Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам № 157–158 /Ноябрь—Декабрь 2014/ Ромас Якубаускас: Сегодня имаму очень важно интегрироваться в обществе
17.02.2015
Иллюстрация

Ромас Якубаускас — муфтий Литвы, уроженец Каунаса. Как он рассказывает, по роду отца и по роду матери среди предков были имамы. Так что его выбор пути религиозного деятеля — явно не случайность. О том, как живут мусульмане в странах Балтии, с какими проблемами сталкиваются и как их решают, в российских мусульманских СМИ мало публикаций. Почти десять лет назад был создан документальный фильм «Я потомок мурз татарских...», который в 2005 г. на Первом мусульманском кинофестивале в Казани награждён главным призом за лучший сценарий в категории документального кино. В Тракайском историческом музее есть экспозиция, посвящённая истории литовских татар. Особо любопытные найдут информацию о любопытной книге «Литовские татары в истории и культуре». Я воспользовалась возможностью расспросить муфтия самой большой балтийской страны во время нашей встречи на Х Международном мусульманском форуме в Москве.

— Ромас, к сожалению, новые границы после распада Советского Союза делают свое дело. У нас теперь нет возможности приехать в любую балтийскию столицу на выходные. Но мы по-прежнему поддерживаем связи с родственниками, друзьями, коллегами в этих странах. С другой стороны, членство в Евросоюзе ведет к обновлению многих параметров внутренней жизни стран, с этим тоже надо считаться. Так как живут мусульмане в современной Литве?

— Поскольку моя семья давно живет в Литве, я могу судить об изменениях в литовском обществе, отношении к мусульманам. Всегда считалось, что в основном татары — носители ислама в Литве. Для этого есть объективные основания. Носители ислама-татары приглашались литовскими князьями для защиты от крестоносцев...

В обыденном представлении раньше мусульмане выделялись разве несколько необычными именами и раскосым разрезом глаз. После распада Советского Союза в обществе происходят постоянные изменения. На их фоне мы постоянно чувствуем, что литовской мусульманкой общине не хватает активности, обязательно нужно укреплять нашу собственную религиозность. У нас стало больше свобод и больше ответственности.

— Литовская умма — не только татары?

— Конечно, ислам принимают люди разных национальностей. И есть определенная надежда, что активность уммы будет возрастать благодаря новым братья и сестрам.

В мечетях у нас можно увидеть на пятничном намазе больше недавно приехавших людей, чем местных. Это свидетельство нынешнего времени. Переселенцы хотят интегрироваться и им важно быть рядом с единоверцами. Понятно, что люди учатся жить в другой культуре, другом языковом окружении и это не просто.

Есть еще одно явление, характерное для вновь обращенных, которые хотят проявлять себя более активно. Они устанавливают дружеские связи с мусульманами в других странах, общаются с верующими Германии, Франции, других стран, и таких мы мало видим в наших мечетях.

— Какие реальные возможности у мусульман Литвы для общего поклонения, проведения джума-намазов, религиозного образования?

— После советского периода на всю республику осталось четыре мечети. Их было значительно больше в начале прошлого века.

В Вильнюсе центральная мечеть была разрушена уже в 1968 году. К сожалению, она не восстановлена.

У нас есть в столице исламский культурный центр, там достаточно помещений, все культурно и удобно. Люди могут собираться в любой день.

В Каунасе, втором по величине городе республики, есть прекрасная мечеть. Она расположена в центре города, в красивом месте. И её помещений уже порой не хватает, чтоб вместить всех желающих совершить джума-намаз.

Есть молельная комната в городе Клайпеда и две деревянных небольших мечети в сельской местности.

Государство признает ислам как одну из мировых религий. Никаких запретов на строительство минаретов или подобных актов в Литве не появляется. Скорее мы сами не используем все имеющиеся права и возможности.

— Любой умме нужны подготовленные имамы, учителя. У литовской уммы есть кадровая проблема?

— Пока только три человека из наших местных мусульман получили образование и работают имамами. Еще три имама — приезжие братья, они имеют хорошую религиозную подготовку. Но — языковой барьер! Это очень осложняет общение с людьми.

Я хочу обратить внимание на то, что сегодня имаму очень важно интегрироваться в обществе. Очень правильно, когда у человека есть не только религиозные знания, но и какие-либо профессиональные. Или, например, он хорошо знает медицину Пророка (мир ему и благословение). Или разбирается в интернете, технике и так далее. Это приносит большую пользу, привлекает людей.

— Вы отметили, что на государственном уровне соблюдаются права верующих. А как практически в жизни отношение, например, к покрытым девушкам и женщинам? — 

Верующая женщина может помещать в свой паспорт, другой документ фотографию, на которой она покрыта по-мусульмански. Единственное условие — заверенное в муфтияте подтверждение, что девушка или женщина действительно является мусульманкой.

В больших городах нет никаких проблем, если мусульманка соблюдает исламский дресс-код. В провинциях больше любопытных взглядов, но тоже спокойная реакция.

Другое дело, если покрытая мусульманка приходит к потенциальному работодателю. На уровне знакомства все и заканчивается.

Нужно время, чтоб литовское общество сделало серьезный шаг — реально начало относиться с мусульманкам, как к равным гражданам, без фобий и стереотипов.

В других европейских странах этот процесс занял несколько десятилетий. Так что наберемся терпения!

— В малочисленной умме девушке-мусульманке наверно не просто встретить будущего мужа. Помогаете ли вы молодым людям, которые ищут свою половинку? Есть ли возможности способствовать правильному, крепкому религиозному браку?

— У нас действительно девушке-мусульманке не просто выйти замуж за мусульманина. Как мы можем помочь? Если знаем человека, то посоветуем, скажем доброе слово, не откладывая, совершим никях.

Многие ищут свое счастье в интернете. Бывают и виртуальные встречи счастливыми. Но я вижу больше проблем. Много печальных последствий после знакомств в интернете и виртуального «узнавания человека».

Замечу, что и соблюдающему мусульманину не просто найти невесту-соблюдающую мусульманку. Особенно молодым, кто хочет создавать семью в соответствии с религиозными нормами.

Никях в Литве признается официально. В органах власти никаких вопросов, почему и зачем никях? Осталось принять еще один, логически необходимый закон — о признании религиозного развода. Пока такового нет. Почему? Так сложилось, что нормы семейного права в Литве разрабатывались с учетом католического взгляда на недопустимость развода, необходимость пожизненно сохранять брак. Потому пока такая правовая коллизия.

— Мусульманские праздники в российских городах часто сопровождаются шумихой в СМИ, дополнительным полицейским патрулированием в городах. А все потому, что люди не вмещаются в мечетях, верующие вынуждены совершать намаз на улицах ... В Литве, надо полагать, и праздничные дни спокойнее проходят?

— Конечно, в городах не хватает помещений мечетей и у нас в такие дни. В сельской местности все проходит в установленных местах. Люди радуются, что можно совершить праздничный намаз и, альхамдулилля, никаких конфликтов или эксцессов.

Несколько лет назад на праздничный день выпала дата проведения матча по футболу Литвы с Боснией. К нам приехало 10 тысяч боснийских болельщиков, из них большинство мусульмане.

Матч был вечером, а утром они хотели помолиться, выполнить таравих-намаз. Боснийцы прислали своих имамов. Для мусульман были арендованы два стадиона, на них организовали общие намазы. Конечно, в обществе был очень позитивный резонанс. Все прошло очень красиво, организовано, культурно. Полиция была где-то рядом, но она вовсе не потребовалась.

Мы рады, когда приезжают гости и можно проявить гостеприимство и радушие. Очень по-исламски — поддерживать друг друга в будни и праздники.

— Уважаемый муфтий, передавайте сердечный салам мусульманам Литвы и пожелания крепкого имана и роста уммы пророка Мухаммада (мир ему и благословения)!

Беседовала Людмила МИШИНА



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.