Выступление муфтия шейха Равиля Гайнутдина в Казанском федеральном университете
Искренне приветствую вас, уважаемые профессора и преподаватели, аспиранты и студенты именитого Казанского университета традиционным мусульманским братским приветствием: «Ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух» — "Мир вам, милость Всевышнего Аллаха и Его благословение«! Для меня честь выступать сегодня перед вашей аудиторией и в стенах одного из старейших и авторитетнейших центров учености нашего Отечества в это время глобального кризиса в мире.
Каждый из нас задумывается над тем, каким этот мир будет завтра, и каким мы хотим оставить его своим потомкам.
Поток хаоса, насилия и агрессии, который выливается на человека, на зрителя из каждого выпуска новостей, заставляет нас сомневаться в правильности того пути развития, которое выбрало для себя человечество. Многие скажут, что развитие человеческой цивилизации в политическом, хозяйственно-экономическом, даже философском измерениях не гарантирует отдельно взятой личности, да и всему обществу, ни искомого уровня благополучия и безопасности, ни удовлетворенности, ни высокой нравственной культуры.
Я не исключаю, что грядущие поколения, описывая через столетия историю человечества, начиная с позднего средневековья по XXI век, будут характеризовать ее как эпоху грабительского отношения к окружающей среде, варварства по отношению к традиционным укладам и культурам. Разочарование в преимуществах и выгодах глобализации, в способности международных политических сил договориться по ключевым вопросам политической повестки, в механизмах отстаивания своих прав и интересов, то есть разочарование в самой идее цивилизации как последовательного и разумного процесса развития человечества — вот характерные черты второй декады XXI века. Разграбленные террористами в мае 2015 года руины древней Пальмиры — не это ли символическая примета времени?
С этого угла зрения достаточно просто объяснить феномен привлекательности международной террористической организации ДАИШ в глазах европейской, в том числе и российской, молодежи. На мой взгляд, проект ДАИШ напрочь отвергает нормы человеческого общежития, наработанные в течение последних тысячелетий, как бесполезные надстройки, напрямую обращаясь к наиболее архаичным пластам сознания человека. Пропаганда ДАИШ, по-моему, привлекает молодежь не столько перспективой построения «исламского государства», сколько полным освобождением от всех норм и условностей современного общества.
Религиозная этика преследует цель не покорения воли человека, но освобождение его духа, достижение сбалансированного взаимодействия между всеми членами общества и разумное руководство землей и ее богатствами. «И не распространяйте нечестия на земле после того, как она приведена в порядок» — говорит Всевышний Аллах в Священном Коране (7:56).
В связи с этим важнейшую задачу религиозных лидеров, богословов, духовенства я вижу в приложении всех усилий к тому, чтобы ренессанс религиозного сознания и традиционных ценностей не был сужен до границ примитивно понятого национализма и почвенничества, но имел под собой широкую гуманистическую базу, ценности добрососедства, взаимного бережного отношения к разнообразным культурам и духовным традициям.
Духовное управление мусульман Российской Федерации и Совет муфтиев России в своей работе стремятся к тому, чтобы с трибун наших мечетей и в первую очередь с главной нашей кафедры — Московской Соборной мечети — исходил импульс просвещенности, человеколюбия, милосердия, добрососедства.
Одним из важнейших этапов на пути оздоровления мусульманской уммы, которая, вне всякого сомнения, поражена болезнями нетерпимости, узости мышления и интеллектуальной закрытости, нам видится осмысление коранического откровения — Священного Корана — во всей его гуманистической широте. При вдумчивом изучении последнего Божьего откровения мы обнаруживаем совокупность постулатов, раскрывающих высокое положение, достоинство, ценность человека, его предназначение во Вселенной. В научный оборот введен термин «коранический гуманизм», означающий совокупность коранических истин о человеке как о высшем творении Всевышнего.
Прочитанные без позднейших ригористских установок, источники ислама раскрывают нам учение исламской религии как мировоззрение, заботящееся о благополучии отдельно взятого человека и всего общества. Коранический гуманизм включает в себя и уважительное, доброе отношение к представителям других вероисповеданий, что описывается идеей всеохватности божественной милости.
Свою просветительскую деятельность мы ориентируем именно в этом направлении.
Так, в октябре 2015 года Духовным управлением мусульман Российской Федерации была организована международная теологическая конференция «Коранический гуманизм как фундамент мусульманского образования». В апреле текущего года мы планируем провести в Санкт-Петербурге международную конференцию — Бигиевские чтения — по теме «Всеохватность божественной милости как принцип межрелигиозного диалога в XXI веке».
Многим из вас известно, что концепция всеохватности божественной милости, то есть утверждение о существовании разных путей к Богу и о возможности конечного спасения для представителей иных религий, кроме мусульманства, была развита выдающимся российским богословом Мусой Бигиевым на основе трудов его предшественников. На наш взгляд, эта укорененная в кораническом гуманизме концепция сегодня заслуживает самого пристального изучения и осмысления, причем это касается не только и не столько российского мусульманства, которое, хвала Всевышнему, достигло по-настоящему высокого уровня межэтнического и межрелигиозного взаимоуважения и взаимопонимания, сколько всего исламского мира, всех мусульманских общин, будь они меньшинством или большинством в своих странах.
В этом плане, безусловно, можно гордиться опытом Казани, которая еще более десяти лет назад в дни празднования своего
С Казанью связаны жизнь и деятельность многих исторических личностей, без которых невозможно представить современный татарский народ и всю совокупность его духовного, культурного и интеллектуального наследия. Одной из таких персон является историк и богослов, мыслитель Шихабутдин-хазрат Марджани. В 2018 году исполняется 200 лет со дня рождения великого Шихабутдина-хазрата. Я считаю, эту дату необходимо отметить на высоком государственном уровне и, пользуясь случаем, предлагаю создать оргкомитет празднования
Духовное управление мусульман Российской Федерации и Совет муфтиев России, со своей стороны, готово включиться в эту работу самым активным образом.
Резюмируя свое выступление, с трибуны одного из старейших университетских центров России я призываю всех людей доброй воли и все заинтересованные институции в Республике Татарстан к совместной работе по развитию концепции коранического гуманизма, принципов и самой философии межрелигиозного диалога.
Более того, я убежден, что Республика Татарстан и ее столица Казань являются превосходной площадкой для продвижения указанных идей.
Благодарю за внимание.
18 февраля 2016 г., Казань