Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Минбар Ислама №6 (236) /2015 Иса-хаджи Хамхоев: «Ислам — это религия не крайностей, а «золотой середины»
25.06.2015

Интервью с муфтием Республики Ингушетия Исой-хаджи Хамхоевым

 Уважаемый Иса-хаджи, в Санкт-Петербург на международную научно-образовательную конференцию один из ее организаторов  Генеральный секретарь Всемирного союза мусульманских ученых д-р Али Мухиддин аль-Карадаги  прибыл из Ингушетии. В Республике накануне «Бигиевских чтений» прошла Международная богословская конференция «Умеренность в религии  путь к миру, добрососедству и прогрессу». Каковы ее итоги?

— Действительно, эта конференция принесла очень большую пользу для жителей Ингушетии. Почему? В основных вопросах религии мы, мусульмане Ингушетии, единогласны, у нас нет споров; но по второстепенным есть небольшие расхождения. Из-за этих расхождений молодые люди ведут достаточно горячие споры. Мы все эти вопросы собрали воедино, отправили мусульманским ученым во главе с шейхом Али Мухиддином аль-Карадаги. В ходе конференции они дали ответы на все вопросы, по которым расходились во мнении мусульмане Ингушетии, донесли их до людей, очень четко разъяснили. Все это нам очень помогло, потому что у нас в Ингушетии все эти вопросы мешали единой слаженной работе. Конечно, в проповедях, которые читали наши улемы в мечетях или на собраниях, эти вопросы затрагивались, но когда на них отвечают такие ученые, как шейх аль-Карадаги, то это однозначно принимается всеми. Поэтому, честно скажу, я очень рад, что у нас прошла такая конференция. Я думаю, и мы, и соседние регионы получат пользу от нашей конференции.

 Иса-хаджи, а Вы могли бы сформулировать эти спорные вопросы?

— Озвучу лишь некоторые. Во-первых, джихад. Это понятие многогранное, и шейх Али Мухиддин аль-Карадаги разъяснил его смысл. Джихад вовсе не означает, что надо сразу браться за оружие и идти воевать. Когда ты должным образом относишься к своим родителям — это джихад. Когда ты заботишься о своей семье, воспитываешь ее в духе толерантности, духовности — это тоже джихад. Когда ты следишь за своим нафсом, чтоб не совершать ошибок, за своим телом смотришь — это тоже джихад. Когда ты живешь по-братски со своими соседями, с представителями разных религий — это тоже джихад. На последнем месте только джихад означает использование оружия. И то при определенных условиях: если тебя выгоняют из твоего жилища, если тебя оскорбляют и т.д.

Во-вторых, маулид, день рождения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). По этому вопросу у молодежи тоже были расхождения. Шейх аль-Карадаги сказал, что празднование маулида разрешается в рамках шариата, ни один из алимов против этого не выступал. То же самое зикр. О нем говорится в аятах Священного Корана. Поминание Всевышнего сидя, стоя, лежа — это тоже допустимо. Или поднятие рук во время дуа. Уважаемый шейх приводил достоверные хадисы, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поднимал руки, и когда заканчивал дуа, обтирал лицо.

Многим может показаться, что это не очень важные вопросы. Но они муссируется в среде молодежи, и мы удовлетворены тем, что шейх аль-Карадаги дал на них достойные ответы.

 Если я не ошибаюсь, республика впервые принимала столь высоких гостей  председателя Совета муфтиев России шейха Равиля Гайнутдина, Генерального секретаря Всемирного союза мусульманских ученых д-ра Али Мухиддина аль-Карадаги и других видных богословов?

— В Республике Ингушетия конференция подобного масштаба проходила впервые, и она стала хорошим «лечением» для наших мусульман. Именно поэтому мы позвали в гости таких ученых, как шейх аль-Карадаги, шейх Равиль Гайнутдин, чтобы они сказали свое слово, потому что не все спорные вопросы удавалось нам решить в рамках ингушского общества. Хотя, безусловно, обвинять друг друга — не соответствует нашим ингушским обычаям и мы максимально старались сами уладить все дискуссионные темы.

 В последние годы на российских олимпиадах по исламским наукам и арабскому языку призовые места часто занимают студенты Ингушского Исламского университета. Как Вы оцениваете его работу?

— Наш Исламский университет находится в Малгобеке, городе воинской славы. Там у нас новый ректор Ибрагим Албаков, который закончил университет аль-Азхар в Египте. Очень грамотный алим, он разработал хорошую программу, которая соответствует мазхабу имама аш-Шафии, нашел достойных преподавателей. Полным ходом идет работа, университет подтянулся. Кто ознакомится с программой, поговорит со студентами, тот убедится, что уровень их знаний — очень хороший.

Студентам создали все условия для обучения. Шикарное общежитие, 3-разовое питание. Глава Республики Юнус-Бек Евкуров, когда мы посетили университет, дал команду все благоустроить, и эта работа сделана в кратчайшие сроки. Для учебы все условия созданы, и мы желаем, чтобы студенты двигались только вперед, к новым знаниям. Обучается сейчас в Исламском университете 180 человек, для Республики — это довольно много.

 При поддержке Духовного центра мусульман Республики в Ингушетии ведется работа по переводу на ингушский язык смыслов Священного Корана. Над переводом трудится целая группа ученых, первая часть перевода уже издана. Когда мы увидим вторую?

— Да, это радостная весть для ингушей. До этого у нас перевода Корана на ингушский язык не было. Организатор этой большой работы — Магомед Харсиев. Он из ингушского села Базоркино, выпускник исламского университета Аль-Азхар, около десяти лет провел в поисках знаний в арабских странах. Он много работал над тафсирами. Когда сделал перевод, предоставил его на ознакомление нашим алимам. Каждый из них смотрел, вносил замечания, одобрял. В прошлом году мы издали перевод 15-ти из 30 частей Священного Корана. Сейчас закончена работа над второй половиной. В этом году она будет издана, текст уже сдан в печать. Коран — Величайшее слово Аллаха, и благодаря переводу оно будет доступно всем ингушам. Это — большая радость.

 Иса-хаджи, вы можете назвать имена видных исламских богословов-ингушей современности?

— Я бы назвал несколько имен. Мухаммад Хаштыров, который возглавляет радио «Ангушт»... Очень грамотный, несмотря на возраст (ему около 35 лет), имам города Малгобека Ибрагим Батыров... Можно назвать имена других молодых ребят, которые могут достойно представлять нашу республику в мусульманской умме. Я сам обучался у больших шейхов. Прежде всего, назову Хусейна Чоалдар-Хаджиевича Евлоева из села Насыр-Корт (теперь это уже часть Назрани) — выдающийся алим был. У него дома я обучался сарфу, тафсиру, фикху. Также у нас был очень грамотный шейх Мухаммад Оздоев, Абу-Йазид-хаджи и многие-многие другие, которые помогали людям в изучении ислама. В советскую эпоху они тайно обучали людей религии. Благодаря им ислам сохранился в нашей республике.

 Главная тема международной научно-образовательной конференции в Санкт-Петербурге  «Мусульманская мысль в XXI веке: единство традиции и обновления». На Ваш взгляд, на каких проблемах должна сосредоточиться современная мусульманская мысль в России?

— Говорить об этом можно много. Главное, как мне кажется, донести до представителей других религий истину об исламе, чтобы они поняли: ислам — это религия не крайностей, а «золотой середины», религия умеренности во всем. Донести точные изречения Пророка (мир ему и благословение Аллаха), чтобы люди не боялись ислама. Как правильно сказал шейх Равиль Гайнутдин, ислам — это не молитвенный коврик, который огородили колючей проволокой. Нужно изменить мнение людей об исламе. Ради этого необходимо много и упорно работать.

Беседовала ОЛЬГА СЕМИНА

 

 



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.