Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №103 — Уроки религии в школах приведут к появлению «четырёх Россий»?
09.04.2010

21 июля 2009 года в подмосковной резиденции Барвиха Президент РФ Д. А. Медведев объявил о начале эксперимента: в школах появится курс ДНК («Духовно-нравственная культура») с возможностью выбора конфессионального направления, в том числе Ислама, а в армии – штатные священники и имамы. Известно, что ранее мусульмане страны выступали против введения в школах предмета ОПК («Основы православной культуры»), но в Барвихе был найден консенсус. Как это произошло и к чему может привести? Этим вопросам была посвящена беседа культуролога Джанната Сергея Маркуса с кандидатом исторических наук, руководителем энциклопедического отдела Издательского дома «Медина» (Москва – Н. Новгород) Дамиром Зиннуровичем Хайретдиновым.

С началом новой четверти (с 1 апреля 2010 г.) средние общеобразовательные школы в 19-ти регионах России включились в эксперимент по преподаванию нового предмета – «Основы религиозных культур и светской этики». Осваивать новый предмет начнут школьники 10–11 лет. Новая учебная дисциплина пройдет апробацию в 19 субъектах РФ: Карачаево-Черкессии, Чечне, Калмыкии, Еврейской АО, Удмуртии, Чувашии, Камчатском, Красноярском и Ставропольском краях, Вологодской, Калининградской, Костромской, Курганской, Новосибирской, Пензенской, Свердловской, Тамбовской, Тверской и Тамбовской областях. Большинство четвероклассников Чечни и Карачаево-Черкессии будут посещать занятия по основам Ислама. В Чеченской Республике практически все жители (99,64% или 20645 человек) выбрали модуль «Основы Ислама».

В Карачаево-Черкессии из 4161 четвероклассников на основы исламской культуры пойдут 37% (1547 человек), на светскую этику – 22,9 % (950 человек).

– Первое время у исламской общественности России было опасение, что внедрение курса ОПК в средние школы – это часть проекта однобокой клерикализации общества со стороны ведущей конфессии. Но сейчас, кажется, найден компромисс. Действительно ли это так?

– Всё верно. Напомню: дискурс о введении предмета ОПК в школах, притом в качестве обязательного, вёлся на фоне других инициатив, которые оглашались в середине 2000-х годов от имени общественности и Русской Православной церкви Московского Патриархата – инициатив, которые назвать иначе как «клерикальными» при всём желании невозможно. Например, был озвучен «Сергиевский проект», согласно которому место нынешнего Парламента занимал бы Сенат, формируемый «…из представителей духовного сословия с решительным преобладанием представителей РПЦ МП». Согласно тому же проекту, избрание главы государства должно было определяться поддержкой Православной церкви.

Одновременно произошло массированное вбрасывание через СМИ проектов по введению в армии института православных капелланов. Естественно, последовала реакция со стороны мусульманской общественности, которая сделала вывод о готовящемся массовом крещении мусульманских детей и юношества. Все эти годы, как мы помним, велась довольно интенсивная и местами весьма неполиткорректная дискуссия о том, следует ли реализовывать эти планы, и если да, то как именно, чтобы учесть интересы разных конфессий.

Так что нынешнее решение о многомодульном предмете ДНК, безусловно, компромиссное – на фоне того тупика, в котором оказались многие участники этой ожесточённой дискуссии.

– Один из первых, поразивших многих наблюдателей, результатов: школьники Ставропольского края предпочли «Основам православной культуры» светскую этику и курс по мировым религиям. Означает ли это, что в целом большинство россиян склонно именно к нейтралитету в изучении истории религий?

– Я думаю, Ваша оценка верна. Однако хотел бы уточнить: я бы не стал делать подобный вывод относительно большинства этнических мусульман, то есть татар, башкир, казахов, чеченцев, аварцев, кабардинцев и т.д. – народов, традиционно исповедующих Ислам. По моим оценкам, среди них подавляющее большинство не относится к религии нейтрально, поскольку Ислам является неотъемлемой частью их образа жизни, их менталитета. Во многих случаях именно Ислам способствует сохранению национальной идентичности этих народов, подвергающихся усиленной ассимиляции, особенно в городах.

– В связи с этим, спрошу: каков прогноз – что будут выбирать учащиеся в традиционно исламских регионах Российской Федерации? Вряд ли в Дагестане это будет что-то неисламское…

– Нам известны предварительные результаты выбора школьниками одного из модулей ДНК в Карачаево-Черкесии. Две трети учеников выбрали ОИК («Основы исламской культуры»), одна треть (местные русские) – ОПК. Что мы знаем об этой республике? Она многонациональна. Здесь, помимо карачаевцев с сильной религиозностью (у них был распространён суфизм, они подвергались депортации и т. д. – все эти факторы способствуют усилению роли религии в обществе), проживают также черкесы, абазины, ногайцы. У последних этносов религиозность заметно ниже. Тем не менее, сообщений о выборе альтернативных предметов не последовало: дети ВСЕХ этнических мусульман выбрали Ислам (я для краткости так назову этот курс).

Поэтому для таких республик, как Дагестан, Чечня, Ингушетия и Кабардино-Балкария, прогноз однозначен: подавляющее большинство учеников в школах будут изучать Ислам. Предполагаю, что в Башкирии и Татарстане (когда там начнут изучать многомодульный предмет ДНК) мизерный процент школьников из числа этнических мусульман могут выбрать курс мировых религий, но всё же большинство опять же будет изучать Ислам.

Наконец, в Адыгее, Северной Осетии, Астраханской, Оренбургской областях и ряде других регионов от 1/3 до ¼ учеников – то есть все этнические мусульмане – также выберут Ислам.

– Итак, отныне дети, причём в очень чувствительном возрасте, начинают через государственную школу знакомиться с явлением религии как таковой и её моральными принципами, в частности. Это такой задел на будущее, которого ранее у наших детей (да и у нас с Вами, воспитанных в советских школах и ВУЗах) не было. Как примерно через 20 лет изменится этика в обществе, и в целом – религиозность населения?

– У нас будет, если можно так сказать, четыре разных России. Первая – в границах Московии: это нынешний ЦФО (без Москвы) плюс ряд областей по периметру. Здесь Православие господствует в мировоззрении русского населения с давних времён. Картина не изменилась и сегодня, как мы видим по Тамбовской и Смоленской областям: от 55 до 60% учеников выбрали ОПК.

«Вторая Россия» – это почти все остальные регионы с русским большинством. Это территории, которые были заселены русскими из Московии, начиная с 16 века и позднее (в виде исключения сюда относится также Москва). Здесь народ достаточно индифферентно относится к религии. Смотрим примеры. Калининград: 30% – ОПК, остальные – светская этика и мировые религии. Новосибирск: соответственно 18% и 75%. Свердловская область: 21% и почти 78%. И даже Ставрополь показал совсем не те результаты, которые ожидались церковными кругами. Без сильного давления на школу, учителей и родителей со стороны государства (с подсказки Церкви, разумеется) разрешить ситуацию в пользу ОПК здесь невозможно. Потому что «вторая Россия» – это совсем не Московия. Этот феномен подробно исследовался в ряде специальных работ, в частности – в книге С. Б. Филатова «Религия и общество».

«Третья Россия» – это регионы с мусульманским и буддийским большинством или значительным меньшинством. Повторю сказанное ранее – относительно традиционно мусульманских регионов прогноз однозначен: подавляющее большинство учеников здесь будут изучать в школе Ислам. Через 5–6 лет они окончат школы, часть из них пойдёт в армию, где уже будут действовать армейские имамы. Таким образом, будет воспитано новое поколение, со знанием Ислама. Подобные процессы можно прогнозировать и для буддийских республик (Калмыкия, Бурятия, Тува).

Наконец, «четвёртая Россия» – это русское национальное меньшинство в регионах с мусульманским и буддийским большинством. Все дети из русской среды в этих регионах поголовно выберут ОПК. Это, опять-таки, известный феномен в этнологии, когда религия играет роль этнического идентификатора, способствует сохранению малой группы в инонациональной среде. Именно эти группы русского населения будут отличаться самой высокой религиозностью без примеси шовинизма (агрессивный национализм, увы, с раннего Средневековья является данностью Московии).

По этим причинам я бы не стал делать обобщённую статистику по религиозности населения во всей России: показатели по четырём региональным группам будут чрезвычайно отличаться друг от друга. И это – лишь самый первый прогнозируемый результат введения нового предмета в общеобразовательной школе, о котором и предупреждали в своё время мусульманские деятели.



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.