Дамир Мухетдинов зачитывает приветствие муфтия Гайнутдина участникам VI Межрегионального форума мусульманской культуры «Мусульманский мир»
25 февраля 2016 года по поручению председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ) и Совета муфтиев России (СМР) муфтия шейха Равиля Гайнутдина первый зампред ДУМ РФ Дамир Мухетдинов выступил с докладом на тему «Российское мусульманство: стратегия развития» на VI Межрегиональном форуме мусульманской культуры «Мусульманский мир» в Перми. Предлагаем вашему вниманию доклад религиозного деятеля.
Уважаемые организаторы и участники VI форума мусульманской культуры «Мусульманский мир» в Перми!
От имени Духовного управления мусульман Российской Федерации и себя лично приветствую наше собрание братским мусульманским приветствием — Ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух — Мир вам, милость Всевышнего и Его благословение!
В своем докладе я хотел бы более подробно поговорить о стратегии развития мусульманского сообщества в России. Эта стратегия продумывалась еще в XIX веке джадидами. Напомню, что великий Исмаил-бей Гаспринский написал в 1881 году статью «Русское мусульманство (суть джадидизма)», в которой призвал единоверцев более активно налаживать контакты с русскоязычным населением, чтобы повысить образовательный уровень. Джадиды понимали, что, во‑первых, необходима более тесная кооперация православных и мусульман для укрепления единой российской идентичности, а во‑вторых, мусульмане нуждаются в реформе системы образования, чтобы быть конкурентоспособными в условиях технологической гонки. Своеобразные попытки осмысления мусульманства в контексте Российского государства принадлежат и другим видным джадидам: Хусаину Фаизханову, Шихабутдину Марджани и Мусе Бигиеву.
К сожалению, их идеи не получили дальнейшего развития. После революции традиции мусульманского образования были прерваны. К тому же, идеологическая атмосфера делала невозможными размышления на эту тему. Полагаю, что сегодня имеет место гораздо более благоприятная ситуация: мы не только можем осмыслять российское мусульманство, но и обязаны это делать, если хотим предотвратить радикализацию уммы.
И дело тут вот в чем. Безусловно, распространение представления об исламе как о религии мира следует всячески поддерживать, однако сама по себе подобная пропаганда не способна предотвратить радикализацию. Мы можем сколько угодно говорить о мире, приводя одни аяты Корана и хадисы и трусливо закрывая глаза на другие, но такая пропаганда будет бесплодна, пока мы не будем способны объяснить, почему экстремистское прочтение первоисточников является ложным, и каковы правильные ответы на те вопросы, которые стоят перед горячо настроенной молодежью. Объяснение же такого типа, я убежден, невозможно без понимания более общей стратегии развития — стратегии осмысления того, что я вслед за джадидами называю российским мусульманством. Объяснять можно только тогда, когда мы понимаем, кто мы такие, каково наше место в современном обществе и куда мы идем.
Свои мысли по поводу заявленной темы я изложил в работе «Российское мусульманство: призыв к осмыслению и контекстуализации», которая вышла в прошлом году. По моему мнению, российское мусульманство — это особая социокультурная реальность, формировавшаяся на территории РФ на протяжении более чем тысячелетия и требующая осмысления, с одной стороны, как часть арабо-
мусульманской цивилизации, а с другой стороны, как часть евразийской цивилизации. Рефлексия над «российским мусульманством» призвана выработать стратегию совместного существования, которая учитывает современные тенденции и которая приемлема как для российских мусульман, так и для других российских граждан. На мой взгляд, российская умма тяготеет к антиглобализму, защите традиционных ценностей, традиционной поликультурности и умеренному консерватизму. Будучи особой социокультурной реальностью, она характеризуется следующими признаками: демократизмом, рациональностью, умеренностью, высоким социальным статусом женщины, ключевой ролью сердца как органа богопознания и др. Эти компоненты распространены и в других исламских культурах, но в российском мусульманстве они даны в уникальной пропорции. Вслед за Гаспринским, я полагаю, что в результате реализации правильной стратегии развития, учитывающей масштабные вызовы, российское мусульманство способно в будущем стать лидером мировой уммы.
Таково, в самых общих чертах, мое видение ситуации. Я сейчас не хотел бы подробно останавливаться на этом — каждый может самостоятельно ознакомиться с указанной работой. Как отражено в заглавии, это именно призыв к осмыслению и контекстуализации. Я полагаю, что мусульманская интеллигенция должна активно подключиться к обсуждению данной темы. И чем больше будет концепций, касающихся российского мусульманства, тем более плодотворным может получиться диалог.
Я наметил пять ключевых проблем, которые стоят перед российским мусульманством: во‑первых, взаимоотношение ислама и этничности, ислама и патриотизма; во‑вторых, возможность новой школы фикха в современном российском контексте; в‑третьих, место ислама в светском обществе и статус секулярности с точки зрения ислама; в‑четвертых, взаимоотношение ислама с другими традиционными религиями; в‑пятых, актуальность «русской идеи» и классического религиозно-философского наследия для российского мусульманства.
Полагаю, что обсуждение этих ключевых проблем позволит всерьез говорить о том, что идет выработка стратегии существования мусульман в российском обществе. Только имея концептуально проработанную стратегию развития, можно аргументировано противостоять радикализму. В противном же случае вся дискуссия ограничится произвольным жонглированием аятами и хадисами и избирательным подходом к средневековой традиции, что, в сущности, не более убедительно, чем та манипуляция, которой занимаются радикальные псевдо-имамы и псевдо-шейхи. К сожалению, проблема столь серьезна, что приходится говорить о ней именно резким тоном. Нам всем требуется отрезвление. Повторение заученной фразы о том, что «Ислам является религией мира», не способно решить реальные задачи. Ситуация такова, что мы нуждаемся во всестороннем богословском и правовом осмыслении того, как мусульманам жить в современном обществе, в частности в России. И без такового осмысления, без рефлексии над российским мусульманством, мы фактически безоружны перед лицом радикализма.
Хочу сказать несколько слов о той деятельности, что мы проводим в рамках Международного мусульманского форума и Духовного управления мусульман РФ. На самом деле, изложенные выше идеи разрабатывались мной и моими коллегами на протяжении нескольких лет, и это происходило в процессе активного интеллектуального обмена с крупнейшими религиозными мыслителями и исламоведами. Плоды этого взаимодействия можно видеть в богословских журналах «Минарет ислама» и «Ислам в современном мире» — последний журнал является единственным в России ВАКовским изданием по специальности «исламская теология».
Актуализации исламской религиозно-философской мысли посвящен альманах «Исламская мысль: традиция и современность», первый номер которого выходит в апреле. Этот альманах является официальным журналом Международной научно-теологической конференции «Бигиевские чтения». В конце апреля будут проводиться уже III Бигиевские чтения на тему: «Всеохватность божественной милости как принцип межрелигиозного диалога в XXI веке». Приглашаю принять в ней участие всех желающих!
С целью продвижения тематики «российского мусульманства» нами не так давно был открыт сайт «Российское мусульманство», где собрано наследие джадидов и работы современных мыслителей. Приглашаю всех желающих присоединиться к этому проекту!
Я полагаю, что победить болезнь радикализма можно только совместными усилиями, поэтому призываю всех лиц, кому небезразлична судьба российской уммы, к более тесному сотрудничеству. Закончить свой доклад я хотел бы аятом из Корана, который является девизом Международного мусульманского форума: «Поистине, Бог не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (13: 11).
25 февраля 2016 г., Пермь
Материал дается в сокращении.
Полная версия доклада на официальном сайте ДУМ РФ — Dumrf.ru