14 апреля в Москве прошла конференция «Мусульманское духовенство и современные вызовы безопасности России». Муфтии и главы региональных общин обсудили, какой вклад могут внести исламские религиозные деятели в работу по противостоянию террористической угрозе.
С основным докладом на конференции выступил председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин. Он обозначил ключевые проблемы религиозно-идеологической составляющей радикализма и сформулировал основные задачи по преодолению имеющихся проблем. «Очевидной угрозой как безопасности страны, так и безопасности Ислама является радикализация мировоззрения мусульманской молодежи на Кавказе, и не только, представители которой все чаще втягиваются в экстремистское подполье. Поскольку причины этого лежат не только в социально-экономической, но и в идеологической сфере, очевидна необходимость целого комплекса мер религиозно-идеологического и социально-просветительского характера», – сказал он.
Идеологическая борьба за души нашей молодежи – главное поле сражения – главный тезис муфтия Равиля Гайнутдина. До сих пор эта идеологическая борьба фактически проигрывается мусульманскими лидерами России. Даже если принять за правду предположение о том, что теракты на территории России планируются зарубежными силами, желающими развалить нашу страну, а непосредственными их кураторами являются иностранные наемники, невозможно отрицать, что наша российская молодежь все больше и больше вовлекается в орбиту радикальной идеологии: количество и посещаемость экстремистских сайтов растет с каждым днем и все большее количество молодых людей, а самое страшное, и девушек открыто заявляют о своей поддержке террористов. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно бегло пройтись по популярным среди молодежи социальным сетям, где «проповедь» ведут отнюдь не настоящие боевики, а сочувствующие им 15–16-летние мальчики и девочки.
На конференции были обозначены основные проблемы, только решив которые, можно обсуждать вопрос идеологического противостояния экстремизму:
– отсутствие харизматичных лидеров;
– нехватка каналов для обмена информацией с молодежью, привлечения молодых умов;
– распространение практики такфиризма;
– отсутствие влиятельного богословского органа.
Теперь о каждой из задач подробнее. «Сегодня даже идеологи экстремистских организаций являются молодыми людьми. Они харизматичные и убедительные. Почему нам не удалось воспитать не менее ярких и убедительных правильных лидеров – условно говоря, проповедников истинного Ислама? Полагаю, необходимо выявлять их, развивать их и помогать им в этой работе», – сказал Равиль Гайнутдин на конференции.
Здесь необходимо особо подчеркнуть: мировая практика показывает, что бороться с какой бы то ни было идеологией, распространенной в молодежной среде, можно только посредством молодежи же. Если существует яд в виде радикальных молодых проповедников, противоядием к нему могут быть только молодые и харизматичные проповедники мира. Второй момент, который необходимо осознать: если мы допускаем мысль о том, что лидерами российского бандподполья кукловодят из-за рубежа, то есть их обучают и направляют («Невозможно мусульманским деятелям в регионах в отдельности, а порой в одиночку противостоять мощной идеологической машине, поддерживаемой из-за пределов России», – сказал Равиль Гайнутдин), у нас эта харизматичная молодежь не возьмется из ниоткуда, ее также надо отбирать, обучать, взращивать.
И даже когда такие лидеры будут готовы, КПД их деятельности будет настолько низким, насколько узок диапазон их общения. Мы остро нуждаемся в каналах доступа к широкой молодежной аудитории, а это в первую очередь телевидение, радио и Интернет. Это в своем выступлении подчеркнул Р. Гайнутдин, об этом говорил и его сопредседатель муфтий Саратовской области Мукаддас Бибарсов.
Мукаддас-хазрат сформулировал и другую проблему – это распространение практики такфиризма (обвинения в неверии). «Такфир – это ползучая змея в нашей умме. Терроризм имеет подпитку в этой практике. Тех, кто распространяет такфиризм, необходимо отрезвлять, разговаривать с ними на равных, переубеждать, воспитывать сознание российских мусульман», – заявил он.
Муфтий Саратовской области сказал также о том, что для эффективного идейного противостояния такфиру российским мусульманам необходимо получить «сильную международную фетву», то есть фетву о запретности этой практики, от международного органа исламских ученых, обладающего исключительным авторитетом.
С предложением Мукаддас-хазрата невозможно не согласиться. Но вспоминается и другое: буквально за два дня до того Совет высших улемов (шариатских богословов) Саудовской Аравии дал окончательное определение терроризма, отверг террористические действия и объявил финансирование терроризма запретным с точки зрения религиозной практики. Фетву приветствовали многие, а на конференции ее вклад в дело борьбы с терроризмом высоко оценил и председатель Координационного совета мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев. Но не слишком ли поздно? Сколько лет взрывают в России? В европейских странах?
Даже не считая жертв среди мирного населения в некоторых странах исламского мира, где фактически идет война, саудовским богословам для принятия этого исторического решения понадобилось слишком много времени и жертв на, условно говоря, мирных территориях. Нам, мусульманам евразийского пространства, которые объективно живут в иных социокультурных и политических реалиях, нежели единоверцы в странах арабского мира или Юго-Восточной Азии, необходим свой богословский орган высшей степени авторитетности, который реагировал бы оперативно и с пониманием нашей обстановки. Концепция Совета улемов, которая в 2007 году начала прорабатываться, но затем подзабылась, в то время была актуальна, а сегодня она архиактуальна.
«В этих условиях очевидна важность консолидации усилий мусульманских религиозных деятелей всей страны для выработки достойного идеологического отпора, основанного на разработке и продвижении идей исламской умеренности, основанной на учете интересов Ислама, общества и государства. Нам необходимо совместными усилиями раскрыть просветительский, цивилизационный, созидательный, патриотический и миротворческий потенциал Ислама», – сказал Равиль-хазрат. Кто, если не мусульманские ученые представит цивилизационный потенциал и умеренную сущность исламской религии! Здесь также необходим орган, объединяющий улемов.
Если суммировать вышесказанное, мы должны выстроить систему, которая из массы студентов исламских учебных заведений с достойным уровнем подготовки отбирала бы наилучших, тех, у кого горят глаза, целенаправленно готовила бы их к публичной работе, к общению с молодежью и многократно масштабировала бы эту работу средствами массмедиа. А идеологический вектор, концептуальную основу, смысловую начинку всего этого должен разрабатывать консилиум ученых.
Но и это еще не все. Выполнив вышеназванные задачи, мы лишь готовим «инфраструктуру» для дальнейшей плодотворной деятельности. Эти институты необходимо ставить на прочный фундамент гражданского общества и религиозно-государственного взаимодействия.
«Мы много лет говорили о том, что нельзя смешивать мусульман с терроризмом, навешивать ярлыки на граждан, исповедующих Ислам, и нас услышали», – сказал на конференции сопредседатель СМР, глава Духовного управления мусульман азиатской части России Нафигулла Аширов. Имеются в виду высказывания Владимира Путина еще в бытность президентом России о том, что преступники не имеют национальности, и апрельское предостережение журналистов действующего президента Дмитрия Медведева о недопустимости раскалывания гражданской нации и сеяния вражды через формулировки типа «выходцы с Северного Кавказа».
И снова невозможно не задаться вопросом: не слишком ли поздно достучались, когда исламофобия и кавказофобия в определенных кругах стали почти вероубеждением, а в некоторых – признаком хорошего тона!
Само по себе выражение «достучались» тоже настораживает. Мы много говорим о наладке взаимодействия по линии государство – религия, и в этом направлении было сделано действительно очень много. Причем нелишним будет отметить, что в этой работе Россия не может заимствовать современный опыт никакой страны, поскольку во всем мире эта сфера является довольно проблемной. За базу можно принимать только те политические и управленческие решения, которые были накоплены на протяжении столетий в самой России.
У нас проводится большая работа по подготовке кадров с углубленным знанием истории и культуры Ислама, действует Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования, который оказывает финансовое содействие практически всем значимым образовательным, культурным и научным проектам российских мусульман. Но мы остро нуждаемся в площадке обмена мнениями между политической властью страны и религиозными лидерами. О необходимости поддержания тесных связей с исламскими лидерами, укреплении их авторитета для борьбы с терроризмом говорил 1 апреля в Махачкале и глава государства Дмитрий Медведев. Очевидно, что встречи первых лиц государства с мусульманскими религиозными лидерами, сколь бы полезными ни были, не полностью удовлетворяют требованиям времени о тонкой настройке совместных усилий по противостоянию радикализму.
Исламским религиозным деятелям есть что сказать власти, есть чем поделиться, и этот ресурс ценен для государства. Религиозные лидеры непосредственно общаются с населением и знают настроения людей, их психологию, а северокавказские исламские деятели видели войну, смерть и террор в лицо.
К примеру, на конференции 14 апреля председатель КЦ МСК Исмаил хаджи Бердиев говорил о недопустимости разжигания межнациональной и межрелигиозной вражды через СМИ. Он отметил, что после терактов 29 марта в Москве многие поддались соблазну автоматически списать все на «исламских террористов», «чеченских боевиков» и т. п., когда следствие не располагало еще никакими достоверными данными.
Силы, которые при каждом удобном случае педалируют тему северокавказской угрозы, воспитывают в россиянах ненависть к кавказцам, по сути, разваливают Россию, ведут ее к новой войне. Эта мысль прозвучала в выступлении и Исмаила Бердиева, и Нафигуллы Аширова, и муфтия Чеченской Республики Султана Мирзаева.
Султан хаджи Мирзаев озвучил собственное видение эффективной работы духовных управлений мусульман на местах. Рецепт таков: глава региона – губернатор или президент – должен находиться в постоянной связи с региональным муфтием и поддерживать религиозные авторитеты, которые, в свою очередь, должны поддерживать органы власти и располагать необходимым инструментарием для того, чтобы противостоять радикализации молодежи. При этом деятельность нетрадиционных течений должна решительно пресекаться, а ситуация, когда в регионе работают два и более муфтия, недопустима.
Фактически Султан хаджи предлагает формат работы, когда власть наделяет одну религиозную организация – муфтият и одного лидера – муфтия эксклюзивным правом на ведение исламской религиозной деятельности, жестко пресекает конкуренцию на этом поле, обеспечивает муфтия необходимыми финансовыми ресурсами, а тот, в свою очередь, берет на себя ответственность за идеологическую ориентацию всего мусульманского населения на подведомственной территории и гарантирует эффективность своей работы. Модель эта, скажем прямо, имеет оттенок режимной системы, жесткой номенклатурной организации. Но она единственно возможная в Чечне – на передовой борьбы против террора и радикализма и сложилась не по воле отдельных личностей, а как единственно возможное решение в той сложнейшей ситуации, которая там была в начале – середине нулевых.
Мы можем разделять или не разделять точу зрения муфтия Чечни – неизвестно, в какой степени опыт этой республики может быть экстраполирован на другие регионы со смешанным населением и другой политической ситуацией. Но опыт этой республики свидетельствует со всей прямотой: в регионе, где имеются проблемы с экстремизмом, нужно укреплять авторитет и вес муфтия, при сильном Духовном управлении мусульман подполье будет слабым, и наоборот. Это следует со всей отчетливостью понимать тем политическим и общественным силам современной России, которые хотят видеть на должностях муфтиев слабых, безвольных, безынициативных персон. Выбирать не приходится: пока муфтияты будут разрозненны, а муфтии слабы, взрывы будут продолжаться.
В одном Султан Мирзаев совершенно прав: региональным руководителям – исполнительной и законодательной власти – и религиозным лидерам необходимо быть на постоянной связи для постоянной координации действий, обмена мнениями. То же самое справедливо и для федерального уровня.
Каким образом это может быть реализовано? Логичным и естественным представляется использовать возможности парламента – органа публичного обсуждения и обмена мнениями. Законодательная власть изначально является площадкой для обмена мнениями различных кругов и поиска оптимальных путей развития социума. Роль религии будет возрастать в мировоззрении россиян, будь то мусульман, или христиан, или иудеев, или буддистов. Гражданские запросы верующих никто не доведет до законодателя лучше, чем представители этой же среды. Преимущество этого варианта еще и в открытости и доступности: в отличие от решений, принятых в рамках узких комиссий, рекомендации, выработанные в парламенте, являются понятными и обоснованными для широких слоев политической элиты, это решения на основе консенсуса, общественного согласия.
Новые и действенные механизмы государственно-религиозного взаимодействия – тема для дальнейших обсуждений, и прошедшая в Москве конференция лишь дала толчок к развитию дискуссии. Но из этой ситуации напрашивается вывод: закончилась эра, когда региональные духовные лидеры могли мыслить и работать исключительно на уровне своей области и республики, подчеркнуто дистанцируясь от процессов, происходящих на федеральном уровне, и публичной политики.
Каждый муфтий сегодня должен иметь представление о политической составляющей российской жизни, о геополитической ситуации, избавляться от местечкового мышления, мол, у него в регионе все хорошо. Устойчивость сети террористического подполья к ударам, ликвидирующим отдельные его ячейки, вездесущность и сильная разветвленность этой сети не оставляют места для благостной картины защищенных от радикальных течений регионов. Настало время мыслить категориями не удельных княжеств, а единого государства.
Наиля ТАРДЖЕМАНОВА
Резолюция
по итогам Всероссийской конференции
«Мусульманское духовенство и современные вызовы безопасности России»
Москва, 14 апреля 2010 года
Мы, участники Всероссийской конференции «Мусульманское духовенство и современные вызовы безопасности России», осознавая ответственность перед Всевышним, перед нашей Родиной и перед нашими соотечественниками, заявляем следующее.
Российское мусульманское сообщество переживает сегодня сложный период своей истории. Духовенство стоит перед задачей огромной сложности – активно участвовать в решении тех проблем, которые с трудом поддаются решению государства в целом. Речь идет о вызовах России как государству. Мусульманские религиозные лидеры стоят на переднем крае этой борьбы, борьбы за сильную и здоровую Россию.
Это ставит перед нами, перед всем мусульманским сообществом новые задачи. Сегодня начался очередной этап в развитии Ислама в современной истории России. Закончился этап собирания, когда речь в основном шла о восстановлении мечетей и налаживании деятельности общин на местах. Сегодня сама жизнь диктует мусульманскому духовенству задачи участия в укреплении государства, в оздоровлении общества, в формировании единого российского народа и его идентичности.
Об этом говорил Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев в 2009 году в Сочи на встрече с главами республик и духовных управлений мусульман Северного Кавказа. Он, в частности, выдвинул идею разработки широкой программы мер по преодолению радикализма – от запуска исламского телеканала до организации досуга молодежи.
Радикализация мировоззрения части молодежи – процесс, являющийся сегодня одной из угроз национальной безопасности, – подпитывается глубинными факторами. Этим пользуются экстремисты, которые гиперболизируют проблемы адаптации Ислама в условиях современной российской государственности.
Поэтому остро требуется формирование теоретической и практической модели исламской умеренности, формирование российской исламской гражданской идентичности и интеграция мусульманских активистов в процессы выстраивания российского гражданского общества и российской гражданской нации.
Причины всех указанных выше угроз и вызовов лежат не только в социально-экономической, но и в идеологической сфере, требуют целого комплекса мер религиозно-идеологического и социально-просветительского характера. По итогам нашей конференции мы разработали следующие рекомендации мусульманским духовным структурам России:
Признать необходимость обновления, модернизации и новых подходов в работе мусульманских организаций.
Разработать концептуальные основы развития российской уммы в XXI веке в форме Всеобщей концепции взаимодействия Ислама, общества и государства в третьем тысячелетии.
Способствовать консолидации экспертного сообщества и исламской духовной элиты России путем формирования единого центра выработки концептуальных основ развития российской уммы.
Выработать механизмы развития исламского сообщества России как неотъемлемой части гражданского общества на основе традиционных ценностей Ислама.
Способствовать развитию мусульманских молодежных движений с целью всесторонней помощи подрастающему поколению и недопущению развития радикальных и экстремистских движений в данной среде.
Выработать курс на многовекторное объединение российской уммы с учетом социально-политической обстановки и на основе положений Корана и Сунны и конструктивного осмысления вековых традиций российского Ислама.
Занять единую, активную и принципиальную позицию уммы в гражданском противодействии исламофобии, экстремизму, терроризму и ксенофобии.
Способствовать раскрытию созидательного и миротворческого потенциала Ислама в деле укрепления основ российского общества и государства.
Повысить качество и объем всего комплекса исламских медиапроектов, создать общероссийское мусульманское телевидение.
Всемерно содействовать дальнейшему конструктивному сближению России с исламским миром.
Придать новое качество межконфессиональному диалогу и сотрудничеству.
Выработать долгосрочную исламскую концепцию социального развития с целью обеспечения стабильности российского общества и государства, урегулирования вопросов внутреннего развития уммы и формирования единого взгляда российских мусульман на решение острых социальных проблем, включая преодоление демографического кризиса в России, противодействие алкоголизму, наркомании; неприятие пропаганды в СМИ аморального и недостойного поведения.
Определить приоритеты реформирования многоуровневой системы исламского образования в России путем создания единого корпуса учебной литературы и программ, квалифицированного состава преподавателей.
В общероссийских центрах памяти героев войн и жертв репрессий отмечать участие всех народов и всех религий в исторических событиях.