Интервью с муфтием Эстонии Ильдаром-хазратом Мухамедшиным, который принимал участие в Х Международном мусульманском форуме «Миссия религии и ответственность ее последователей перед вызовами современности» о ситуации с мусульманами в Эстонии и впечатлениях от форума.
— Уважаемый Ильдар-хазрат! Я рада Вас приветствовать на
— Во имя Аллаха, милостивого, милосердного! Слава Аллаху, Господу миров! Мир и благоденствие Пророку, его семье и его сподвижникам! Я очень рад и удивлен тем, что вы знаете о том маленьком событии, которое произошло в нашей стране. Мне это очень приятно, я тронут. Что же касается выставки, то, действительно, нашей целью было познакомить эстонцев с тем, что мусульманские народы живут в Эстонии и живут давно. Основное мусульманское население страны — это, конечно, татары, они живут в Эстонии примерно с середины
— Форум, участником которого Вы стали, называется «Миссия религии и о ее последователей перед вызовами современности». Наверно, эти вызовы общие для всех мусульман. Но если учесть, что Эстония — страна европейская, то какие проблемы наиболее актуальны для вашей общины? Проблема общеевропейская — закрытие храмов, наступление секуляризма, это относится и к Эстонии?
— Да, если вспомнить историю, то Эстония была частью западного мира, ее культура основана на немецкой и скандинавской традициях, но не стоит забывать, что долгое время она входила в состав Российской империи. Это отразилось и на мусульманской общине. С одной стороны, мы, как и общины Латвии, Литвы, уже на Западе, но у нас сильны связи с Россией. Мы чувствуем нашу общую историю с мусульманами бывшего СССР. Доходит до смешного: когда налаживаешь связи с арабским, с исламским миром, нам говорят порой — мы занимаемся мусульманами Запада, а вы относитесь в бывшему Советскому Союзу. Обращаешься к другим, а они в ответ: Эстония — это западная страна, а мы занимаемся мусульманами бывшего СССР. Получается, что мы ни туда, ни сюда. Также и литовские мусульмане, и мусульмане Латвии. Мы с ними в одинаковой ситуации. У нас много общего. Один и тот же менталитет. Такой же, как и у мусульман бывшего Советского Союза. Мы помним то время, когда люди были лишены возможности свободно исповедовать свою религию, когда они испытывали духовный голод, а потом, по милости Аллаха, началось духовное возрождение. Но когда я бываю в западноевропейских странах, то вижу, к сожалению, что некоторые мусульмане отходят от религии. Удивляешься: у них вроде коммунистического времени не было, им никто никогда не запрещал исповедовать ислам, но они о религии забывают. Как же так? Может быть, погоня за материальными ценностями незаметно отдаляет людей от духовности? Беда секуляризма — это общая беда. Это чувствуют и православные, и лютеранские, и протестантские священники. Люди перестают думать о Боге. А мы знаем, если человек не является богобоязненным, от него можно ожидать чего угодно! Говорят, что религия должна быть отделена от государства, но мы знаем: если люди бояться Бога, значит, они бояться сделать что-то плохое. Если люди будут богобоязненными, то и в социальной сфере многие проблемы будут решаться. Неуважение к старикам, отсутствие заботы о пожилых людях, жестокость, невнимательность к воспитанию детей — корни всех этих болезней в отсутствие религиозности! Это очень большая проблема, и решится она, когда люди начнут возвращаться к религии.
— Тема одной из панельных дискуссий форума — взаимодействие государства и религиозных организаций. Как в Эстонии решается этот вопрос?
— В Эстонии государство, конечно же, не помогает мусульманской общине, как и другим общинам, потому что у нас религия полностью отделена от государства. Пусть не помогает, самое главное, чтобы нам не мешали.
— Ну и как — не мешает?
— Слава Аллаху, мы в Эстонии можем свободно исповедовать нашу религию, к нам относятся с уважением, и это уважение во многом основывается на предыдущем опыте проживания мусульман в этой стране. И в Эстонии, и в Литве, и в Финляндии о мусульманах судят именно по татарам, по тем людям, которые давно уже живут на этих землях. Никогда в истории Эстонии не было с мусульманами никаких конфликтов, и даже в наше время, когда кто-то, СМИ, например, пытается разжечь конфликт, они не могут привести ни одного примера.
— А с мигрантами трудности есть?
— Эстония — одна из тех стран Евросоюза, которая проводит жесткую миграционную политику. Многие просят, чтобы расширили миграционную квоту. Мы же знаем, что в Эстонии — низкая рождаемость, к тому же с
— В программе форума — молодежная конференция. Ее участниками стали выпускники российских и зарубежных исламских вузов. Вы сами в свое время закончили два учебных заведения за рубежом. Оценивая свой опыт, чтобы Вы посоветовали бы молодежи нынешней?
— Когда я приехал в Сирию, я начал изучать буквы арабского алфавита и «Фатиху», потому что, к сожалению, у нас в Эстонии не было возможности изучать это. Тогда было совсем другое время. Но уже тогда я видел, что из России приезжали люди, которые сознательно выбрали свой путь. Не было людей случайных, как в
Беседовала Ольга СЕМИНА