Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам № 9-10 (167-168) /Ноябрь-Декабрь 2015/ В тени пророческой мудрости
14.02.2016

27 ноября в конференц-зале Московской Соборной мечети состоялась презентация первой книги на русском языке всемирно известного мусульманского мыслителя современности Тарика Рамадана «По стопам Пророка».

Тарик Рамадан — профессор Оксфордского университета, старший научный сотрудник университета Дошиша (Киото, Япония), университета Женевы и Фрибургского университета (Швейцария). Доктор философии и французской литературы, магистр по арабскому языку и современным исламским исследованиям, президент Европейского Института исламской мысли в Брюсселе, директор центра исследований исламского законодательства и этики при университете Катара. Он входит в первую десятку наиболее выдающихся интеллектуалов ХХI века. Автор более 20 книг («Арабское пробуждение: ислам и новый Ближний Восток», «Во что я верю», «Радикальные реформы: исламская этика и освобождение», «Исламская этика и свобода», «В поисках смысла: философия плюрализма» и др).

Оригинальное английское издание «По стопам Пророка: Уроки из жизни Мухаммада» выпустило в 2007 году одно их крупнейших научных западных издательств «Oxford University Press».

Предлагаем вашему вниманию отрывок из этой книги
(Тарик Рамадан. По стопам Пророка: уроки из жизни Мухаммада. Пер. с англ. — Москва: Слово без границ, 2015. — 304 с.)

Рождение и воспитание

Согласно исламской традиции, Дом Господа (Кааба) был воздвигнут Авраамом и его сыном Исмаилом во имя строгого монотеизма — поклонения Единому Богу, Создателю небес и земли, Господу всего человечества, всех пророков и посланников. Прошли века, и Мекка стала местом паломничества, превратившись в центр торговли и создав огромный «плавильный котел» различных культур и религий. По прошествии некого времени поклонение Единому Богу сменилось культом племенных идолов, обретя черты политеизма. Исламская традиция сообщает, что ко времени начала ниспослания Откровения Кааба вмещала более 360 идолов, изваяний и изображений как предметов поклонения. Осталась лишь небольшая группа верующих, приверженцев Единого Бога, отказавшихся от всеобщего идолопоклонничества. Они назывались ханифами и являлись носителями традиции авраамического монотеизма. Собственно в Коране Авраам называется ханифом, его поклонение расценивается как чистое (ханиф): «Кто лучше по религии, чем тот, кто предал свой лик Аллаху, будучи добродеющим, и последовал за общиной Авраама, ханифа? Поистине, Аллах сделал Авраама Своим возлюбленным» (Св. Коран, 4: 125). Самого известного ханифа времен Мухаммада, принявшего христианство, звали Варака ибн Науфаль. Варака, наряду с другими верующими иуде­ями и христианами, проживавшими в тех местах, выражал собственно идею современного маргинального монотеизма, отвергнутую, но всё же порой находившую поборников в Мекке и ее окрестностях.

***

Союз чести

Абдуллах ибн Джадан, предводитель рода Бану Тайм и член одного из двух крупнейших союзов мекканских племен (известного как «люди благовоний»), собрал в своем доме всех представителей и членов различных родов, пожелавших положить конец распрям и заключить союз чести и справедливости, объединяющий все кланы на основе племенных, политических и коммерческих интересов. Предводители кланов заключили союз, обязуясь вмешиваться в любые конфликты, чтобы оказывать поддержку всем притесняемым и выступать против притеснителей, где бы это ни происходило и какой бы иной союз ни затрагивало. Этот союз, получивший название Союза Чести, носил экстраординарный характер, противоречил арабской заносчивости того времени и ставил принцип справедливости и защиты слабых выше родовых уз и могущества. На этой исторической встрече присутствовали юный Мухаммад и Абу Бакр, чьим жизням в будущем суждено будет сплестись воедино. Уже спустя некое время после ниспослания Откровения Мухаммад, вспоминая условия этого соглашения, сказал: «В доме Абдуллаха ибн Джадана я присутствовал при заключении такого союза, который не променял бы и на красных верблюдов, и если меня пригласят на подобную встречу в исламе, я обязательно приму такое приглашение». Пророк подчеркнул не только выдающиеся условия договора, выступавшего против извращенных племенных союзов тех времен, но и добавил, что, даже являясь носителем послания ислама, даже будучи мусульманином, всё равно одобряет сущность договора и без колебаний участвовал бы в нем снова. Это утверждение исключительно важно для мусульман, и из него можно вывести как минимум три существенных принципа. Мы уже видели, что Пророку советовали извлекать пользу из своего прошлого опыта, но здесь вывод еще шире: Мухаммад подтверждает договор, заключенный до ниспослания Откровения, настоятельно обязывающий защищать справедливость, противостоять угнетению беззащитных и слабых. Это означает, что акт, основанный на подобных принципах, обладает приоритетом и теоретически принадлежит исламу, поскольку послание ислама было ниспослано, чтобы подтвердить суть того, что человеческий разум сформулировал ранее. В данном случае Пророк ясно указывает на легитимность принципа справедливости и защиты угнетенных, сформулированного в доисламском документе. Второй урок не менее важен: в то время, когда Откровение еще продолжало ниспосылаться, и Послание было не окончено, указывается на легитимность документа, заключенного немусульманами для установления справедливости и изменения своего общества к лучшему. Постулат Пророка со всей очевидностью отрицает точку зрения, периодически встречающуюся в истории исламской мысли как ранее, так и по сей день, согласно которой договор действителен для мусульман только в случае, если имеет исламскую природу или/и если был заключен между мусульманами. Опять-таки отправной точкой является высказывание Пророка, где он однозначно признает легитимность соблюдения принципов справедливости и защиты притесненных, независимо от источника документа исламского или нет. Третий вывод непосредственно вытекает из следующего рассуждения: послание ислама никоим образом не является герметичной системой ценностей, не противостоит иным системам и не имеет с ними расхождений. С самого начала Пророк не представлял себе содержание своего послания как выражение чего-то очень чуждого и противоположного тому, что создали арабы или другие цивилизации его времени. Ислам не устанавливает новых моральных принципов и не создает герметичной системы ценностей, а основывается на ряде универсальных законов, соответствующих фундаментальным ценностям других верований и религиозных традиций, будь то даже многобожие (как многобожники Мекки того времени). Ислам являет собой послание справедливости и, как следствие, оказывает сопротивление любому притеснению и защищает достоинство притесняемых и слабых, а мусульмане обязаны признавать моральные ценности закона или договора, отвечающего этим требованиям, вне зависимости от его автора и общества, будь то мусульманин или нет. Пророк не считал приверженность моральным принципам привилегией только лишь исламской общины, а старался воспитывать верующих посредством приверженности общечеловеческим универсальным принципам. Последнее Послание не внесло ничего нового в утверждение принципов человеческого достоинства, справедливости и равенства: ислам лишь призывает к их соблюдению и подтверждает их. Что касается моральных ценностей, та же мысль присутствует, когда Пророк говорит об индивидуальных качествах людей до и после принятия ислама: «Лучшие среди вас [по моральным качествам] во времена джахилии [эпохи невежества] и в исламе лучшие, после того как поняли его [ислам]». Моральные ценности человека находятся вне принадлежности к какому-либо определенному мировоззрению; в исламе же к ним необходимо добавить знания и понимание, правильное осознание того, что ислам подтверждает (принцип справедливости) и что он требует изменить (все формы идолопоклонничества).

 

 



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.