Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №91 — Албания: национально-мусульманский парадокс
05.03.2009

Мечеть в АлбанииАлбания, небольшая горная страна на западе Балкан, интересна и уникальна своим историческим опытом. Ее история уходит в древность, именно на этих землях существовало античное иллирийское царство Эпир (помните «победу» местного царя Пирра?), жители страны говорят на уникальном языке, родственного которому не найдешь нигде в мире, и, наконец, это единственная в Европе страна, абсолютное большинство жителей которой (75%) традиционно исповедуют ислам.

Ислам начал проникать на эти земли начиная с XIV века, когда значительная часть населения уже исповедовала христианство в католической и православной версии, притом что еще живы были и древние иллирийские языческие культы. Процесс исламизации проходил еще два столетия и завершился в XVI веке с укреплением турецкого Османского халифата.

Но при этом у ислама в Албании сложились свои культурные особенности, часто принимавшие парадоксальную форму. Во-первых, у албанцев национальное чувство преобладает над религиозным, что выразилось в том, что албанцы разных религий сплотились в борьбе за независимость от страны, родственной в религиозном отношении большинству из них — Турции. Это имело и положительную сторону: албанское общество не знало и не знает до сих пор внутринациональной розни на религиозной почве. Во-вторых, ученые вплоть до XX века наблюдали именно у албанцев своеобразный этнографический парадокс: в одной и той же семье исповедовали как христианские, так и мусульманские обычаи, один и тот же человек носил христианское и мусульманское имя. Доходило почти до абсурда с точки зрения традиционной религиозности: случалось, что из-за отсутствия в селе имама прочесть джаназа-намаз по усопшему или совершить никях просили христианского священника. Такая специфическая ситуация, возможно, способствовала тому, что в Албании сохранился и даже развился суфийский тарикат бекташи. Имея в основе своей мусульмано-шиитское учение, этот тарикат обрел многие черты, в своей практике сближающие его с христианством, иудаизмом и даже с язычеством. В то же время многими он понимается даже не как часть мусульманской традиции, а как особенная национальная религия албанцев, и ядром национально-освободительного движения во все времена были именно бекташи.

Албанский мусульманинПосле обретения страной независимости в 1912 году началось активное строительство институтов всех религий с «албанской спецификой». Так, на Албанском мусульманском конгрессе, состоявшемся в 1923 году в столице страны Тиране, были приняты решения читать намаз по-албански, стоя и без поклонов. Было запрещено многоженство, провозглашено «равноправие» женщин. Ну а вообще-то уже тогда, до Второй мировой войны, власти страны во главе сначала с президентом, а позднее королем Ахметом Зогу оказывали серьезное давление на мусульман-суннитов, возможно, под влиянием распространенного тогда в странах Европы, а также в бывшей метрополии Турции секуляризма. Именно тогда была вынуждена покинуть родину набожная и образованная суннитская семья будущего выдающегося алима ХХ века Насируддина аль-Албани.

Но с приходом к власти в 1944 году коммунистов разразилась настоящая трагедия. Верный ученик и последователь Сталина лидер албанских коммунистов Энвер Ходжа решил пойти дальше своих «учителей». Он не ограничился характерными для всех коммунистов репрессиями против религии и верующих, а в 1967 году взял да и отменил религию. Мечети и церкви были закрыты, служители культа были репрессированы либо сменили род деятельности, а всяческое проявление религиозной практики жестоко каралось вездесущей спецслужбой — сигурими, благо тотальный контроль в маленькой Албании осуществлять было несложно. Например, на предприятиях и в учреждениях брали на карандаш тех, кто в период рамадана вдруг переставал ходить в столовую или систематически отказывался от свинины. Последствия всем понятны.

В 1977 году новая конституция объявила Албанию «первым в мире атеистическим государством». Но ничто не вечно под луной — в 1991 году коммунистический режим пал и началось национальное возрождение, в том числе и религиозное. Характерный факт: в наибольшей степени забыли свою религиозную практику именно мусульмане, а не христиане, хотя, казалось бы, в условиях жесткого прессинга мусульманам с их индивидуальной молитвой легче сохранить традицию, ведь им не требуется специальных зданий, предметов культа и сложных публичных ритуалов. Так или иначе, но мусульманскую традицию пришлось возобновлять практически с нуля с помощью имамов из соседнего Косова. Сейчас ситуация в стране вполне нормальная. В городах и селах можно видеть современные мечети, построенные, как правило, с помощью Саудовской Аравии или Турции. Люди могут совершать хадж, получать исламское образование, в том числе и за рубежом. В стране с помощью Египта создан и действует исламский банк, Албания входит в Организацию Исламская конференция. И все же сегодня, спустя 17 лет после крушения коммунизма, приходится констатировать, что первоначальная эйфория по поводу исламского возрождения в стране утихла. Сегодня в Албании существует невиданный религиозный плюрализм, обусловленный, по мнению самих албанцев, невысоким уровнем практики традиционных религий. Также раздаются голоса о том, что албанцам в приоритетном порядке надлежит вспомнить о своей «европейской идентичности», под чем в религиозном плане понимается поворот от ислама к католичеству.

Но представляется все-таки, что ситуация для ислама в этой стране не столь безнадежна в перспективе. Во-первых, в Албании есть реально действующие мусульманские организации, объединяющие, как правило, представителей интеллигенции, что делает их влиятельными, даже несмотря на относительно небольшое количество членов. Например, одна из таких организаций выступила с заявлением протеста после того, как бывший президент страны православный по вероисповеданию Альфред Моисиу заявил, что «Албания — христианская страна». Главе государства пришлось дезавуировать это заявление.

Во-вторых, относительно невысокий уровень практической религиозности в Албании вовсе не означает, что это характерно для всех албанцев. Для албанских жителей соседних Косова и Македонии характерно большее влияние суннитско-мусульманской традиции, и в нынешних условиях, когда албанцы из разных стран могут общаться друг с другом, это каким-то образом может повлиять на религиозную ситуацию в Албании в сторону ее изменения. И вполне возможно, что национально-мусульманский парадокс еще проявит себя самым неожиданным образом.

Валерий ЕМЕЛЬЯНОВ
(ИАЦ «Время и мир»)



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.