Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам № 8 (166) /Октябрь 2015/ Ашура —день поминовения пророков и имамов
03.12.2015

День Ашура, известный еще с древнейших времен, является десятым в месяце мухаррам, и потому носит такое название («ашара» переводится с арабского как «десять»). Эту памятную дату принято называть также и Днем поминания пророков, так как именно на этот день, по разным преданиям, пришлись несколько событий, произошедших с великими пророками Нухом и Мусой (да благословит их Аллах и облагодетельствует).

То, что об этом дне знали в Мекке еще до ислама, известно из нескольких хадисов, а в одном из преданий приводится интересное событие, послужившее началу соблюдения поста среди племени курайшитов: «Однажды племя курайшитов совершило нечто греховное. Это отягощало их. Им сказали: «Поститесь в день Ашура — это будет способствовать искуплению греха». Посланник Аллаха Мухаммад (мир ему и благословения Всевышнего) еще до своей пророческой миссии стремился к благочестию и праведности, используя для этого даже малейшую возможность. Поэтому зная о святости этого дня, он всегда старался поститься в этот день. После переселения в Медину Пророк узнал о том, что местные иудеи также соблюдают пост в день Ашура. По их словам, таким образом они вспоминали о чудесном избавлении пророка Мусы (мир ему) от войска Фараона, так как то событие пришлось на десятый день этого лунного месяца. Услышав это, Посланник Аллаха сказал, что мусульмане более близки к пророку Мусе, и повелел своим сподвижникам соблюдать пост в этот день. В силу того, что пост в месяц рамадан еще не стал обязательным, мусульмане с радостью откликнулись на веление Пророка. Однако после того, как пост в месяц рамадан стал обязательным предписанием (т. е. фардом), пост в день Ашура (наряду с постом в день Арафата) стал наиболее предпочтительным из всех дополнительных постов.

Некоторые светские ученые считают, что ислам является компиляцией иудейской и христианской религий, однако это мнение основано лишь на том, что эти три вероучения происходят от одних и тех же прасемитских корней. А что касается схожести, то ведь в Коране не утверждается о том, что иуда-изм и христианство не оставили в себе Божественного начала, там говорится лишь о том, что они исказились, в результате чего сбились с прямого пути. Именно поэтому в Коране существует аят, в котором говорится: «Мы ниспослали тебе это Писание с истиной в подтверждение того, что было до него из Писания» (Св. Коран, 5: 48). То есть этими аятами Коран подтверждает истинность тех моментов, которые сохранились в Библии от Аллаха, например, принцип единобожия — Иисус [сказал], что первая из всех заповедей: «Слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый, и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (от Марка, 12: 28–31). И в то же время другие аяты подчеркивают, что Писания были искажены, и это — одна из причин появления Священного Корана — последнего в истории человечества Божьего Откровения.

Так же и в отношении этого дня — чтобы мусульмане не подумали, что их религия является заимствованной от иудеев или христиан, была внесена мудрая поправка — наиболее желательным стал считаться пост не только в десятый, но и в девятый, а также одиннадцатый дни месяца мухаррам. Таким образом, пост можно держать и три, и два, и один день. И хотя при этом соблюдение поста не является обязательным, следует отметить и то, что наградой за искренний пост в день Ашура, согласно одному из хадисов, является очищение от грехов. Посланник Аллаха сказал по поводу вознаграждения за пост в этот день: «Я надеюсь, что Аллах простит (грехи) за весь прошлый год» («Сахих» Муслима).

Однако в истории ислама этот день известен также и другой, весьма печальной и трагической датой — 10 мухаррама 61 г. по хиджре (10 октября 680 г.) в месте под названием Кербела смертью шахида погиб внук Пророка Мухаммада Хусейн (да благословит их всех Аллах и ниспошлет им мир). Его смерть оставила в памяти мусульман (особенно той эпохи) неизгладимое чувство. Передается, что многие сахабы (сподвижники Пророка) видели в ту ночь Посланника Аллаха в своих снах в горе и печали. Почему же в этот день многие современные мусульмане забывают об этой трагической дате, отмечая день Ашура в качестве праздника? Разве представитель дома Пророка (али Мухаммад), которому мы, в числе других представителей Ахлюль-байт, каждый день в намазе читаем салаваты (Аллахумма салли аля Мухаммад ва аля али Мухаммад), не достоин нашей любви и воспоминаний? Разве имам Хусейн вместе со своим братом имамом Хасаном (да помилует их Аллах) не является, согласно хадисам Пророка (мир ему и благословения Всевышнего), господином всей молодежи в раю? — «Он и его брат — предводители юношей в Раю» («Сахих» аль-Бухари).

Разве имам Хусейн пошел в этот поход не ради Аллаха? Напротив, он, слыша предупреждения своих единомышленников о возможном предательстве со стороны жителей Куфы, не побоялся выступить против несправедливости, против нарушений шариата. Из истории известно, что отряд имама составлял всего лишь менее ста человек, в число которых входили и женщины с маленькими детьми. Справедливо ли поступили войска халифа, окружившие и продержавшие этот отряд в осаде в течение десяти дней? Но даже среди этого войска в течение этих дней никто не решался напасть на внука Пророка, который по преданиям сподвижников был очень похож на своего дедушку — Посланника Аллаха. Так правильно ли праздновать эту трагическую дату или не обращать на нее никакого внимания, выкинув из головы нашу историю? Каждый мусульманин в знак памяти о своих усопших родственниках старается почтить дату их смерти, читая Коран и делая дуа за их души. Но ведь для всех мусульман самыми любимыми должны быть Пророк и его семья, что подтверждается и хадисами, и салаватами.

Естественно, что при этом верующие не должны переходить границы дозволенного, подвергая себя истязаниям или доводя себя до истерики. Но разве разумно при этом полностью игнорировать мученическую гибель нашего имама? Кто-то скажет, что Пророк нам об этом ничего не говорил — но как же он мог об этом сообщить, если его внук стал шахидом после того, как ни Пророка, ни четырех праведных халифов уже не стало?! Можно сколько угодно рассуждать о соответствии поминания усопших сунне, но трудно представить, чтобы Посланник Аллаха (мир ему и благословения Всевышнего) праздновал бы день гибели своего внука. Наверное, он не только плакал бы в этот день (так же как плакал в день смерти своего маленького сына Ибрахима), но и читал бы молитвы.

И какая разница в данном случае между шиизмом и суннизмом — разве суннитам полагается меньше любить Пророка и его семью (да благословит их Аллах и ниспошлет им мир). Мы все — слава Аллаху, мусульмане, и в этом конкретном случае по отношению к трагической гибели внука Пророка никакой разницы между нами быть не должно. Некоторые грамотные мусульмане уже осознали это, в результате чего, например в Турции, и шииты, и сунниты вместе отмечают эту дату так, как это и полагается в исламе — совместным чтением Корана и молитвами. День Ашура как раз и должен стать отправной точкой объединения всех без исключения благоразумных, стремящихся к миру и согласию мусульман. Ведь не случайно же из всех дней в году имам стал шахидом именно в этот день — день, который мусульмане избрали в качестве дополнительного поста; день, который уже вписан в нашу историю. Поэтому нет никаких сомнений, что читать молитвы за усопших в этот день, произносить салаваты за Пророка и его семью является деянием не только благочестивым, но и богоугодным.

dumrf.ru

 



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.