Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам № 157–158 /Ноябрь—Декабрь 2014/ Ильдар-хазрат Мухамедшин: Мы в Эстонии можем свободно исповедовать нашу религию
17.02.2015
Иллюстрация

Интервью с муфтием Эстонии Ильдаром-хазратом Мухамедшиным, который принимал участие в Х Международном мусульманском форуме «Миссия религии и ответственность ее последователей перед вызовами современности» о ситуации с мусульманами в Эстонии и впечатлениях от форума.

— Уважаемый Ильдар-хазрат! Я рада Вас приветствовать на 10-м международном мусульманском форуме в Москве, но хотела бы начать разговор с выставки, которая недавно прошла в Национальной библиотеке Эстонии. Она называлась «Эстонско-исламская община и ее наследие». История общины, которую Вы сейчас возглавляете, насчитывает более ста лет. Оценивая минувшее столетие, что Вы можете сказать?

— Во имя Аллаха, милостивого, милосердного! Слава Аллаху, Господу миров! Мир и благоденствие Пророку, его семье и его сподвижникам! Я очень рад и удивлен тем, что вы знаете о том маленьком событии, которое произошло в нашей стране. Мне это очень приятно, я тронут. Что же касается выставки, то, действительно, нашей целью было познакомить эстонцев с тем, что мусульманские народы живут в Эстонии и живут давно. Основное мусульманское население страны — это, конечно, татары, они живут в Эстонии примерно с середины 19-го века. Именно в то время началась оседлое проживание татар на эстонской земле. Причем в основном это были татары из Нижегородской губернии. В истории Эстонии есть две волны прихода мусульман. Первая — это те, кто приехал во времена Российской империи, они обосновались в Эстонии и жили там до революции. Когда произошла Февральская, а затем Октябрьская революция и гражданская война, Эстония стала независимой страной. Тогда часть татар вернулась в Россию, а часть осталась в Эстонии. К этому периоду относится и создание мусульманской общины. Она была образована в 1928-м году, ее учредили купцы-татары. Один из известнейших купцов-татар — Сибгатулла Махди. Община сначала находилась в городе Нарва, потому что до войны татары в основном жили там. Потом уже была открыта община в Таллине. Эта община с 1928-го до 1940-го года вела свою деятельность. Конечно, она была небольшая. Как говорили старые люди, которых я еще застал в живых, их деятельность была такой же, что и мусульманской общины Финляндии. Многие представители этих общин были родственниками, друзьями, приезжали в гости друг к другу. Общины этих двух стран — из одних и тех же мест, одних и тех же деревень. Эстонская община была дружной, базировалась на самофинансировании, на чувстве ответственности ее членов. После того, как в 1940-м году Эстония была присоединена к Советскому Союзу, а затем началась Вторая мировая война, официально деятельность общины прекратилась. Но, конечно, это не означало, что мусульмане перестали верить во Всевышнего. Война стала, как и для всех людей, временем испытаний. В чем это выразилось для общины? В Нарве было взорвано здание мечети. Тогда почти весь город был уничтожен...

— Форум, участником которого Вы стали, называется «Миссия религии и о ее последователей перед вызовами современности». Наверно, эти вызовы общие для всех мусульман. Но если учесть, что Эстония — страна европейская, то какие проблемы наиболее актуальны для вашей общины? Проблема общеевропейская — закрытие храмов, наступление секуляризма, это относится и к Эстонии?

— Да, если вспомнить историю, то Эстония была частью западного мира, ее культура основана на немецкой и скандинавской традициях, но не стоит забывать, что долгое время она входила в состав Российской империи. Это отразилось и на мусульманской общине. С одной стороны, мы, как и общины Латвии, Литвы, уже на Западе, но у нас сильны связи с Россией. Мы чувствуем нашу общую историю с мусульманами бывшего СССР. Доходит до смешного: когда налаживаешь связи с арабским, с исламским миром, нам говорят порой — мы занимаемся мусульманами Запада, а вы относитесь в бывшему Советскому Союзу. Обращаешься к другим, а они в ответ: Эстония — это западная страна, а мы занимаемся мусульманами бывшего СССР. Получается, что мы ни туда, ни сюда. Также и литовские мусульмане, и мусульмане Латвии. Мы с ними в одинаковой ситуации. У нас много общего. Один и тот же менталитет. Такой же, как и у мусульман бывшего Советского Союза. Мы помним то время, когда люди были лишены возможности свободно исповедовать свою религию, когда они испытывали духовный голод, а потом, по милости Аллаха, началось духовное возрождение. Но когда я бываю в западноевропейских странах, то вижу, к сожалению, что некоторые мусульмане отходят от религии. Удивляешься: у них вроде коммунистического времени не было, им никто никогда не запрещал исповедовать ислам, но они о религии забывают. Как же так? Может быть, погоня за материальными ценностями незаметно отдаляет людей от духовности? Беда секуляризма — это общая беда. Это чувствуют и православные, и лютеранские, и протестантские священники. Люди перестают думать о Боге. А мы знаем, если человек не является богобоязненным, от него можно ожидать чего угодно! Говорят, что религия должна быть отделена от государства, но мы знаем: если люди бояться Бога, значит, они бояться сделать что-то плохое. Если люди будут богобоязненными, то и в социальной сфере многие проблемы будут решаться. Неуважение к старикам, отсутствие заботы о пожилых людях, жестокость, невнимательность к воспитанию детей — корни всех этих болезней в отсутствие религиозности! Это очень большая проблема, и решится она, когда люди начнут возвращаться к религии.

— Тема одной из панельных дискуссий форума — взаимодействие государства и религиозных организаций. Как в Эстонии решается этот вопрос?

— В Эстонии государство, конечно же, не помогает мусульманской общине, как и другим общинам, потому что у нас религия полностью отделена от государства. Пусть не помогает, самое главное, чтобы нам не мешали.

— Ну и как — не мешает?

— Слава Аллаху, мы в Эстонии можем свободно исповедовать нашу религию, к нам относятся с уважением, и это уважение во многом основывается на предыдущем опыте проживания мусульман в этой стране. И в Эстонии, и в Литве, и в Финляндии о мусульманах судят именно по татарам, по тем людям, которые давно уже живут на этих землях. Никогда в истории Эстонии не было с мусульманами никаких конфликтов, и даже в наше время, когда кто-то, СМИ, например, пытается разжечь конфликт, они не могут привести ни одного примера.

— А с мигрантами трудности есть?

— Эстония — одна из тех стран Евросоюза, которая проводит жесткую миграционную политику. Многие просят, чтобы расширили миграционную квоту. Мы же знаем, что в Эстонии — низкая рождаемость, к тому же с 2004-го года, когда Эстония вошла в Евросоюз, очень много молодежи покидает страну. Экономический уровень развития соседних с Эстонией государств — скандинавских, Германии — намного выше, и молодежь уезжает туда. Население страны сокращается, стареет, а миграционная квота — очень низкая, кажется, 900 человек в год. Мы, конечно, всем мусульманам рады. Но некоторые мигранты рассматривают Эстонию как трамплин для переезда в другую европейскую страну. Многие мусульмане, живущие в бедных странах, смотрят на Европу как на «джанна гарбийя», т. е. «западный рай». Они думают, что и в Эстонии, которая является членом Евросоюза, прямо манна небесная на тебя сыплется. Но они приезжают к нам, не могут устроиться на работу, потому что не владеют языком. А эстонский надо знать! Поэтому мы предлагаем властям Эстонии: если вы хотите реализовать программы интеграции, почему бы это ни делать это через исламский центр? У нас есть классы, дайте учителя — и все.

— В программе форума — молодежная конференция. Ее участниками стали выпускники российских и зарубежных исламских вузов. Вы сами в свое время закончили два учебных заведения за рубежом. Оценивая свой опыт, чтобы Вы посоветовали бы молодежи нынешней?

— Когда я приехал в Сирию, я начал изучать буквы арабского алфавита и «Фатиху», потому что, к сожалению, у нас в Эстонии не было возможности изучать это. Тогда было совсем другое время. Но уже тогда я видел, что из России приезжали люди, которые сознательно выбрали свой путь. Не было людей случайных, как в 90-е годы. Я считаю, что самое лучшее, когда люди получают азы знаний у себя на Родине, а потом уже они едут в исламскую страну, чтобы совершенствовать свои знания. От этого будет больше пользы. Польза и в том, что такой молодой человек уже знает реалии своего региона, потребности своей общины. Еще на Родине он приобретает первый опыт общения с живыми людьми. Я помню, преподаватели нам говорили: мы вам даем только ключи от знаний, а дальше вы сами должны учиться. За границей дают теорию, но такой сегмент, как практика общения, отсутствует. Я помню по себе: когда возвращался на каникулы домой в Эстонию, начинал давать уроки — детям, взрослым. Все практические вещи я постигал сам. В идеале, я думаю, община должна посылать человека, получившего образование дома, для совершенствования своих знаний за рубеж. Это налагает особую ответственность на человека. Он понимает, что община его ждет, что он выучится и приедет. Вспомним дореволюционный опыт у татар: у имамов была очень крепкая связь с общиной. Община всегда поддерживала имама, в том числе и материально, и чувствовала ответственность перед ним, и имам осознавал свою ответственность перед общиной. И нынешний студент должен осознавать это. Практический опыт для него очень важен: он должен уметь разговаривать и с пожилым человеком, и с женщиной. Ни одна теория этого не даст. Только живое общение с мусульманами. Конечно, очень радует то, что прошло всего 20 лет, а как изменилась в России ситуация с религиозным образованием, и образовательный уровень молодых мусульман.

Беседовала Ольга СЕМИНА



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.