Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Минбар Ислама №6 (236) /2015 Дамир Мухетдинов: мы приучаем людей к диалогу
25.06.2015

Интервью с первым заместителем председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации, ответственным секретарем Международного мусульманского форума и Оргкомитета II «Бигиевских чтений» Дамиром Мухетдиновым об итогах международной конференции

На фото (слева направо): Дамир Мухетдинов, аятолла Мохамед Хасан Махдави (Иран) и шейх Али аль-Карадаги на II «Бигиевских чтениях»

 В Санкт-Петербурге завершились
II «Бигиевские чтения». Первые чтения памяти Мусы Бигиева, как мы помним, прошли в Москве и имели статус всероссийской конференции, а вторые стали международным научным форумом с очевидным преобладанием участников из европейских стран. С чем связана такая смена формата?

— Санкт-Петербург — это город, служению в котором Муса-хазрат посвятил почти четверть века своей жизни, нигде более он не жил так долго, здесь осталась его семья после того, как сам ученый вынужден был эмигрировать. И до сих пор здесь живут потомки великого улема, а местная община свято чтит память М. Бигиева. С другой стороны, Санкт-Петербург — это окно из России в Европу. В связи с этим, приглашая участников на II «Бигиевские чтения» в Санкт-Петербурге, мы сделали упор на спикеров из Европы. Ранее в рамках Международного мусульманского форума мы уделяли много внимания арабскому миру, развитию мусульманской богословской мысли в традиционных ареалах проживания мусульман. Мы смотрим, как можно посадить за одним столом суннита, шиита, представителя суфизма и плюс еще человека, который все традиции отрицает, представителя РПЦ и иудейской религии. Мы приучаем людей к диалогу и при этом прикладываем усилия к популяризации собственного богословского наследия, выдающимся представителем которого является М. Бигиев.

 По-моему, шейх аль-Карадаги был единственным из участников, представлявших исламский мир, кто сумел очень емко сказать о Мусе Бигиеве, дань оценку его трудам, его деятельности. Многие участники конференции, к сожалению, почти ничего не знали об этом выдающемся российском мусульманском ученом.

— Ваше замечание совершенно справедливо. Меня очень порадовал шейх аль-Карадаги. Еще в прошлый свой приезд он удивил нас свободным цитированием западных мыслителей, политологов и философов, того же Тойнби и Вебера. В этот раз он прочел лекцию по исламской экономике в Санкт-Петербургском государственном университете. По отзывам преподавателей и студентов, они были приятно шокированы уровнем лекции, они говорили: мы ничего подобного не слышали. Плюс к этому шейх аль-Карадаги оказался знаком и с наследием М. Бигиева и, действительно, дал очень тонкую и точную оценку его трудам и воззрениям. Все мы помним, как во время Х Международного мусульманского форума к наследию Бигиева обращался глава Управления по делам религий Турции доктор Мехмет Гёрмез, который даже свою диссертацию посвятил изучению жизни и деятельности Мусы-хазрата.

То есть крупнейшие мусульманские интеллектуалы нашего времени знают и почитают труды нашего соотечественника Бигиева, но вот парадокс — при всем при этом широким массам, как в России так и за рубежом, имя Бигиева практически ничего не говорит. Здесь мне видятся две основные причины: во-первых, даже беря в расчет советский атеистический период, мы упустили много времени в деле изучения и популяризации наследия таких крупных величин в мусульманском богословии как Муса Бигиев или, скажем, названный татарским Геродотом Шигабутдин Марджани, имя которого в Казани носит целый научно-исследовательский институт, а труды до сих пор почти недоступны.

Одна из наших задач сегодня — создать базу данных всех работ наших ученых, прежде всего, М. Бигиева, чтобы они хранились в одном месте. И начать системную работу по популяризации его наследия. Необходимы репринтные издания его работ, а затем нужно начать их переводить на английский, русский, арабский языки. Только тогда можно рассчитывать на широкое ознакомление людей с идеями автора. У нас эта база только собирается, только начинает формироваться.

А вторая причина кроется в самом исламском мире и его интеллектуальном состоянии, точнее том застое, из которого умма выбирается крайне медленно. Мусульманский мир не готов еще к мощному рывку, в т.ч. и интеллектуальному. С одной стороны, многие мусульманские страны пребывают в постбаасистском, постсоциалистическом периоде, для них актуально осмысление вопросов социального равенства, тезисов марксизма. С другой стороны, богатые страны Персидского залива, напротив, переживают капиталистический опыт. Что сегодня производит исламский мир? Каков вклад мусульманских ученых — богословов, философов, теологов — в общемировую сокровищницу? Мы видим, что он незначителен. Среди тех мусульман, которые во втором-третьем поколении смогли укорениться в западном обществе, мы слышим новые имена. Но они вынуждены вещать на широкие массы второго поколения мигрантов и говорить не о высоких материях, а о близких и понятных единоверцам проблемах, чтобы их свое общество не отторгло. Среди спикеров исламского мира можно увидеть тех, кто говорит как специалист по догматической стороне религии, как классический богослов-проповедник, и тех, кто является историком религии. А ученых, обладающих многоплановым видением, можно перечесть по пальцам.

Мыслителей уровня аль-Карадаги пока крайне мало, во всяком случае, недостаточно для того, чтобы преодолеть тот кризис, который переживает исламский мир. Поэтому, проводя научные чтения памяти М.Бигиева, мы хотим не только возродить былую славу нашего соотечественника, но и вооружить наших современников тем глобальным, всеобъемлющим и глубоким видением, которое отличало Мусу-хазрата.

 Какие выступления, какие из затронутых тем вам лично показались наиболее нужными и интересными?

— Я конечно ждал, надеялся услышать не то чтобы ответы на современные вопросы, а именно осознанные формулировки того, что такое исламская мысль сегодня, в чем она выражается и каковы ее задачи. Могут ли улемы сформулировать, чего они хотят? Как они видят будущее взаимоотношений с представителями разных религий, традиций, со светским обществом? Эти вопросы были отражены в докладе нашего духовного лидера шейха Равиля Гайнутдина.

Интересным я нашел доклад Доминика Рубина — доктора филологии Лондонского университета, который выдвинул тезис о том, что движение обновления, начавшееся в России, есть результат правления императрицы Екатерины Великой.

 Живую реакцию в аудитории вызвало выступление профессора Тауфика Ибрагима и презентация его труда «Коранический гуманизм».

— Я видел, какая была бурная реакция на выступление Тауфика Ибрагима. На мой взгляд, он сказал очень важные, фундаментальные вещи. Если вы хотите жить в XXI в. и при этом говорите языком ригоризма, то возникает вопрос: а чем вы, господа, отличаетесь от приверженцев крайних взглядов? Просто последние это реализуют на практике, а вы немножко приукрасили, немножко умолчали, немножко недоговорили о том, что есть в Коране в вашем понимании. Д-р Т. Ибрагим своим выступлением на конференции заставил людей дискутировать. Он говорит так: мусульманский мир пребывает в кризисе. Если не российские мусульмане, то непонятно, чем все кончится. Он, будучи арабом, верит в российских мусульман, верит в то, что мы сможем дать мусульманскому миру новую мусульманскую мысль, тадждид, помня при этом, что есть накопленная мусульманами традиция, есть Священный Коран. Верит, и мы верим, что Россия, будучи евразийским государством, которое простирается от Калининграда до Владивостока и которое объединяет огромное количество разных народов, разных традиций, разных культур, сможет дать нечто универсальное для мира в XXI в.

 

Беседовала ОЛЬГА СЕМИНА



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.