Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №103 — Святые лики семи пиров священной Бухары
09.04.2010

В этом номере мы продолжаем рассказ о семи пирах Хаджаган – Накшбанди, которые родились в округе Бухары, здесь творили и были похоронены, т.е. чьи могилы сегодня являются местами посещения – мазарами, зияратами мирового значения.

(Продолжение. Начало в №№ 99–102.)

Бахааддин Мухаммад

бин Бурхан ад-дин Мухаммад

аль-Бухари


Зиярат Бахааддина Накшбанди

Накшбанд, Бахааддин Мухаммад бин Бурхан ад-дин Мухаммад аль-Бухари известен как Хаджа-йи бузург и Шах-и накшбанд, – крупнейший представитель среднеазиатского суфизма XIV века. Он родился в селении Каср-и Хиндуван (замок индусов) в 10 км от Бухары в месяце Мухарраме 718 года Хиджры (1318). Впоследствии селение было переименовано в честь Бахааддина Каср-и Арифан (селение, познавших божественную истину). От его ремесла «накшбанд» – «чеканщик» произошло название суфийского братства накшбандия. Однако традиция братства не считает его своим основателем: он пятый в цепи руководителей накшбандия. Духовным основателем и первым в линии силсила накшбандия считают Хаджа Йусуф аль-Хамадани (ум. в 1140 году), который воспитал основателя школы хаджаган – аль-Гиждувани.

Отец Бахааддина Саид Жалолиддин и мать Биби Арифа были уважаемыми в селе людьми. Эта семья отличалась приверженностью к Исламу и большой начитанностью. Его отец был ткачом и чеканщиком. Большую роль в судьбе Бахааддина сыграл его дед, имевший прочные связи с суфиями и пробудивший у него интерес к мистике.

Первым учителем Бахааддина был шейх Мухаммад Бабаи Саммаси, который не только дал имя, но и нарек его своим духовным сыном. Шейх дал четкие указания родителям Бахааддина, как воспитать из сына прилежного мусульманина. Когда Бахааддин подрос, Бабаи Саммаси стал посвящать мальчика в смысл и тонкости духовной жизни. Он быстро развил в смышленом ребенке качества самоуглубления, умения входить в состояние общения с Богом. Мальчик уже к 7 годам знал наизусть Коран. Незадолго до смерти (в 1354 году) шейх Бабаи Саммаси, приказал своему халифа саййиду Амиру Кулалу взять Накшбанди к себе в ученики, ввести его в общество дервишей хаджаган и обучить его правилам мистического Пути. Духовное посвящение, согласно традиции, Бахааддин получил от известного суфия Бухары – Абдалхалика Гиждувани. Накшбанди увидел аль-Гиждувани во сне, и тот велел ему стать учеником бухарского шейха Сайида Мир Кулала. Семь лет он провел в услужении у Арифа Диггирани, после чего обучался у «тюркских» шейхов Касима и Халил-ата. Он дважды совершал паломничество в священную Мекку. По возвращении из хаджа он посетил Мерв, после чего, до последних дней своих жил в Бухаре. В источниках Бахааддин Накшбанд описывается современниками и последователями мудрым проповедником, внимательным к своему окружению.


Зиярат Бахааддина Накшбанди

Не меньшее воздействие на учеников и последователей оказывал образ жизни Бахааддина, соответствие его поведения его учению. Формой его поучений была беседа. Основное место в его беседах занимали вопросы нравственности, и не только религиозные, но и общечеловеческого характера. Одновременно с постижением суфийской мудрости Бахааддин занимался ремеслом: вместе с отцом ткал шелковую ткань «камха» (плотная шелковая ткань тщательной выделки с разноцветными узорами). Бахааддин был также прекрасным резчиком по металлу. Однако он считал, что суфий должен довольствоваться малым, ограничивая себя в еде, одежде, потребностях, считал грехом для суфия иметь слуг или рабов.

Абдурахман Джами писал, что у Бахааддина «никогда не было ни раба, ни рабыни». Когда у шейха спросили о причине этого, он ответил: «Быть рабом Божьим и господином несовместимо».

После смерти Бахааддин был признан «святым» (вали) и ходатаем перед Богом, чудотворцем, покровителем Бухары. Бахааддин Накшбанд не призывал своих приверженцев к отшельничеству, напротив, он обязывал их быть усердными земледельцами, ремесленниками, торговцами, мирно уживаться с официальным Исламом.

Встав во главе общины, идущий по пути хаджаган, Бахааддин заложил организационные основы будущего братства Накшбандийа. Он возродил и продолжил традиции и взгляды Абдалхалика Гиждувани.

Бахааддин отменил показную набожность и обрядность, уводящие в сторону истинного мистика: сорокадневные посты, бродяжничество, нищенство, публичные радения с музыкой, пением и танцами, громкий зикр.

Он считал бесполезной «силсилат аль-барака» (цепь благодати), передающую святость руководителю братства от его основателя, т.к. барака даруется любому мистику непосредственно Богом, отсюда его отрицание необходимости «видения патрона» во время медитации.

Духовная чистота, отказ от стяжательства, добровольная бедность, никаких контактов с властями, жить в обители – его основные требования.

Суфий должен строго следовать сунне Пророка, его сподвижников и выполнять все предписания шариата. Основа пути Накшбанди – страстное влечение к истине и тихий зикр (хафи), (выбей, вырежи в своем сердце поминание имени Божьего). Тихий зикр может быть также коллективным.

(Окончание следует.)

Роберт АЛЬМЕЕВ,

кандидат исторических наук,

генеральный директор Бухарского

государственного архитектурно-художественного музея-заповедника



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.