Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Минбар Ислама №11-12 (241-242) /Ноябрь-Декабрь 2015/ Мозаика
15.02.2016

Книжная полка

Аверкиев С. С. Влияние татар на жизнь русского народа / Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан, Центр исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М. А. Усманова, Институт российской истории РАН, ВГБИЛ им. М. И. Рудомино; сост. И. В. Зайцев; отв. ред. И. М. Миргалеев. — Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ; Изд-во ЯЗ, 2015. — 292 с. — (История и культура Золотой Орды).

Книга о русском востоковеде-татарофиле, нижегородском исследователе Сергее Сергеевиче Аверкиеве (18861963). «Судьба этой книги  сама по себе история, достойная внимания», считает автор вступительной статьи кандидат юридических наук, доцент Александр Николаевич Лушин.

По страницам дореволюционных периодических изданий

Коран // Книжный вестник. — Санкт-Петербург: Тип. Н. и. Глазунова, 1865. — С. 300–301.

«Удивляемся, что такое безобразие перевода достигло второго издания. Оно нисколько не исправлено против 1-го и переводчик не воспользовался даже теми небольшими указаниями, которые мы сделали в Книжном Вестнике прошлого года (№ 17). Господа, подобные переводчику К. Николаеву и издателю Козьме Шамову, не любят ничего поправлять, благо-де и так покупают! А между тем, видимо, надобность в этой книге есть, чем же занимаются наши арабисты в Петербурге и Москве, в университете и институте Восточных языков? Можно бы, господа, нам хоть немножко обеспокоить себя и взяться за перевод. Или нам и так хорошо?»

В статье представлено критическое замечание на выход в 1865 году второго издания перевода Корана издателем книгопродавцом Косьмой Шамовым.

Змеев Л. Ф. Мусульманская народная медицина / Лев Федорович Змеев. —

Земская медицина. — 1887. — № 21–22. — С. 4.

«Мусульманская народная медицина, говоря вообще, целесообразнее, чем у других, или лучше — она распространилась между большим количество народа. Особенно она богата гигиеной, благодаря Корану, недоверию к знахарям и даже вообще к лечению, тоже на религиозных основаниях. Но как здесь родовитого мусульманина — татарина мало, а башкиры созданы из черемис, мещеряков, чувашей, еще не отживших период язычества, то глухая борьба муллы с знахарем и Корана с фетишизмом едва ли и теперь еще окончена. А потому и знахарство, неофициальное, а семейное еще не отжило. Поэтому и во врачебной деятельности чисто арабские приемы перемешаны с чувашским например верованием в амулеты. На врача магометанин часто смотрит как на чиновника, а лечитель у него фельдшер. Строгое разделение полов ведет к тому, что лекарке еще приходится лечить мальчиков, иногда мужчин, мужчине же женщину — никогда. Другая бытовая особенность та, что как большая часть удовлетворения общественных нужд, напр. церкви, школы — благотворительность, как и врачевание, по преимуществу есть нравственный долг состоятельного человека. Поэтому первое обращение за врачебною помощью и за лекарством к мулле, к жене деревенского богатея. И нужно сказать правду — оттуда мало получается вредного. В случае только неуспешности истинный магометанин отдается воле Божией, т. е. складывает руки, а в ком еще не угасли языческая закваска — к знахарю-вотяку. Объем терапии, фармакологии. Хирургической техники и повивального искусства здесь не обширен, за то повыбрасано много вредного и закрашено гигиеной. Особенно это заметно в лечении детей, хотя тоже часто прибегают к Божьему предопределению. Вот глаза еще часто лечатся чувашским способом. Что касается источника врачебных знаний, то должен заметить, что кроме Корана и примесей прямо соседских, чувашских и частию мордовских, своего оригинально-народного ничего не встретите, по словам же мулл вся врачебная мудрость почерпается в бухарских монастырских школах».

Автор статьи  известный врач, приват-доцент медицинской академии, библиограф Лев Федорович Змеев (18321901).

Коллекция цитат

К Аллаху дорога ведет не из уст.

Нетрудно любить на словах.

Раденье сердечное, искренность чувств, —

Иного не примет Аллах.

Всю силу природную, коей велик,

Ты тратишь на творчество, горд,

Когда твой разумности сердца родник

К Создателю рвением тверд.

Величие Творца не осилить уму,

Его не опишет язык.

Но сущ несомненно, свидетель всему,

Зачем, для чего Он возник?!

Ни разум, ни чувства Его не прозрят,

Ты сердцем воспримешь Его.

Напрасно схоласты о догмах твердят,

Не знают они ничего.

Абай Кунабаев (1845-1904), казахский поэт

Даты и события декабря

1 — День первого президента Казахстана.

7 — 25 лет со дня выхода первого номера газеты нижегородских татар «Туган як» (1990).

10 — 125 лет со дня рождения Ахмеда-Заки Валидова (1890–1970), татарского политического и государственного деятеля, публициста.

16 — День независимости Казахстана.

17 — 135 лет со дня рождения Александра Самойловича (1880–1938), российского востоковеда.

25 — 160 лет со дня рождения Мурада Рамзи (1855–1934), историка, религиозного деятеля, публициста.

Диалог цивилизаций

Звезда Чокана Валиханова (к 180-летию со дня рождения ученого)

В этом году Русское Географическое Общество (РГО), старейшая общественная организация России, отметило 170-летний юбилей. В 1857 году действительным членом Императорского Русского Географического общества был избран Чокан Валиханов, выдающийся казахский ученый. Исследования Валиханова печатались в трудах РГО. В 1904 году в Записках общества по отделению этнографии были опубликованы «Сочинения Чокана Чингисовича Валиханова» под редакцией Николая Ивановича Веселовского. В сборники представлены воспоминания о Валиханове Николая Михайловича Ядринцева, русского ученого, путешественника.

В 1860-х годах Валиханов следил за движением русской жизни, за обновлением ее, он читал лучшие журналы, Костомаров был тогда любимым профессором, и Валиханов заходил в университет слушать его. Точно также с интересом Валиханов следил за тем, что делается в Императорском Географическом Обществе и помогал своими сведениями по географии киргизской степи, приготовлял этнографический материал о киргизах и т. д.

Петербургская светская жизнь дорого стоила Валиханову, хотя отец его был богатый султан. В Петербурге Чохан Валиханов был прикомандирован к Азиатскому департаменту. Не помню, сколько пробыл он в Петербурге, но в 1862 и 1863 гг. я его там не видел, он уехал в Омск по месту своего служения. Слышал я, что пользуясь расположением сородичей киргиз и будучи их гордостью, он рассчитывал быть выбранным султаном. Конечно, лучшего представителя трудно было желать. Это был человек вполне образованный, без предрассудков и в то же время не питавший высокомерного презрения к своим сородичам, стоявшим на степени дикарей. Он понимал окружающую русскую среду и готов был сродниться с ней на почве европейской цивилизации. Это был новый Коран его жизни...

В 1863 году возвратясь в Сибирь, в Омск, я несколько раз еще встречал Валиханова и поддерживал с ним знакомство. Он был такой же грациозный, остроумный; приобретенные привычки столичного денди сохранились в нем. Комплекция его была слабая, он был несомненно чахоточный. Столичная жизнь, развлечения ее вредно повлияли на него. Тем не менее, он собирался вновь в Петербург. Однако почему-то это расстроилось. Он уехал в степь, а после я слышал, что отправился в отряд генерала Черняева к Ташкенту; здесь ему могла предстоять блестящая карьера переводчика, но у них с Черняевым произошла размолвка и Валиханов возвратился в степь к родным. Не сошлись ли эти два деятеля, или Валиханов содрогнулся и в нем запротестовало чувство в виду предстоящей борьбы в Средней Азии, остается неизвестным. Только Валиханов возвращается и удаляется в аул. Здесь он женится на киргизке и ведет жизнь с родными по-киргизски. Злой недуг — чахотка, давно гнездившаяся, здесь сламывает его, и он умирает молодым...

Старая среда, привычки, привязанности, дом, старое отечество, не отрываются от сердца легко. Чокан оставался любящим свой народ, свое племя. В его мечтах было совместить европейское просвещение и сохранить свою народность.

Много лет спустя мы видели двух стариков киргизов, родственников Чокана, один из них был султан Муса Черманов, они приезжали поговорить о сооружении памятника на могиле Чокана Валиханова. Это желание высказал какой-то из генерал-губернаторов. Путешественник в Джангарию, член Географического Общества, конечно, был достоин этого.

 

Беседуя с стариками и вспоминая Чокана, мы были свидетелями, как у этих седых представителей киргизской степи полились слезы. Чокан — это была гордость, и любимое дитя своего племени. Таким он и остался в воспоминаниях.



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.