Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №91 — Албания: национально-мусульманский парадокс
05.03.2009

Мечеть в АлбанииАлбания, небольшая горная страна на западе Балкан, интересна и уникальна своим историческим опытом. Ее история уходит в древность, именно на этих землях существовало античное иллирийское царство Эпир (помните «победу» местного царя Пирра?), жители страны говорят на уникальном языке, родственного которому не найдешь нигде в мире, и, наконец, это единственная в Европе страна, абсолютное большинство жителей которой (75%) традиционно исповедуют ислам.

Ислам начал проникать на эти земли начиная с XIV века, когда значительная часть населения уже исповедовала христианство в католической и православной версии, притом что еще живы были и древние иллирийские языческие культы. Процесс исламизации проходил еще два столетия и завершился в XVI веке с укреплением турецкого Османского халифата.

Но при этом у ислама в Албании сложились свои культурные особенности, часто принимавшие парадоксальную форму. Во-первых, у албанцев национальное чувство преобладает над религиозным, что выразилось в том, что албанцы разных религий сплотились в борьбе за независимость от страны, родственной в религиозном отношении большинству из них — Турции. Это имело и положительную сторону: албанское общество не знало и не знает до сих пор внутринациональной розни на религиозной почве. Во-вторых, ученые вплоть до XX века наблюдали именно у албанцев своеобразный этнографический парадокс: в одной и той же семье исповедовали как христианские, так и мусульманские обычаи, один и тот же человек носил христианское и мусульманское имя. Доходило почти до абсурда с точки зрения традиционной религиозности: случалось, что из-за отсутствия в селе имама прочесть джаназа-намаз по усопшему или совершить никях просили христианского священника. Такая специфическая ситуация, возможно, способствовала тому, что в Албании сохранился и даже развился суфийский тарикат бекташи. Имея в основе своей мусульмано-шиитское учение, этот тарикат обрел многие черты, в своей практике сближающие его с христианством, иудаизмом и даже с язычеством. В то же время многими он понимается даже не как часть мусульманской традиции, а как особенная национальная религия албанцев, и ядром национально-освободительного движения во все времена были именно бекташи.

Албанский мусульманинПосле обретения страной независимости в 1912 году началось активное строительство институтов всех религий с «албанской спецификой». Так, на Албанском мусульманском конгрессе, состоявшемся в 1923 году в столице страны Тиране, были приняты решения читать намаз по-албански, стоя и без поклонов. Было запрещено многоженство, провозглашено «равноправие» женщин. Ну а вообще-то уже тогда, до Второй мировой войны, власти страны во главе сначала с президентом, а позднее королем Ахметом Зогу оказывали серьезное давление на мусульман-суннитов, возможно, под влиянием распространенного тогда в странах Европы, а также в бывшей метрополии Турции секуляризма. Именно тогда была вынуждена покинуть родину набожная и образованная суннитская семья будущего выдающегося алима ХХ века Насируддина аль-Албани.

Но с приходом к власти в 1944 году коммунистов разразилась настоящая трагедия. Верный ученик и последователь Сталина лидер албанских коммунистов Энвер Ходжа решил пойти дальше своих «учителей». Он не ограничился характерными для всех коммунистов репрессиями против религии и верующих, а в 1967 году взял да и отменил религию. Мечети и церкви были закрыты, служители культа были репрессированы либо сменили род деятельности, а всяческое проявление религиозной практики жестоко каралось вездесущей спецслужбой — сигурими, благо тотальный контроль в маленькой Албании осуществлять было несложно. Например, на предприятиях и в учреждениях брали на карандаш тех, кто в период рамадана вдруг переставал ходить в столовую или систематически отказывался от свинины. Последствия всем понятны.

В 1977 году новая конституция объявила Албанию «первым в мире атеистическим государством». Но ничто не вечно под луной — в 1991 году коммунистический режим пал и началось национальное возрождение, в том числе и религиозное. Характерный факт: в наибольшей степени забыли свою религиозную практику именно мусульмане, а не христиане, хотя, казалось бы, в условиях жесткого прессинга мусульманам с их индивидуальной молитвой легче сохранить традицию, ведь им не требуется специальных зданий, предметов культа и сложных публичных ритуалов. Так или иначе, но мусульманскую традицию пришлось возобновлять практически с нуля с помощью имамов из соседнего Косова. Сейчас ситуация в стране вполне нормальная. В городах и селах можно видеть современные мечети, построенные, как правило, с помощью Саудовской Аравии или Турции. Люди могут совершать хадж, получать исламское образование, в том числе и за рубежом. В стране с помощью Египта создан и действует исламский банк, Албания входит в Организацию Исламская конференция. И все же сегодня, спустя 17 лет после крушения коммунизма, приходится констатировать, что первоначальная эйфория по поводу исламского возрождения в стране утихла. Сегодня в Албании существует невиданный религиозный плюрализм, обусловленный, по мнению самих албанцев, невысоким уровнем практики традиционных религий. Также раздаются голоса о том, что албанцам в приоритетном порядке надлежит вспомнить о своей «европейской идентичности», под чем в религиозном плане понимается поворот от ислама к католичеству.

Но представляется все-таки, что ситуация для ислама в этой стране не столь безнадежна в перспективе. Во-первых, в Албании есть реально действующие мусульманские организации, объединяющие, как правило, представителей интеллигенции, что делает их влиятельными, даже несмотря на относительно небольшое количество членов. Например, одна из таких организаций выступила с заявлением протеста после того, как бывший президент страны православный по вероисповеданию Альфред Моисиу заявил, что «Албания — христианская страна». Главе государства пришлось дезавуировать это заявление.

Во-вторых, относительно невысокий уровень практической религиозности в Албании вовсе не означает, что это характерно для всех албанцев. Для албанских жителей соседних Косова и Македонии характерно большее влияние суннитско-мусульманской традиции, и в нынешних условиях, когда албанцы из разных стран могут общаться друг с другом, это каким-то образом может повлиять на религиозную ситуацию в Албании в сторону ее изменения. И вполне возможно, что национально-мусульманский парадокс еще проявит себя самым неожиданным образом.

Валерий ЕМЕЛЬЯНОВ
(ИАЦ «Время и мир»)



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.