Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам № 159 /Январь 2015/Рашид-хазрат Акказиев: Аллах удостоил меня чести преподавать жизнеописание пророка Мухаммада (мир ему)
28.02.2015
Иллюстрация

— Уважаемый Рашид-хазрат, Вы уже много лет являетесь преподавателем жизнеописания пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего, в Московском исламском институте, расскажите, пожалуйста, о Вашем опыте преподавания этой дисциплины.

— Всевышний Аллах действительно удостоил меня чести заниматься преподаванием столь важной дисциплины как жизнеописание лучшего из людей — Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего, в Московском исламском институте. Несомненно, преподавание этого предмета возлагает на человека большую ответственность: необходимо максимально соответствовать тем высоким моральным качествам, о которых приходится говорить, повествуя о Посланнике Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, что, к сожалению, дается весьма нелегко. Уверен, что не столько складная и увлекательная речь о Пророке, сколько приближенность к нему по своему образу жизни и нравам играет ключевую роль в донесении до умов и сердец истины Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего. И в какой мере мы близки к Пророку, мир ему и благословение Всевышнего, в своих привычках, чувствах, восприятии мира, в такой же и сможем раскрыть его уникальную личность для своих слушателей.

— Жизнь пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего, является примером для каждого мусульманина, поэтому Ваш предмет по праву является одной из основополагающих дисциплин всего исламского образования. Скажите, пожалуйста, что, на Ваш взгляд, является принципиально важным при изучении этой дисциплины в современных российских реалиях? Поделитесь с нашими читателями своими методическими наработками.

— Правильно подмечено, что данный предмет является одной из основных дисциплин исламского образования, поскольку именно знание повседневной жизни Пророка, мир ему и благословение Всевышнего, его взаимоотношений с людьми, с окружающим миром помогает человеку правильно идти по жизни, представлять идеал человеческого совершенства, визуализируя его в своем воображении на основе изученных действий, реальных ситуаций из жизни Посланника Аллаха.

Что касается изучения и преподавания предмета в российских реалиях, принципиально важным является не ограничиваться сухой хронологией и историческим повествованием, а обогащать преподавание аналитикой, раскрывая суть происходивших событий, не зацикливаясь на деталях и исторических особенностях, обращать внимание студентов не столько на отдельные конкретные действия Пророка и его сподвижников, а на глубинные нравственные причины, стоявшие за ними. Крайне важно как можно чаще проводить аналогии между историческими ситуациями и современными, проецировать исторические аспекты на сегодняшний мир. Нельзя преподавать жизнеописание Пророка, мир ему и благословение Всевышнего, оторвано от нашей эпохи, ведь в нем содержится масса важнейших уроков, применимых во все времена.

Что касается методических наработок, их у меня не так много. Возможно, лучше было бы преподносить материал студентам через «действующих лиц», как в пьесах. У студентов очень плохая запоминаемость имен исторических личностей. Поэтому лучше, раскрывая то или иное событие, начинать его с ознакомления с главными действующими лицами, фигурирующими в материале, дать краткую биографическую справку о них, переходя от личностей к их историческим ролям, сыгранным ими в том или ином важном событии. Необходимо дополнять устное повествование аудио- и видеоматериалами, связанными с темой, историческими картами, визуализацией на доске.

— Вы являетесь выпускником всемирно известного университета «Аль-Азхар», расскажите, пожалуйста, о том, как жизнеописание Пророка, мир ему и благословение Всевышнего, преподается в этом старейшем исламском вузе?

— Университет «Аль-Азхар» является крупнейшим исламским вузом в мусульманском мире, это в своем роде кузница кадров религиозных наук.

Большое количество специалистов и знатоков разных направлений мусульманского богословия приводит к разнообразию акцентов, расставляемых преподавателями в своих дисциплинах, но, к сожалению, не так сильно отражается на многообразии методик и форматов. В целом, преподавание жизнеописания Пророка, мир ему и благословение Всевышнего, в «Аль-Азхаре» ведется классическим способом в форме лекций, издания книг и учебников для студентов, дополняющих лекции преподавателей.

— А как, по Вашему мнению, необходимо преподавать эту дисциплину в учебных заведениях России? Насколько программы зарубежных исламских вузов по ней подходят нам?

— Как уже говорилось выше, преподавание этой дисциплины в учебных заведениях России должно быть больше направлено на аналитику исторических событий, раскрытие их сути и при необходимости — детальное разъяснение мотивов тех или иных действий, предпринимавшихся Пророком, мир ему и благословение Всевышнего, и его сподвижниками. Программы зарубежных исламских вузов не могут вполне соответствовать российским вузам из-за ряда причин: разницы в уровне религиозного сознания и менталитета российских мусульман и зарубежных, многоконфессиональность российского общества, требующая соблюдения прав и религиозных чувств последователей разных конфессий, географическая отдаленность российских мусульман от эпицентра развития мусульманской цивилизации и др. Программы зарубежных мусульманских вузов должны проходить адаптацию к особенностям российского общества, прежде чем будут применяться в наших вузах.

— Какую литературу Вы бы порекомендовали нашим читателям по жизнеописанию пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего? Готовятся ли какие-то переводные или оригинальные работы в этой области в МИИ?

— До сих пор мне довелось близко ознакомиться только с тремя трудами на русском языке по жизнеописанию Пророка, мир ему и благословение Всевышнего. Это перевод Сиры Ибн Хишама, Жизнеописание Пророка Мухаммада Сафиурахмана аль-Мубаракфури и работа издательства «Сад». Все эти работы, на мой взгляд, имеют ряд минусов как в стилистике и грамотности, так и в адаптированности для нашего читателя. Однако надо отдать должное авторам этих переводов за то, что долгое время эти труды служили основным учебным пособием как для преподавателей, так и для студентов. Сейчас появились новые труды по данной дисциплине на русском языке, однако они не изучены мной, и рекомендовать их я не могу. Можно добавить, что также не так давно вышла книга Тауфика Ибрагима, посвященная жизнеописанию пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего, наиболее полезной частью которой я считаю многочисленные цветные приложения в виде фотоиллюстраций исторических мест, географических карт и панорам.

— И последний вопрос. Рашид-хазрат, в последние годы происходят достаточно мощные информационные кампании по дискредитации ислама и личности пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего, в том числе и нашумевший карикатурный скандал. Скажите, пожалуйста, как, на Ваш взгляд, нам, мусульманам, необходимо реагировать на подобные провокации и как донести до других людей достоверную информацию о жизни и личности заключительного Божьего Посланника, мир ему и благословение Всевышнего? — Несомненно, во все времена у ислама и мусульман были как друзья и доброжелатели, так и недруги. В последнее время с развитием технологий масс-медиа деструктивные силы удвоили и утроили свою активность в проведении исламофобской пропаганды. Позорные кампании, подобные карикатурным скандалам и публичному сожжению страниц Корана, являются попыткой спровоцировать мусульман на противоправные и агрессивные действия с помощью оскорбления их религиозных чувств.

Сегодня самым лучшим ответом на подобное невежество и попытки бросить тень на ислам и на личность Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего, была бы ответная масштабная информационная кампания мусульман, которая бы состояла из выпуска новых фильмов о жизни Пророка, мир ему и благословение Всевышнего, энциклопедий по Исламу и личностям Ислама, открытия новых телевизионных каналов или программ, посвященных Исламу, проведение фестивалей, конкурсов и концертов, посвященных прославлению и восхвалению Последнего из пророков, мир ему и благословение Всевышнего. Все это возможно как в масштабах всего мира, так и в рамках российского общества. Если бы каждый выпад в адрес благословенного Пророка, мир ему и благословение Всевышнего, выливался бы в подобную мощную ответную кампанию, демонстрирующую любовь и преданность мусульман своему Пророку и освещающую его личность во всех средствах масс-медиа, деструктивные силы в конце концов сами бы отказались от подобных попыток, всякий раз приводивших бы к совершенно обратным их ожиданиям последствиям.

— Благодарю Вас за интересную беседу и желаю Вам успехов в Вашей работе.

Беседовал И. ЗАРИПОВ



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.