Празднование
8 мая 2015 года было принято «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углублении всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия и о продвижении взаимовыгодного сотрудничества». Здесь, в частности, говорится: «Россия и Китай... намерены... и впредь последовательно укреплять всеобъемлющее партнерство и стратегическое взаимодействие, наращивать взаимную поддержку и содействие в защите своих жизненных интересов по таким вопросам, как обеспечение суверенитета, территориальной целостности и безопасности, недопущение вмешательства во внутренние дела, самостоятельный выбор пути развития, сохранение культурно-исторических и морально-нравственных ценностей».
В России часто говорят о необходимости интеграции с Европейским Союзом. Действительно, достижения ЕС в плане развития прав личности, социального государства, верховенства законов, контроля гражданского общества над государством заслуживают уважения. Но это не помешало старым государствам Евросоюза фактически превратить его новых членов в Прибалтике, Центральной Европе и на Балканах в сырьевые придатки и источники дешевой рабочей силы. «Интеграция» Украины в Европу сопровождается распродажей по дешевке важнейших активов и фактической постановкой ее экономики под внешний контроль. Это напоминает историю Османской или Китайской империи конца XIX — начала XX веков. Разумеется, нам нужны правовое государство и суверенитет народа, но не под внешним контролем. Стоит напомнить, что побывавшие и получившие в образование в Европе славянофилы и мусульманские интеллектуалы-джадиды выступали за сохранение самостоятельного пути России. Может поэтому нам скорее безопасен Китай, так как копировать его образ жизни практически невозможно, в отличие от североатлантического.
Крайне важно, что Россия и Китай признали наличие собственных интересов в процессе экономической интеграции. 8 мая было принято также «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути», где указывается: «8 мая 2015 года Российская сторона поддерживает строительство Экономического пояса Шелкового пути и готова к тесному взаимодействию с Китайской стороной в продвижении этой инициативы. Китайская сторона поддерживает активные усилия Российской стороны по продвижению интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и начнет переговоры о заключении с ним соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве».
Кроме того, 8 мая 2015 года в Москве состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) на уровне глав государств. В саммите также принял участие президент Киргизской Республики Алмазбек Атамбаев. На заседании было принято решение о вхождении Киргизстана в ЕАЭС. Однако экономика этой страны находится не в лучшем состоянии. Возвращение в систему взаимодействия с более развитыми экономиками должно дать возможность восстановить потенциал развития, связанный прежде всего с советской эпохой.
В условиях кризиса странам ЕАЭС нужно максимально сократить зависимость от импорта. Так, многие сельхозпродукты и товары можно производить на территории наших стран. Президент Российской Федерации В. В. Путин указал, что «Евразийская интеграция доказывает свою эффективность: взаимный товарооборот стран-участниц вырос почти на двадцать миллиардов долларов, улучшилась инфраструктура торговли, возросла доля товаров с высокой добавленной стоимостью и сократилась доля сырья, причем сократилась значительно — с 40 до 28,9 процента».
10 мая на встрече президента России Владимира Путина и канцлера Германии Ангелы Меркель, последняя признала, что внешнеэкономический оборот между нашими странами в результате санкций сократился на 35%. Вероятно, что эта ниша не останется целиком незаполненной. При этом Ангела Меркель остается противницей отмены антироссийских санкций
Из событий апреля — начала мая наиболее важными, безусловно, являются документы, подписанные по итогам российско-китайских переговоров 8 мая 2015 года. Речь здесь идет о 32 документах. Среди них несколько соглашений о предоставлении кредитной линии: например, на сумму 6 миллиардов китайских юаней между Государственным банком развития Китая и Сбербанком России; между Внешэкономбанком РФ и Экспортно-импортным банком Китая о сотрудничестве по проекту электролитического марганца; между Банком ВТБ и Экспортно-импортным банком Китая об открытии кредитной линии на сумму 3 миллиарда юаней. Таким образом, торговля между странами выходит из долларовой зоны, и счет идет в юанях. Большая часть этих соглашений касается поставок российского сырья, включая газ, на китайские рынки. О российской технике и / или технологиях говорится в двух соглашениях: о продвижении российских самолетов «Сухой Суперджет 100» на китайском рынке; о сотрудничестве между ОАО «РусГидро» и Корпорацией «Три ущелья».
8 мая был получен окончательный ответ на механизм сооружения высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Казань. Теперь технология проекта будет разрабатываться китайской стороной. 8 мая был подписан «меморандум между Министерством транспорта Российской Федерации, Государственным комитетом Китайской Народной Республики по развитию и реформе, Открытым акционерным обществом „Российские железные дороги“ о формах сотрудничества, модели финансирования ВСМ Москва — Казань, приоритетного проекта Евразийского высокоскоростного транспортного коридора Москва — Пекин». Итак, дорога Москва —Пекин должна стать высокоскоростным транспортным коридором, идущим через столицу Татарстана.
Вектор движения России вполне прогнозируемо склонился на Восток: Москва показала, что у нее есть горизонты развития в Азии от Босфора до Южно-Китайского моря. Сейчас важно, чтобы это сотрудничество с Востоком не только приносило свои результаты, но и дало бы аргументы для выстраивания нового формата отношений с Западом, более благоприятного и уважительного для России.
Профессор АЙДАР ХАБУТДИНОВ,
Член Высшей аттестационной
комиссии, д. и.н.