Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Ислам Минбаре № 3(233) /2015/ Мозаика
05.04.2015

Коллекция цитат

Уж таков ее обычай: красота всегда права.

Захир ад-ддин Мухаммед Бабур (1483–1530), полководец, поэт, основатель
империи Великих Моголов

Даты и события марта

15 — 100 лет со дня рождения Садыка Абельханова (1915–1944), Героя Советского Союза.

20 — 100 лет со дня открытия Нижегородской Соборной мечети (1915).

22 — 10 лет со дня основания «Российского исламского наследия» (2005), общероссийского общественного движения.

День в календаре

Сто лет назад в марте 1915 года в Нижнем Новгороде состоялось открытие соборной мечети. Перелистав старые пожелтевшие дореволюционные нижегородские газеты, удалось найти две статьи в несколько строк, посвященных этому событию.

Чертеж мечети // Нижегор. листок. — 1909. — 8 сент. — С. 2. — (Местная хроника).

Губернским управлением препровожден в городскую управу составленный архитектором П. А. Домбровским, чертеж новой мечети, предполагаемой к постройке у Старой Сенной площади, возле городского вагонного депо. Здание на чертеже очень красивое, с высоким минаретом.

Мусульманское богослужение в Нижнем Новгороде // Нижегор. церковно-общественный вестник. — 1915. — № 25. — С. 640.

До сих пор в Нижнем Новгороде не было мечети и не было муллы. Теперь окончена постройкой довольно величественная мечеть, которую встречает глаз подъезжающего к Нижнему Новгороду с низу на пароходе вслед за Печерским монастырем. Вместе с тем назначен в Нижнем Новгороде и образованный мулла, с половины марта месяца начал совершать богослужения в мечети.

Диалог цивилизаций

Женщина по исламу и в исламе

В 1901 году в Тифлисе выходит книга «Женщина по исламу и в исламе». Ее автор Ахмед-бек Агаев (1868–1939) — знаменитый азербайджанский общественный деятель, востоковед. Он получил прекрасное богословское образование, учился в Санкт-Петербургском политехническом институте. Несколько лет провел в Париже, обучаясь в школе восточных языков Колледж де Франс. В 1892 году Ахмед-бек участвовал в IX Востоковедческом конгрессе в Лондоне. В своей работе, посвященной мусульманской женщине, Ахмед-бек призывает к расширению прав женщин в мусульманском обществе, доказывая, что это соответствует изначальному исламу.

Не касаясь пока современного положения мусульман, мы займемся здесь вопросом об отношениях ислама к женщине с теоретической стороны, т. е. с точки зрения учения ислама; познакомив сперва читателя с тем, в каком состоянии нашел Магомет женщину в Аравии и на востоке, мы перейдем затем к тому, что он сделал или, по крайней мере, пытался делать для нее. Подобный этюд, с одной стороны, даст возможность угадать: чем будет в грядущем, когда ислам будет лучше понят его последователями, мусульманка, а с другой — надеемся разъяснить хоть отчасти те несправедливые и неосновательные упреки, которые некоторые поверхностные исследователи и ученые делают исламу, обвиняя его в потворстве многоженству.

Положение женщины в до-магометанский период было возмутительно. В Персии, напр., она была вполне рабынею; ведя жизнь вполне затворническую, она не знала света Божьего; гражданские законы разрешали куплю и продажу женщин; религиозные законы распространяли брак на матерей, на сестер, на теток и племянниц... О правах же женщин в семье к своим мужьям или родителям нечего и говорить: они находились в полной зависимости от мужчин, которые, имея над ними право на жизнь и смерть, могли с ними обращаться, как с домашними предметами. В самой же Аравии положение женщины было еще хуже. Рождение девочки для араба было самым плохим предзнаменованием, самым верным признаком неблагосклонности богов. Он их зарывал в песок, продавал в неволю, или же обменивал на какое-нибудь животное...

Магомет, уже в первых своих проповедях, горячо и искренно протестовал против окружающих его диких варварских обычаев, по отношению к женщине; ничто так не волновало эту пылкую, благородную натуру, как положение женщины; ничто так не возмущало, не заставляло страдать его чувствительное сердце, как вид беззащитной женщины, покинутых сирот, и бесприютных чужестранцев; нигде слог Корана не становится так благородно возвышенным, так искренно-воодущевленным. Так захватывающе интересным, как в тех местах, где говорится о женщинах, сиротах и чужеземцах. В Коране отведена женщине целая и громадная глава, озаглавленная «Сурен-Ниса», глава о женщинах: «О, люди, бойтесь Бога, который создал вас из одного и того же вещества», — эти слова дышали для тогдашнего араба-язычника возмутительнейшею новизною, целой революцией, посягнувшей на все его традиции, предания, мировоззрение, идеи и понятия; они скандализировали его; давая ему понять, что женщины и мужчины созданы из одного и того же вещества, что они тождественны, как социально нравственные единицы и одинаково ответственны пред Богом за свои поступки... Далее в Коране рассказывается о создании Богом Адама и Евы, почти также, как и в Старом Завете, лишь с некоторыми незначительными вариациями...

Коран прежде всего восстал против дикого обычая зарывания дочерей живыми в песок. Об этом предмете в нем говорится в двух местах... Магомет не упускал ни одного удобного случая, чтобы вселить в сознание арабов всю тяжесть подобного проступка... До нас дошли также хадисы или предания, приписываемые Магомету, где сквозит все таже забота о поднятии личности и значения женщины в глазах арабов; так, по некоторым из этих преданий рождение дочери есть несомненный признак Божией благодати и милости; души умерших дочерей превращаются на небесах в ангелов, молящихся за спасение душ своих земных родителей.

Однажды к пророку вошел вождь только что обращенного в ислам племени Бену-теминов, Кайс-бен Асима и нашел его держащим на коленях маленькую девочку, которую он покрывал поцелуями. «Что эта за овечка, которую ты нюхаешь?» — спросил он. «Это моя дочь», — ответил Магомет. «Бог мой! — возразил Кайс. И у меня было много таких же детей, как эта; я их всех закопал живыми, не поцеловал ни одной». «Несчастный! — вскричал Магомет, — значит, бог лишил твое сердце человеческого чувства. Ты не знаешь величайшего наслаждения, которое дано испытать человеку». «Бог поместил рай у ног матерей», — говорил Пророк в таких случаях. Подняв таким образом нравственное значение женщины, Магомет наделил их такими широкими правами, о которых даже некоторые современные законодательства, как, напр., французское, не решаются мечтать...

Самою типичною представительницею мусульманок этой эпохи является дочь самого Магомета Фатима. Кротость ее нрава, ее семейные добродетели, ее общественное влияние делают ее идеалом женщины всех эпох, всех стран. Мы заимствуем ее описание у индийского писателя Мира-Алия, чудно обрисовавшего ее личность, на основании самых достоверных документов: смерть детей мужского пола сосредоточила всю любовь Магомета на его дочери Фатиме. Воспитание, которое она получила, ставило ее наравне с наилучше воспитанными мужчинами ее родины; серьезность, скромность ее характера развивались с летами; в шестнадцать лет она вышла замуж за Алия. Привязанность между мужем и женою, их взаимная любовь и любовь к детям служат и до сих пор идеалом семейной жизни для мусульман. Вскоре эта маленькая юная семья с ее простотою и семейными добродетелями стала примером подражания для окружающих. Часто во дворе своего дома и в мечети она читала проповеди толпе мужчин и женщин. Многие из ее проповедей сохранились и до сих пор и проявленные в них благородство мысли и высота чувств делали бы честь наилучшим женщинам даже нашего времени. По натуре самых вещей первобытный ислам, как и первобытное христианство, был социальным и экономическим протестом против распущенной жизни язычников...

Мусульманская религия по существу жизнерадостная, прогрессивная. Учение о фатализме в ней является не в виде мрачного гнетущего давления какой-то роковой, неумолимой силы над человеческою судьбою, а в виде подкрепляющего и ободряющего post faktum с случившимся. Ведь сам мусульманский пророк не раз повторял: «Доверь верблюда своего Богу, но предварительно свяжи ему колена».



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.