Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Ислам Минбаре № 3(233) /2015/ Обнажение покровов
04.04.2015

Обращение муфтия шейха Равиля Гайнутдина к президенту В. Путину накануне заседания в Верховном Суде РФ и последовавшая реакция российского общества показали, что вопрос платка в действительности является чем-то большим, нежели просто дискуссия о школьной униформе в отдельно взятом регионе России.

До сих пор в России не было проведено ни одного глубокого научного исследования по сути вопроса — влиянию ношения платка учащимися на образовательный процесс и успеваемость таких учениц. Не изучены ни психологический, ни воспитательный, ни физиологический аспекты проблемы. Между тем реальность такова, что в десятках российских регионов на протяжении более двадцати лет девочки и девушки носят платки в учебных заведениях, причем никаких негативных последствий, будь то трения и противоречия в школьном коллективе, снижение успеваемости, ухудшение дисциплины, негативное влияние на здоровье и т. п. зафиксировано нигде не было.

В большинстве регионов еще на этапе обсуждения нового федерального закона «Об образовании» было объявлено, что региональные власти не намерены провоцировать конфликты на почве внешнего вида верующих учащихся, если он обусловлен национальными и религиозными традициями.

Новый федеральный закон, вступивший в силу 1 сентября 2013 года, относит регулирование внешнего вида учащихся к компетенции субъектов федерации. После его вступления в действие, в течение теперь уже почти двух учебных годов (2013/2014 и 2014/2015) практически нигде по всей территории России не было зафиксировано сколь либо серьезных запретительных шагов по отношению к платку. Но в Мордовии положения нового ФЗ были трактованы как возможность запрета одежды, соответствующей религиозным традициям и установлениям. В 2013/2014 учебном году имели место пусть и очень болезненные, но все же частные случаи ущемления прав учениц-мусульманок. К следующему учебному году вся система образования республики подготовилась к «борьбе с платками» гораздо серьезнее. 12 мая 2014 года правительством Мордовии принято постановление «Об утверждении Основных требований к школьной одежде и внешнему виду обучающихся в государственных общеобразовательных организациях Республики Мордовия и муниципальных общеобразовательных организациях Республики Мордовия», запрещающее находиться ученицам в общеобразовательных учреждениях в головных уборах. Начиная с сентября 2014 года психологическое давление, публичное унижение учениц, угрозы в адрес их родителей приобретают системный и массовый характер.

На официальном уровне заявляется желание региональных властей исключить разделение детей в школах по социальному, национальному, религиозному признаку. На деле получается, что постановление, вместо наведения порядка, взбаламутило всю систему школьного образования в республике: оно поставило в унизительное положение учениц-мусульманок и их родителей, посеяло напряженность среди школьников, разделило их по религиозному признаку, стало источником постоянного стресса для школьных коллективов.

Настолько же лишены смысла и отсылки к потенциальным угрозам, исходящим от девочек в платках, когда в соседних с Мордовией регионах — Чувашии, Пензенской, Ульяновской, Самарской областях, Татарстане разрешение на ношение традиционного платка не вызывает никаких проблем и угроз.

Реакция российского общества

В защите прав своих детей родители учениц использовали все возможные внесудебные механизмы урегулирования конфликта: письменные обращения и личные встречи с чиновниками разного уровня, вплоть до главы республики, сбор подписей в защиту девочек-мусульманок. Отчаявшись быть услышанными, родители обратились в Верховный суд республики. Последний встал на сторону республиканского правительства, после чего родители опротестовали решение суда в Верховном суде РФ. Судебное заседание было назначено на 11 февраля 2015 года.

Возможно, оно прошло бы также незаметно для российской общественности и информационного пространства, как на протяжении полутора лет до того оставались незамеченными слезы мордовских учениц-мусульманок. Но за несколько дней до заседания к президенту России по этой же проблеме обратился муфтий Равиль Гайнутдин. В обращении он делает акцент на том, что тяга к целомудренности и религиозным ценностям свидетельствует об искомом возрождении нравственных традиций народов России, что следует всецело поощрять, но никак не подавлять.

Этот документ вызвал бурную, порой совершенно неожиданную реакцию в российском обществе. Во-первых, оно вызвало широчайший позитивный отклик в среде мусульманской общественности, мусульманского духовенства и многочисленных верующих мусульман. Во-вторых, представители духовенства крупнейших религиозных конфессий единогласно поддержали право мусульманок на платок.

Либеральная часть общественности, тремя неделями ранее защищавшая демократические права и свободы парижских карикатуристов, в случае с конституционными правами верующих высказалась гораздо более прохладно. Недоверием к соблюдающим мусульманкам и боязнью к девушкам в платках можно описать и реакцию большей части российского общества, на что указывают результаты онлайн голосований в ряде электронных СМИ. В формировании общественного мнения немалую роль играют и негативные коннотации, связанные со словом «хиджаб».

Как ни печально это признавать, но значительная часть россиян считает, что в российских школах не следует разрешать ношение платка. При этом обыватель не отдает себе отчета в том, что Конституция РФ и правоприменительная практика в подавляющем большинстве регионов России уже разрешает ношение платка. Исключение составляют единицы регионов. Очевидно, что многолетняя телевизионная «промывка мозгов» дает о себе знать: многие россияне, пусть и ежедневно сталкиваясь с добропорядочными мусульманами на лестничной площадке, в магазине, на работе или по месту учебы, продолжают ассоциировать сам ислам с чем-то чужеродным и опасным, при этом не утруждаясь просто логически поразмыслить. Ведь вопрос платков в Мордовии дошел до уровня Верховного суда РФ потому, что в других регионах этой проблемы просто не существует: платок (если речь идет о национальных республиках) является настолько общепринятым явлением, что воспринимается как должное, либо, напротив, является редким исключением, никак не влияющим на общую картину.

Не считая единичных конфликтных случаев, «проблемы хиджаба» в России не существует. И только некомпетентность мордовских чиновников от образования вывела данный вопрос на федеральный уровень.

Смысловой подтекст

Подходы лиц, имеющих непосредственное отношение к управлению страной на разных уровнях, имеют два измерения: с одной стороны, прагматичный взгляд (нежелание создавать проблему на ровном месте) и нейтральное отношение к платку на практике, с другой — патриотическая риторика, защищающая все исконно российское и традиционное от чужеродного, в том числе «арабского хиджаба».

У мусульманского сообщества России пока не хватает медийных мощностей для того, чтобы объяснить всему российскому обществу: как не меняется суть явления от того, назови ты его по-русски «насморк» или на латыни «ринит», так и не меняется смысл предмета одежды, будь он назван «хиджаб» или «платок».

Безусловно, внешний вид мусульманки не может быть идеологически стерильным, он несет в себе некую информацию, точно так же как внешний вид любого человека. В случае со школьной формой, это деловой стиль, означающий сконцентрированность на главной цели пребывания в стенах школы — обучении. Платок на голове ученицы несет посыл о ее скромности и традиционном воспитании, причем мусульмане настаивают (и представители авраамических религий их в этом поддерживают), что платок не есть специфический религиозный атрибут, поскольку его ношение закреплено в традициях сразу нескольких конфессий в России.

11 февраля Верховный суд Российской Федерации решил, что правительство Мордовии было право, запрещая ношение головных уборов в школах республики. Истцы сообщили о своем намерении опротестовать данное решение в Президиуме Верховного суда РФ. Таким образом, у этой истории будет продолжение.

Диляра Ахметова

 



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.