Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам № 157–158 /Ноябрь—Декабрь 2014/ Бауржан Оторбаев: Мусульмане сегодня имеют особый шанс продемонстрировать, что разные люди могут жить в мире, не испытывая страха за свою религиозную принадлежность и убеждения
17.02.2015
Иллюстрация

Директор медресе имени Абу Бакра ас-Сыддыка (г. Павлодар, Казахстан) Бауыржан Оторбаев рассказал нашему корреспонденту о том, кто приходит за знаниями в медресе и какие проблемы на сегодняшний день в исламском образовании существуют.

— Уважаемый Бауыржан хаджи, расскажите, как производится набор студентов в медресе? Кто сегодня приходит за знаниями? Какие требования к студентам, которые хотят изучать религию Ислам в Казахстане?

— Наше медресе в Павлодаре решает задачу подготовки будущих имамов и наиб-имамов. Причем, мы ориентируемся на то, что наши выпускники — сами выходцы из сельской местности и будут работать в сельской местности, в сельских мечетях.

Раньше имамами в сельских мечетях назначались люди без предъявления требований к уровню образования, глубине знаний религии. Умеет человек читать азан, знает, как выполняются обязательные ритуалы, может прочесть самые известные аяты — и этого было достаточно. Сегодня такой уровень не может считаться удовлетворительным.

Мы принимаем в число студентов выходцев из сельской местности, которые знают своих односельчан и готовы вернуться в свои местные мечети. Но не менее важно, чтоб те, кто приходит в медресе, были готовы усердно и много заниматься и в период обучения и продолжили учебу, став имамом.

В Павлодарском медресе мы обучаем в основном молодых людей. Есть медресе, которые берут более старших по возрасту студентов.

Нужно иметь в виду, что в разных частях Казахстана соблюдаются свои, особенные традиции. Например, в северных областях не вызовет смущения, что имам молод. Главное, чтоб у него были хорошие знания, чтоб он сам имел крепкий иман и вел достойный образ жизни. А вот в южных областях имамом предпочтут взрослого или пожилого человека, известного, с жизненным опытом.

— Сколько лет длится обучение? Какие предметы даются обязательно?

— Программа подготовки имамов и наиб имамов рассчитана на три года. Обязательно изучение арабского языка, чтение Корана, акида, фикх, хадисоведение, другие исламские науки.

Кроме того, при медресе организуются курсы, на которых открытое посещение для тех, кто просто хочет получить или расширить исламские знания.

Кроме теоретического курса наши студенты посещают мечети и там сами проводят занятия или читают хутбы по предварительной договоренности с руководством мечетей. Полезная и эффективная практика.

— Как Вы считаете, на постсоветском пространстве сохраняются особые ресурсы для сотрудничества мусульман и мусульманских организаций? Или время и границы делают свое разъединяющее дело?

— Заметьте, в данном разговоре мы общаемся друг с другом, не испытывая никакого напряжения. Благодаря тому, что есть общий русский язык, благодаря пониманию, что мы представляем дружеские народы и, главное, понимая общие задачи уммы. То есть мощные ресурсы остаются в нашем багаже, их можно и нужно практически использовать.

Второй важный момент — возможность использовать общие интеллектуальные ресурсы. А это в образовательном процессе очень важно. В частности, я уже упоминал, что мы приобретаем учебники, переводы исламских авторов, выполненные российскими исламскими учеными, и таким образом не нужно выполнять двойную работу. Важно, что постоянно происходит общение наших ученых на различных исламских мероприятиях, конференциях, форумах.

Третье жизненное обстоятельство — Казахстан и Россия по-прежнему связаны тысячами родственных, семейных связей. Многие граждане Казахстана учатся или работают в Российской Федерации. А мусульманин везде должен оставаться мусульманином, посещать мечеть, поддерживать связь с единоверцами в любом месте, где приходится жить и работать.

Насколько знаю, Духовное управления мусульман Российской Федерации и Духовное управление мусульман Казахстана поддерживают также постоянные деловые контакты.

Беседовала Людмила МИШИНА



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.