульманская группа, компактно проживающая на территории Астраханской области, возможно, реликт еще хазарской цивилизации. С ногайцами они связаны лишь происхождением своей аристократии, а не всего этноса, но в таком случае надо и всех темниковских, каринских татар тоже переписать в ногайцев – их аристократия также кыпчакская.

Весь вопрос заключается в том, что это, скорее, не движение народа, а посыл отдельно взятых чиновников из областной администрации. Между прочим, в деятельности татарских национально-культурных объединений региона участвуют как средневолжские татары, так и карагаши с юртовцами.

Кроме того, существуют кряшенский, сибирский, нагайбацкий и другие проекты.

 

– В чем основная цель таких проектов?

– Татарский народ – имперская нация. На протяжении многовековой истории он неоднократно выступал как государствообразующий этнос, причем в его государства включались самые различные иные народы (тюрки, финны, угры, славяне и др.). Часть из них входили в состав татар, ассимилировались, часть же сохраняли собственную самоидентификацию.

Самое интересное здесь то, что даже с потерей собственной государственности, а вернее с потерей доминирующей роли на евразийском пространстве, татары сумели сохранить подобный статус, во многом надэтничный. То есть вместо племенной, местечковой идентичности (или наряду с ней) у татар существовала идентичность более высокого порядка. (Между прочим, этот факт отмечали ряд исследователей XIX – начала XX века, в том числе не питавшие к татарам и мусульманам никакой любви: Машанов, Ильминский и др.)

Вот поэтому в составе современного татарского народа и присутствуют наряду с булгарами и кыпчаками еще и телеуты, обские угры, оседлое население Нижнего Поволжья, восточные финны (у татар и марийцев Кировской области и Заказанья одновременно существует почитание полулегендарных Ахпатыра, Шиквава и Казаклар, причем из трех родных братьев два татарина, один мариец). К булгарам бежали от крещения окско-клязьменские финны и славяне-вятичи, – и все они, вернее их потомки, сегодня татары.

В конце концов известный деятель времен революции Загид Шамиль, являясь внуком имама Шамиля, имел, скорее, татарскую идентичность. А в шаджара современных татар из городского населения Астрахани, Каргалы, Старотатарской слободы Казани имеется столько бухарцев, арабов, дагестанцев, казахов и т. д., что там от татар почти ничего и не остается, но они – татары.

Кое-кому это не нравится. Мы не будем разбираться, то ли им парижские пригороды нравятся, то ли паспорта других государств припрятаны, то ли просто искренне заблуждаются, но они пытаются любыми силами расколоть татарский народ, лишить его той надэтничности, имперскости, развести по субэтническим квартирам, привить колониальное сознание.

 

– Напрашивается вопрос: кому выгодно? Очевидно, что не татарам.

– Самое интересное, что хотя больше всего в этом случае страдают интересы татар как этноса и мусульман как конфессиональной общности, но никак не меньше в случае реализации подобного сценария страдают интересы России как государства и русских как народа.

Во-первых, именно в городских мусульманских общинах царской России осуществлялась реальная интеграция мигрантов-мусульман в российский социум (его мусульманский сегмент). Нам сегодня именно этого опыта и не хватает.

Во-вторых, наличие интегрирующего проекта в России, кроме русско-православного, не сопровождающегося потерей мусульманской идентичности и не противопоставляющего себя российской государственности, в итоге выгодно России. Оно позволяет укрепить отношения с миром Ислама, причем не только с правящими в них режимами, но также и со знаменитой «арабской улицей».

 

– Дискуссии о том, кто кому и кем приходится, идут и на Северном Кавказе. В частности, о происхождении кумыков и др.

– В самом деле, как каждый человек происходит от отца и матери, так и ни один народ не имеет всего лишь одного предка. Этническая история такого народа, как кумыки, сложна и запутанна, но представители этого народа с честью выходят из подобной ситуации. Так же как и у современных татар, основа этого народа формировалась в булгаро-хазарскую эпоху, а в золотоордынское время кумыки принимали активное участие в государственном строительстве, так же, помимо этой основы, кумыкский народ имеет колоссальное количество иноэтничных включений. Но они признают как хазарскую, так и ордынскую свою составляющую, не исключающие, но дополняющие друг друга, и гордятся ими обеими. Этот опыт полезен для многих народов, в том числе и для татар.

 

Беседовала Диляра АХМЕТОВА



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.