Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Минбар Ислама №6 (236) /2015 Коран призывает мусульман к дискуссии
25.06.2015

Доклад муфтия шейха Равиля Гайнутдина на II «Бигиевских чтениях»

Мир вам, милость Всевышнего

Аллаха и Его благословение!

Благодарю всех организаторов и учредителей международной конференции, участников и гостей из разных стран мира, кто откликнулся на наше приглашение к интеллектуальному обмену, укреплению научных, межкультурных и межрелигиозных связей.

Особую радость мне доставляет возможность приветствовать гостеприимных петербуржцев и поблагодарить губернатора Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко за поддержку в проведении конференции. Вы принимаете у себя нашу конференцию в дни, когда все мы продолжаем испытывать сильнейший душевный подъем в связи с празднованием 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Эта война стала одной из величайших трагедий, постигших народы Европы и всего мира. Тем ценнее для нас Победа, которая ценой неимоверных усилий была завоевана нашими дедами и отцами, благодаря единению и братству многих народов. Именно поэтому для нас, россиян, независимо от этнической, религиозной или конфессиональной принадлежности, этот праздник есть и всегда будет национальным достоянием, нашим ценностно-нравственным капиталом, которым мы дорожим и гордимся.

Собравшись на II «Бигиевские чтения», мы отдаем дань памяти крупнейшему татарскому интеллектуалу и философу, чье имя тесно связано с историей города на Неве. Муса Бигиев — выдающийся теолог, интеллектуал с нестандартным мышлением и со своим видением многих проблем — один из самых ярких и неординарных представителей татарской богословской мысли. Российский мусульманин, Бигиев формировался на стыке культур и смог гармонично соединить в себе европейскую, российскую, арабскую, тюркскую и персидскую традиции образования. Признавая боговдохновенность и высший авторитет Корана, он также активно обращался к материалам современной ему науки и философии. Бигиев предлагал совместить знания Корана, хадисов, всего лучшего из правовых школ с современным знанием.

М. Бигиев продемонстрировал своим примером, что рациональное познание органично вписывается в ислам. Ислам — религия убеждения на основе веры и рационального познания, религия повседневной и религиозной практики, основанной на разумном, рациональном подходе. Коран призывает нас к дискуссии, к разумному обсуждению вопросов веры: «Призывай на путь Господний [Словом] мудрым и увещеванием добрым, веди с ними диалог наиблагообразнейший» (16:125).

Апелляция к разуму в делах веры и познания пронизывает весь текст Священного Корана. Познание через разум, согласно Писанию, является естественным дополнением к познанию через откровение. Эти два способа познания ассоциируется в Коране с «книгой» (китаб) и «мудростью» (хикма).

Классические мусульманские культуры по всему миру характеризовались культом знания и разума, и это имело место задолго до расцвета новоевропейского рационализма. Легче всего это понять, взглянув на философию, ведь именно философия является квинтэссенцией разумного познания, синтезом всех наук и основой целостного мировоззрения.

В классический период в арабо-мусульманском регионе были созданы великие системы Ибн Сины, Ибн Араби, аль-Газали, аль-Кирмани и др. Эти системы включали в себя весь массив знаний своего времени, притом не только естественную науку, но и метафизику, этику, эстетику, логику, поэтику. Однако, восхищаясь их величием, невольно задумываешься о том, что эпоха больших систем закончилась. В Новое время мы наблюдаем кризис мусульманского мышления. В лучшем случае — это пересказ и комментирование классиков, в худшем — отсутствие самой философской и разумной рефлексии, всплеск иррационализма и радикализма.

Особенно удручает современное положение дел. Много ли можно вспомнить крупных мусульманских мыслителей нашего времени? А между тем мусульманское мышление требует интегральности, поскольку весь мир является знамением Аллаха и нет такой области, которая не нуждалась бы в осмыслении.

Полагаю, что пришло время всерьез задуматься о перспективах мусульманской философии. Несмотря на величие былых систем, мы не можем довольствоваться ими в полной мере, поскольку знание, накопленное человечеством к нашему времени, существенно отличается от того, что было известно в классическую эпоху. Очевидно, именно этой идеей руководствовался М. Бигиев, и здесь мы являемся продолжателями его дела.

Какие темы являются ключевыми и где нам следует искать точки соприкосновения между кораническим откровением и философской мыслью? Позволяет ли кораническое откровение лучше понять современное научное знание; и наоборот, позволяет ли современное знание лучше уяснить отдельные аспекты коранического откровения (ведь мы, будучи существами ограниченными, всегда судим на основе знаний своего времени, а божественное знание находится за пределами времени).

В Коране сказано: «Воистину в творении небес и земли  аяты для людей разумеющих» (2:164). Весь мир, таким образом, является самораскрытием Аллаха, поэтому не праздным представляется вопрос о полезности физических, химических, биологических знаний для богопознания. В Коране также сказано: «Мы представим им аяты Наши во Вселенной и в них самих» (41:53).
А это значит, что сам человек выступает знамением Аллаха, и его изучение также является богоугодным делом.

Глобализация предполагает унифицированное единство человечества, однако у этого процесса имеется и оборотная сторона: унификация ведет к уничтожению культурного и языкового разнообразия, к чрезмерному расширению светской сферы.

Коран не учит унификации. Он провозглашает единство человечества по происхождению, но в то же время подчеркивает предопределенность его реального многообразия: «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас  наиболее богобоязненный» (49:13).

Кораническому откровению в большей степени соответствует многополярный мир с плюрализмом позиций и культурной пестротой: «Если бы Аллах не удерживал одних людей другими, то земля, воистину, исполнилась бы нечестия» (2:251). Основа для единства людей — праведность и благочестие, а не ношение униформы и следование одинаковому образу жизни.

Согласно Корану, суть ислама заключается в единобожии и добрых делах. Природа человека изначально является правоверной, на что указывает следующий хадис кудси: «Воистину, всех рабов Моих Я создал правоверными». Более того, в Коране отмечается, что эта правоверная природа в сущности является неизменной: «Вот природа, с коей Аллах создал людей, а [такое] Его творение неизменяемо» (30:30).

Человек может по своим убеждениям перестать следовать своей природе, и тогда он перестает быть монотеистом и перестает творить добрые дела. Чтобы этого не происходило, Аллах посылает всем народам пророков и наставников:
«В каждом народе Мы воздвигали посланника» (16:36); «И нет народа, кому не был [дарован] увещеватель» (35:24).

Именно этой мыслью, пожалуй, более всего руководствовался Муса Бигиев, когда развивал тезис о всеобщности Божьей милости. Существующее обилие материалов, позволяющих проследить генезис каждой крупной духовной традиции, открывает нам широкие перспективы для осмысления религиозного многообразия и создания целостной философии религии на мусульманской почве. Предварительные попытки такого рода представлены в философиях Ибн Араби и Сухраварди, но современными мусульманскими мыслителями в этом философском направлении, к сожалению, не сделано практически ничего нового.

Какими мотивами и помыслами должны быть движимы сторонники мусульманского мышления в этих интеллектуальных усилиях? Безусловно, это стремление достичь процветания исламской цивилизации, благодаря чему мусульманская умма займет достойное место в семье народов планеты Земля.

Вместе с тем, постоянно помня о том, что религия ислам была ниспослана всему человечеству, и послание пророка Мухаммада, как и переданное через него Писание — Коран, обращены ко всем людям, нашей целью является донесение коранических истин довсего человечества.

Достижение благоденствия для всех потомков Адама как в мире настоящем, так и в вечности — не это ли есть прекрасная цель и великое предназначение, предопределенное Создателем! Творцом, ожидающим от нас смирения, в основе которой лежат разум, объединяющий всех людей, интеллект, облегчающий путь познания мирозданья, и вера, идущая от чистого сердца.

 

Печатается в сокращении
Ознакомиться с полной версией статьи Вы можете на сайте DumRF.Ru



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.