40. Мухаммад не является отцом кого-либо из ваших мужей, (но) является Посланником Аллаха и печатью пророков. Аллах знает обо всякой вещи.
Когда на документ поставлена печать, он считается вступившим в действие и невозможно сделать к нему никаких дополнений. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, был последним в череде пророков. Учение Аллаха существует и всегда будет существовать, но не будет более пророков после Мухаммада. В следующие века будет потребность в мыслителях и реформаторах, но не в пророках. Этот вопрос не подлежит обсуждению, это решение, преисполненное знания и мудрости: «ибо Аллах знает о каждой вещи».
41. О те, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно
42. и славьте Его утром и перед закатом.
43. Он — Тот, Кто благословляет вас, и Его ангелы также благословляют вас, чтобы вывести вас из мрака к свету. Он милосерден к верующим.
«Благословлять»: Аллах желает добра всем Своим творениям, и Его ангелы осуществляют эту работу, ибо их воля является Его волей. Его главное и нескончаемое благословение в том, что он дает нам знания о духовном мире и помогает нам достичь его.
Его милости для всех Его созданий. Но тем, кто уверовал и доверился Ему, уготована особая милость, «благородная награда».
44. В тот день, когда они встретят Его, их приветствием будет слово: «Мир!» Он уготовил для них щедрую награду.
45. О Пророк! Мы отправили тебя свидетелем, добрым вестником и предостерегающим увещевателем,
46. призывающим к (милости) Аллаха с Его дозволения, и освещающим светочем.
Пророк был послан Аллахом для исполнений пяти заданий. Три из них упомянуты в этом аяте, а два остальных — в следующем.
1. Для всех людей он стал свидетелем о духовных истинах, которые к тому времени отошли в тень из-за незнания или предрассудков или же покрылись пылью сектантских споров. Он пришел не для того, чтобы установить новую религию или создать новую секту, — но чтобы научить людей религии. Он также должен был свидетельствовать Богу о поступках людей и о том, как они воспримут Послание Божье.
2. Он сообщил благую весть о милости Аллаха. Не имеет значения, сколь далеко люди могли зайти в своем невежестве; у них есть надежда, если они уверуют, покаются и будут вести праведную жизнь.
3. Он также пришел как увещеватель к тем, кто был неразумен. Эта жизнь не будет вечной, есть последующая жизнь, и именно она имеет первостепенное значение
4. Он пришел для того, чтобы призвать всех людей к покаянию и прощению грехов. Но он это сделал не по собственной инициативе, а с дозволения, данного ему Аллахом. Это говорится для того, чтобы люди не стали обожествлять Пророка подобно тому, как это было с некоторыми пророками до него. Личная ответственность каждого человека сохраняется, но Посланник Аллаха может вывести их на прямой путь и помочь им.
5. Пророк также пришел как свет, или светильник (сирадж), чтобы осветить весь мир. В 71:16 и др. аятах то же самое слово сирадж используется для обозначения солнца. Это сравнение уместно. Когда появляется солнце, другие, слабые источники света бледнеют перед его светом, и Послание Ислама, т. е. всеобщей религии, должно было распространять свой свет повсеместно.
47. Сообщи же верующим благую весть о том, что для них у Аллаха есть великая милость.
Свет Ислама — это величайшая из возможных щедростей, и люди, верно понимающие это, должны гордиться этим.
Перевод смыслов и комментарий Корана
Абдулла Юсуф Али Священный Коран:
перевод на русский язык с комментариями
Абдуллы Юсуфа Али / Москва: ИД «Медина», 2015