Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №91 — Ислам реформирует и украшает
05.03.2009

Доктор Салах ад-Дин Куфтару является ректором одного из крупнейших исламских университетов — Абу Нур. Он также возглавляет сегодня международный Фонд Ахмада Куфтару, продолжая дело своего отца и деда. О деятельности фонда, новшествах университета и взглядах самого доктора Куфтару читайте в интервью.

— Ваш отец был одним из крупнейших исламских ученых прошлого столетия. Что он завещал вам — в работе и в духовном плане?

Доктор Салах ад-Дин Куфтару— Во-первых, я самый младший сын в семье, двенадцатый по счету ребенок. И все мы от одной матери, да смилуется над ней Аллах. И поэтому я работал в торговле и получил юридическое, а не шариатское образование. Находясь более 10 лет в сфере торговли, я создал свою собственную торговую фирму и объездил много стран, что расширило мой кругозор и дало более полное понимание картины мира, понимание того, что человек всегда остается человеком — будь он мусульманин или христианин, иудей или буддист. Однако любой из них нуждается в вере, чтобы быть благочестивым членом в построении своего общества.

Мой отец, да смилуется над ним Аллах, избрал меня, чтобы я возглавил этот фонд и стал его руководителем. Я был очень удивлен его решением, сказав, что не изучал шариатские науки. На что отец ответил так: «Ты приобрел все необходимое из моего сердца естественным образом, когда постоянно был рядом со мной. Ты стал мыслить так же, как я. Тебе не обязательно подробно изучать шариат, а достаточно доводить до людей то, что я им говорил, направляя их к благочестию и напоминая о богобоязненности. Обрати особое внимание на отношение с немусульманами: веди с ними диалог, организуй встречи и поддерживай связи. Это то, что я хочу видеть в руководителе этой организации».

За день или два до смерти отец срочно вызвал меня к себе. Я зашел в палату интенсивной терапии, шейх попросил врача выйти (врач был одним из его учеников), а меня — закрыть дверь. Затем он спросил о новостях в нашем центре, и я начал его успокаивать и попытался развеселить: «Отец, я помню, что ты говорил нам 40 лет назад, что хочешь объединить (букв.: поженить. — Прим. перев.) мечеть с университетом, — при этом отец засмеялся, и я продолжил: — Ты говорил, что мечеть — слово мужского рода (на арабском языке), а университет — женского и поэтому хочешь их поженить, чтобы появилось образованное и воспитанное поколение. Так вот, сегодня ты поженил мечеть с четырьмя университетами, но есть пятый университет, который стучится в нашу дверь, чтобы открыть свои отделения в нашей мечети. Следует ли нам дать развод одной из четырех, чтобы взять другую, или же ты дашь фетву, разрешающую нам взять ее в качестве наложницы?» Он засмеялся и заплакал.

Затем стал давать наставления мне и тем, кто работает со мной в центре, и сказал: «Сын мой, я чувствую, что приблизился мой конец, и я возложил на тебя большой груз и ответственность, но я верю, что ты справишься». Потом он начал говорить мне о своем духовном завещании, ободряя меня и в то же время пугая, и напомнил аят: «O жeны Пpopoкa! Bы нe тaкoвы, кaк кaкaя-нибyдь из жeнщин. Ecли вы бoгoбoязнeннны, тo нe бyдьтe мягки в cлoвax, чтoбы нe вoзжeлaл тoт, в cepдцe кoтopoгo бoлeзнь, и гoвopитe cлoвo вeдoмoe» (33:32, здесь и далее пер. И. Ю. Крачковского).

Когда я спросил о духовном наставлении, он улыбнулся и ответил, что нет лучшего наставления, чем то, что завещает Коран: «И бoйтecь Aллaxa; пoиcтинe, Aллax вac yчит, и Aллax знaeт o вcякoй вeщи!» (2:282). Я спросил: «А еще?». И он прочел: «Для тoгo, чтoбы Aллax вoздaл вepным зa иx вepнocть, и нaкaзaл лицeмepoв, ecли пoжeлaeт, или oбpaтилcя бы к ним. Пoиcтинe, Aллax — Пpoщaющий, Милocepдный!» (33:24). А затем добавил: «Насколько ты будешь правдив и искренен пред Всевышним, настолько и Он поможет тебе и откроет тебе путь».

Через час шейх потерял сознание и на следующий день умер, не приходя в себя. Это была его последняя встреча в этой жизни...

Она сильно изменила мою жизнь. Я поступил на шариатский факультет отделения исламского призыва и окончил его. Но, как он и говорил, «все эти знания не принесут большой пользы без общения с людьми, любви и уважения к ним, особенно в отношениях с немусульманами, тем самым воплощая в жизнь призыв Пророка, мир Ему: “Передайте обо мне хотя бы одну строчку”. И твоя передача должна быть наполнена мудростью и добрым увещеванием, а спор веди не иначе, как наилучшим образом».

— Сирия всегда представляла собой конгломерат различных культур и религий. Нам, живущим в России, эта ситуация очень близка. Мы знаем, что у вас открылось новое отделение — «Диалог цивилизаций». Расскажите подробнее о его работе.

— Мы говорим о том, что религия одна, но законы (нормы шариата. — Прим. перев.) различаются. Единство религии подтверждается текстом Корана: «Oн yзaкoнил для вac в peлигии тo, чтo зaвeщaл Hyxy, чтo oткpыли Mы тeбe и чтo зaвeщaли Ибpaxимy, и Myce, и Иce: “Дepжитe пpямo вepy и нe paздeляйтecь в нeй!”» (42:13). Ведь не сказано же: «Исповедуйте религии и не расходитесь во мнениях»! Поэтому мы говорим об одной религии и разных шариатах. И, несмотря на различие в вероучении (акыда. — Прим. перев.), мы говорим о том, что есть немаловажные общие места, где наши убеждения совпадают.

Все небесные законы призывали к единобожию, к вере в посланников, в писания и в Судный день и к проявлению нравственности. Поэтому нам необходимо прийти к общему знаменателю, ведь в нашей повседневной жизни масса общих точек соприкосновения. Призыв Ислама направлен к человечеству в целом, а не только к мусульманам. В этом и есть величие Ислама.

Поэтому мы здесь, в Сирии, понимаем эти ценности и всегда призываем к увеличению общего поля деятельности с проживающими в Сирии нашими братьями — христианами и иудеями, которые составляют меньшинство.

Это подтверждают слова нашего шейха, высказанные им во время встречи с Папой Римским Иоанном Павлом Вторым во время его посещения мечети Омейядов в Дамаске. Папа Римский спросил: «Сколько христиан в Сирии?», на что муфтий Сирии Ахмад Куфтару ответил: «17 миллионов». «Как же 17 миллионов? Насколько я знаю, все население Сирии всего 17 миллионов?!» — удивился Папа Римский. «Если мы не будем верить в то, что было ниспослано Исе, то мы не будем являться мусульманами», — ответил муфтий.

Также это подтверждает биография Посланника Аллаха, мир Ему. Когда у него был сосед-еврей, он давал этому соседу подношения и подарки и говорил своим домочадцам в праздники: «Поделились ли вы с нашем соседом-иудеем зарезанным барашком?».

Что же касается отделения «Диалог цивилизаций», который мы открыли два года назад, то целью его создания является передача послания Ислама всему миру и подготовка специалистов по исламскому призыву, которые делали бы это «с мудростью и добрым словом». Поэтому одно из основных требований к ним — знание английского на высоком уровне, чтобы мы смогли открыть сердца людей, говоря на понятном им языке.

Как-то однажды к шейху пришел студент магистратуры и попросил разрешение на защиту диссертации по теме «10 видов чтения Корана». Шейх улыбнулся: «Сынок, если сможешь это сделать, то твой голос будет красивее соловья, у которого 13 языков, и все понимают его, а у тебя 10 видов чтения. Но если хочешь знать мое мнение — учи английский язык. Эта диссертация тебе не нужна. Когда поедешь на Запад, сможешь передать послание на понятном им языке. Объяснение без переводчика намного лучше».

Поэтому мы и открыли это отделение. Тут следует правильно понимать: наша задача — не обратить всех в Ислам, а ознакомить людей с Исламом. В западных странах люди высокоразвитые и понимающие. Наша задача — просто правильно объяснить. И человек сам выберет Ислам.

Еще один очень важный момент. Наш Пророк, мир Ему, говорил: «Мудрость — находка верующего. Когда он находит ее, то имеет на нее право». То есть для мусульманина нет «чужих» знаний.

— В магистратуре университета можно выделить два направления: углубленное изучение религии и даават. С вашей точки зрения, какое из этих направлений наиболее востребовано сегодня для исламской уммы?

— Мы хотим, чтобы наши выпускники были способны к нестандартному мышлению, к иджтихаду (вынесение решений юридическо-богословского характера. — Прим. пер.), а не только лишь к таклиду (следование определенному мазхабу. — Прим. перев.) и стандартному мышлению, и хотим закрепить это направление за университетом.

Поэтому мы настаиваем на универсальных и современных темах, в которых сегодня нуждается как отдельный человек, так и семья. Например, сравнительное религиоведение, искусство ведения диалога, информатика, различные вопросы культурно-этического характера. Современный студент, изучающий исламские науки, должен хорошо разбираться во всех этих вопросах и обладать очень широким кругозором. Я говорил с деканами факультетов, чтобы они тоже принимали это во внимание.

Но, к сожалению, многие студенты до сих пор ищут больше теоретических знаний, нежели практику. Обладание именно этими универсальными и современными знаниями должны обеспечить нам гармоничные отношения с окружающим миром. К этому призывал сам Пророк, мир Ему: «Аллах каждые 100 лет посылает того, кто обновляет для этой уммы ее религию. Несут это знание в каждом поколении достойные люди, которые очищают его от отклонений, крайностей, искажений и неправильной интерпретации невежд».

Необходимо совершить революцию в религии и полностью пересмотреть ее. Более того, наш фикх нуждается в «хирургическом вмешательстве», чтобы мы смогли стать более реальными людьми и отвечали требованиям современности. Это задача наших ученых. Они должны быть более смелыми в вынесении фетв, не преступая границы нашего шариата и законов Аллаха, очерченных Кораном.

Существует огромная разница между учеными, которые издают фетвы, исходя из условий современности, и теми, кто замкнулся на классическом понимании шариата, сидит в своем кабинете и не знает, что происходит в мире. Человек не способен дать что-то новое для общества, если не обладает обширным кругозором. Пусть наши студенты и все наши организации, как религиозные, так и академические, живут в своем веке, в своем времени.

Шейх говорил: «Имам Аш-Шафии, при всем уважении к нему и всех его достоинствах, знал только свое время, а я должен знать и его, и свое». Нужно изучать не только нормы шариата по Абу Ханафи, Аш-Шафии и Малику, но и современные толкования исламского права. «Учите детей плаванию, стрельбе и верховой езде». А если бы он жил в наш век — что бы он завещал? Сказал бы то же самое или же — «Учите иностранным языкам и информатике»?!

Ислам — это не учение, подходящее лишь для какого-то конкретного времени и места, наоборот, он актуален по отношению к любому времени и месту, которое он реформирует и украшает!

Беседовали Анна Бондарук
и Зейнаб Нестерова
Опубликовано на islamnaneve.com



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.