Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Минбар Ислама №6 (236) /2015 II «Бигиевские чтения» в Санкт-Петербурге
25.06.2015

II «Бигиевские чтения» в Санкт-Петербурге

II «Бигиевские чтения», прошедшие с 17 по 20 мая в Санкт-Петербурге, стали первой крупной мусульманской конференцией в северной столице за практически столетие. В последний раз масштабный мусульманский форум собирался в городе на Неве в 1914 г., во время Всероссийского мусульманского съезда.

II Международная научно-образовательная конференция «Бигиевские чтения» по теме «Мусульманcкая мысль в XXI веке: единство традиции и обновления» была организована Духовным управлением мусульман РФ совместно с целым рядом российских и международных научно-образовательных и духовных институций. Среди них: Совет муфтиев России, Министерство по делам религии Турецкой Республики, Всемирный Союз мусульманских учёных (ВСМУ), Международный университет «Аль-Мустафа», Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт стран Азии и Африки МГУ им. М. В. Ломоносова, Казанский федеральный университет, Институт востоковедения РАН, Московский исламский институт, Фонд поддержки научных и культурных программ им. Ш. Марджани, ИД «Медина». Проведение «Бигиевских чтений» поддержано Межрелигиозным советом России. Мероприятие прошло под эгидой Международного мусульманского форума.

В конференции приняли участие религиозные деятели, крупные богословы и светские ученые из России, Казахстана, Ирана, Турции, Катара, Саудовской Аравии, Германии, Великобритании, Бельгии, Голландии, США, Беларуси, Эстонии, Украины и др.

Единство традиции и обновления

Неофициальная программа научного форума стартовала 17 мая с торжественного вечера в честь ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, жителей блокадного Ленинграда и активистов мусульманских общин Северо-Западного федерального округа. Фактически уже на этом вечере была обозначена смысловая платформа предстоящей конференции: движение в будущее, основанное на лучших традициях прошлого.

Как указал в своем приветственном слове глава ДУМ РФ и СМР муфтий шейх Равиль Гайнутдин, в свое время связали свою жизнь со служением в Санкт-Петербурге такие крупные религиозные деятели и ученые российских мусульман, как будущий муфтий Российской империи Абдулвахид Сулеймани, автор концепции реформы образования Хусаин Фаизхан, основоположник татарской прессы Атаулла Баязитов, будущий муфтий советской эпохи Абдулбари Исаев и др. Деятельность каждого из них имела большое значение для развития российской уммы. Особняком в этом ряду стоит Муса Бигиев, чья жизнь была связана с Санкт-Петербургом на протяжении практически четверти века. Муса-хазрат огромную часть своей энергии посвящал проблемам российских мусульман, активно участвовал в общественной и политической жизни, однако его богословское наследие, по большому счету, является достоянием всей мировой уммы и, шире — всего человечества.

О том, что М. Бигиев предвосхитил свое время, подчеркнул в самом начале конференции и один из его ключевых участников — генеральный секретарь ВСМУ шейх Али Мухиддин аль-Карадаги. «Муса Джарулла Биги — один из богословов, сыгравших выдающуюся роль в реформировании и обновлении /ислах/ исламской религии в ХХ веке. Бигиев шел впереди своего времени, еще век назад он писал о правах женщин, о правах человека, о необходимости реформы взглядов на ислам при сохранении неизменной канонической части религии», — заявил он в своем докладе.

Конференция открылась приветствиями и выступлениями представителей органов власти, руководителей центров академической науки и образования и крупных богословов. В частности, выступили директор Департамента культуры правительства РФ Пётр Скороспелов, ректор Казанского федерального университета Ильшат Гафуров, и. о. ректора Санкт-Петербургского государственного университета Алексей Заварзин, проектор Международного университета Аль-Мустафа (г. Кум, Иран) Мохаммад Хасан Махдави, ректор Египетского университета исламской культуры «Нур-Мубарак» Жуда Абдулгани Басюни, член Национальной учредительной ассамблеи (Парламента) Тунисской Республики, помощник генерального секретаря Всемирного союза мусульманских ученых, руководитель комитета по переводам и изданию Абдульмаджид аль-Наджжар и другие.

Свои приветствия направил в адрес участников чтений губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко. От лица Межрелигиозного совета России приветствие направил член президиума, председатель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества Протоиерей Всеволод Чаплин.

С ключевым докладом конференции выступил муфтий шейх Равиль Гайнутдин. Духовный лидер российских мусульман обозначил ключевые философские задачи, стоящие перед мусульманскими интеллектуалами всего мира в XXI веке. Среди них — поиск философской альтернативы процессу глобализации и новых подходов к проблеме религиозного многообразия, присущего многим современным обществам.

Союз веры и разума

Западная философия строится на безусловном разграничении светского и религиозного, что в научной плоскости воспринимается как антагонизм рационального познания и духовного переживания, основанного на вере. В исламской традиции, напротив, плоды научного познания и духовный опыт являются единым целым. Перенос западного восприятия на мусульманскую социальную и правовую почву привел к тому, что в исламском мире та ветвь интеллектуального развития, которая отвечала за вопросы веры и их воплощение в правовом пространстве, стала стагнировать. Об этой опасности писал и сам Муса Бигиев. Своеобразной реакцией на такое вытеснение из гражданского и интеллектуального пространства стал расцвет богословских школ, ставящих во главу угла ригористский подход к пониманию веры и традиции.

Сегодня ведущие интеллектуалы мусульманского мира говорят о необходимости восстановления союза веры и разума в контексте развития исламской цивилизации. Именно эта мысль многократно прозвучала в ходе II «Бигиевских чтений» как из уст богословов, так и от представителей академической науки. К примеру, президент ИСАА МГУ им. М. В. Ломоносова Михаил Мейер заявил об актуальности проведения научной конференции в память о М. Бигиеве. «Личность Бигиева интересна тем, что это был не только человек высокого религиозного знания, но был учителем, имевшим и светское образование, т. е. представлял собой объединение знаний духовных и светских. Это то, что мы сегодня хотели бы реализовать в современных наших светских учебных заведениях и исламских духовных университетах, воспитывая, таким образом, специалиста, который заботится о благе общества в целом», — подчеркнул он.

Важно отметить, что если для российских мусульман вопрос о глубоком понимании гуманистических основ в исламском вероучении стоит на повестке дня без малого два десятилетия, наши братья, проживающие в странах Запада, столкнулись с ним много позже. А в свете деятельности террористической группировки ДАИШ, в рядах которой счет на граждан стран Евросоюза идет уже на тысячи, в последние месяцы эта проблема встала со всей остротой. Об этом говорили участники из Великобритании, Голландии и других государств. К примеру, ректор Исламского университета г. Роттердам (Голландия) д-р Ахмед Акгюндуз отметил, что исламский мир богат учеными, которые «очень искренни, они прекрасно разбираются в исламских науках, в постановлениях шариата относительно дозволенного и запретного, но, к сожалению, они не владеют языками Запада, но самое главное — они не владеют методологией исследования в контексте западного образа жизни». Они дают фетвы, находясь в Западной Европе, но при этом исходят из особенностей жизни в своих странах и обращаются к авторитетам, которые проживают также в мусульманских странах, посетовал ученый.

Здесь естественным образом напрашивается вывод о том, что те правовые и философские задачи, которыми были озабочены мусульманские мыслители Российской империи рубежа XIX–XX вв., сегодня, в начале XXI в. стали чрезвычайно актуальны для западного мира. В этом контексте России, в т. ч. ее мусульманскому сообществу, есть чем поделиться и даже выставить в качестве предмета своей гордости. Если в исторической перспективе самым ярким именем целой плеяды российских мусульманских мыслителе был Муса Бигиев, то в современную эпоху одним из крупнейших мыслителей является россиянин арабского происхождения, главный научный сотрудник Института востоковедения РАН доктор Тауфик Ибрагим. На «Бигиевских чтениях» он представил свою фундаментальную книгу «Коранический гуманизм». «Кораническое послание учит о человечестве как о единой семье, провозглашает национально-этническое многообразие и религиозно-конфессиональный плюрализм Божьим предначертанием, заповедует свободу совести и вероисповедания. В нем нет места для „священной войны“ во имя распространения веры. Предельно сужая круг уголовно наказуемых грехов, мусульманское Священное Писание фактически отменяет смертную казнь, — пишет автор в предисловии к изданию, — Однако многие из этих установок были существенно затемнены средневековыми толкованиями и наслоениями, а в ряде случаев имел место возврат к суровым нормам уголовного права, от которых само Писание отказалось». Ученый напоминает, что на протяжении всей истории ислама были мыслители, которые отстаивали высокие толерантно-гуманистические идеалы коранического/пророческого ислама. В Новое время именно российские мусульмане острее всех осознавали величие и актуальность этих идеалов. В частности, богослов Муса Бигиев в начале XX в. выступил ярким поборником концепции «всеохватности Божьей милости», которая была поддержана некоторыми мусульманскими учеными, в том числе муфтием Ризаутдином Фахретдином, подчеркивавшим судьбоносное значение этой концепции для будущего как российского, так и вообще мирового ислама.

Кроме того, уникальной особенностью исламской традиции в России являются прекрасные образцы сотрудничества с академической наукой. Еще в декабре 2014 г., выступая на Х Международном мусульманском форуме, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский подчеркнул, что исторически российской школе востоковедения и исламоведения в гораздо меньшей степени присущ т. н. ориенталистский подход, т. е. наука традиционно была свободна от слепого обслуживания колониалистской политики государства. Как следствие, мы имеем в истории российских мусульман множество имен ученых, с почтением воспринимавшихся как в религиозной, так и в академической среде. В этом контексте проведение II «Бигиевских чтений» именно в Санкт-Петербурге более чем уместно, ведь именно в бывшей столице России по-настоящему сложилась отечественная школа востоковедения, которая в т. ч. была подпитана блестящими умами из числа мыслителей-мусульман.

На фото (слева направо): Ильшат Гафуров, Алексей Заварзин, шейх Али аль-Карадаги, муфтий Гайнутдин, аятолла Мохаммад Хасан Махдави и Петр Скороспелов.

Ректор Казанского федерального университета (к слову, третьего старейшего университета России) Ильшат Гафуров подчеркнул в своем выступлении, что в возглавляемом им учебном заведении активно возрождается традиция соработничества, обмена мнениями между научным сообществом и представителями духовенства традиционных религий. Он выступил с предложением в 2016 г. «Бигиевские чтения» провести в Казани, на базе КФУ.

Диалог и сближение цивилизаций

Многие участники отметили, что «Бигиевские чтения» в Санкт-Петербурге собрали преимущественно представителей стран Европы, нежели исламского мира. В этом подходе заложено, во‑первых, стремление привлечь европейских мусульман к внутриисламскому интеллектуальному обмену, во‑вторых, желание задействовать потенциал мусульманских меньшинств в диалоге между западной цивилизацией и цивилизацией ислама. Кроме того, многие из европейских спикеров отмечали, что приятно удивлены уровнем конференции, как в интеллектуальном, так и в организационном ее измерениях. Тот факт, что масштабная мусульманская научно-образовательная конференция проводится с участием Правительства России (поскольку организуется в рамках Плана мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама), при поддержке со стороны Межрелигиозного совета России, справедливо расценивается зарубежными партнерами как достижение российских мусульман в государственно-конфессиональном диалоге, равно как и межрелигиозном взаимодействии.

Важным пунктом программы конференции стала и лекция генерального секретаря ВСМУ Али Мухиддина аль-Карадаги для студентов и преподавателей Санкт-Петербургского государственного университета «Роль исламской экономики в развитии современного общества». В ходе лекции ученый дал краткий сравнительный анализ капиталистической, социалистической и исламской экономической моделей. По завершении лекции ее слушатели признались в том, что предложенное видение мировых экономических процессов, интегрирующее западную методологию и религиозное видение, стало для них настоящим открытием.

В свою очередь, зарубежные гости «Бигиевских чтений» по-новому открыли для себя Россию и ее культурное наследие в ходе экскурсии в Государственный Эрмитаж, в рамках которой было уделено большое внимание обширному собранию исламского искусства из собрания Эрмитажа.

 Гости и участники II «Бигиевских чтений»

Завершились II «Бигиевские чтения» заключительными выступлениями муфтия Гайнутдина и шейха аль-Карадаги. Последний, в частности, выступил с призывом продолжать сближения России и исламского мира, назвав присоединение Российской Федерации в качестве наблюдателя к Организации исламского сотрудничества в качестве большого достижения обеих сторон. «Если Россия идет вперед, то и мусульманский мир идет вперед и добивается прогресса», — заключил шейх аль-Карадаги.

В результате проведенных пленарных сессий дополнительный импульс к развитию получила платформа Международного мусульманского форума (ММФ). Неподдельный интерес вызвал презентованный в рамках чтений журнал «Минарет Ислама». С 2015 г. журнал стал официальным печатным органом ММФ, первым и единственным в мире мусульманским богословским журналом, выходящем на пяти языках — русском, арабском, английском, турецком и фарси.

Пресс-центр Международного
мусульманского форума



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.