Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №153 — Долгое жаркое лето-2014
23.09.2014

Долгое жаркое лето-2014

«Фонари гаснут по всей Европе. Нам уже до конца своих дней
не суждено увидеть их зажженными вновь. Европа станет другой».

Министр иностранных дел Великобритании лорд Эдуард Грей, 3 августа 1914 г.


Убитый 16 августа Расул Гамзатов (второй справа) на IX Мусульманском форуме. Москва. 9 декабря 2013 г.

В августе 1914 года началась Первая мировая война, когда вслед за объявлением войны Сербии Австро-Венгрией 28 июля, между 1 и 4 августа Германия вначале объявила войну России и Франции. 4 августа Великобритания выполнила свои союзнические обязательства по отношению к двум последним странам. Через четверть века континент ждала новая мировая война, когда в ответ на нападение Германии на Польшу Франция и Великобритания объявили войну нацистскому режиму. Для нашей страны большая война началась 22 июня 1941 г., а для США война на Атлантике и Тихом океане стартовала в декабре того же года, когда вслед за Токио войну Вашингтону объявил Берлин.

В последние годы мы также привыкли к тому, что люди и государства все чаще решают свои конфликты при помощи насилия. Гражданская война на Украине, где все растет профессионализм воюющих, количество тяжелых вооружений, а значит и жертв среди гражданского населения, продолжается. Это кровопролитие показывает уже молодому поколению, как хрупок окружающий нас мир. Волна ненависти, охватившая украинское общество в конце прошлого и особенно в начале нынешнего года вылилась в противостояние на Донбассе. Мы еще помним, как в начале конфликта украинская армия и ополченцы старались не применять оружие друг против друга. Но за первыми жертвами неумолимо пошла война без правил, как месть за брата и друга.

При этом нет единства и в рядах православного мира. Украинская Православная Церковь Московского патриархата (УПЦ МП) выступает за возвращение аннексированного Россией Крыма в состав Украины. Об этом на пресс-конференции заявил пресс-секретарь УПЦ МП протоиерей Георгий (Коваленко). «Как граждане Украины мы считаем так же, как и наше правительство и все мировое сообщество: Крым — это территория Украины и он должен быть возвращен», — сказал о.Георгий. Так УПЦ МП прояснила свою позицию после избрания 13 августа 2014 г. митрополитом Киевским и всея Украины митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия. И действительно среди новостей на официальном сайте УПЦ МП (http://pravoslavye.org.ua/) говорится не только о сборе гуманитарной помощи для солдат украинской помощи, воюющих на Донбассе, но и благословении ее духовенством сотрудников МВД, отбывающих в зону антитеррористической операции и «освобожденном от террористов Славянске». Симферопольская и Крымская епархия, на сайте УПЦ МП, рассматривается как ее неотъемлемая часть. Но, пожалуй, самая замечательной надписью является «официальный сайт Симферопольской и Крымской епархии Украинской Православной Церкви Московского патриархата» (см. http://crimea.orthodoxy.su/ на 21 августа 2014 г.). Позволю себе напомнить содержание конституции РФ: «Глава 3. Федеративное устройство. Статья 65. 1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации: Республика Крым... Севастополь — города федерального значения; (В редакции Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. N 6-ФКЗ)».

Однако если УПЦ МП (ок. 12 900 общин) при всей автономии, сохраняет административное единство с РПЦ МП, то на Украине имеется еще целый ряд христианских церквей, никак не связанных с Москвой и занимающих еще более жесткую провластную и проевропейскую позиции. Это Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП, ок. 4 700 общин), Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ, ок. 1 200 общин). Католиков на Украине представляют: Украинская грекокатолическая церковь — УГКЦ (ок. 3 900 общин) и Римско-католическая церковь (РКЦ, ок. 1 100 общин). Кроме того, на 2013 год на Украине насчитывалось 10 613 протестантских церквей. Степень религиозности украинских христиан, особенно на Западе и в Центре, была традиционно выше российских. А на Юге и Востоке (в то же Донбассе) в постсоветский период невиданным цветом распустился протестантизм.

В свое время украинцы, а затем и Украина как государство, получили огромные земли, вне территории Киевской Руси, прежде всего на Юге и Юго-Востоке, земли, которые вынудили покинуть представителей тюркских народов. Земли адыгов на нынешней Кубани были переданы потомкам Запорожского войска. Поэтому в ответ на споры о принадлежности Крыма и вооруженный конфликт на Донбассе в интернете вновь загуляла «карта Украины» 1918 г. Ее суть заключается во включении самопровозглашенной Кубанской республики в состав Украины. По современному административно-территориальному делению России это Краснодарский и Ставропольский края, большая часть Ростовской области и республик Северного Кавказа вплоть до выхода на Каспий на территории Дагестана. Разгромлено это Кубанское государство, признанное Германией, Турцией и Украиной, было Антоном Деникиным как командующим войсками Юга России в ноябре 1919 г. Но идея России, изгнанной из бассейна Черного моря и с гор Северного Кавказа, а в самом радикальном варианте, даже теряющей низовья Волги и выход на Каспий, приобретает новых сторонников. Заметьте, что речь идет не о халифате, а о попытке использовать украинскими националистами и их западными кураторами крымских татар и мусульман Северного Кавказа, а по возможности и российских мусульман Волго-Уральского региона и Западной Сибири.

Однако татары Донбасса традиционно ассоциируют себя с Россией. Есть представитель нашего народа и в правительстве самопровозглашенных республик Донбасса. 7 июня 2014 г. генеральным прокурором самопровозглашенной Донецкой народной республики" стал Равиль Закариевич Халиков. Уроженец села Белозерье Ромодановского района Мордовии, которое исламоеды уже объявили цитаделью «ваххабитов». На первой Чеченской войне он возглавлял следственно-прокурорскую группу Кавказско-региональной прокуратуры по Чечне, является заместителем руководителя межрегиональной общественной организации «Мордовское землячество» (Россия) и постоянно проживал в Москве.

Сразу после провала ГКЧП именно Украина по сути забила последний гвоздь в гроб СССР. 24 августа 1991 года Верховный Совет Украинской ССР принял Акт провозглашения независимости Украины. В нем отмечалось, что ВС УССР «торжественно провозглашает независимость Украины и создание самостоятельного украинского государства — Украина. Территория Украины является неделимой и неприкосновенной. Отныне на территории Украины действуют исключительно Конституция и законы Украины». В феврале этого года Майдан сорвал деятельность по интеграции евразийского пространства. Так почему же такое негодование вызывает стремление части граждан Украины сохранить свою принадлежность к единой экономике, которая была сформирована еще во времена Российской империи? Ведь все прекрасно представляют, что в экономическом пространстве, регулируемом Евросоюзом, для промышленности Донбасса просто нет места, а экономика всей Украины также переживает небывалый с начала 1990-х гг. спад. Но голос разума кажется слишком надолго заглушен бомбежками и артиллерийской канонадой.

Россия переживает достаточно мирные времена, но понимаем ли мы до конца плюсы нашего положения и значение гражданского мира в нашей стране?

«В прошлом году на общественном совете по делам национальностей я заявил, что в Осетии нет борьбы против радикалов и экстремистов ввиду их отсутствия, а в Осетии есть борьба с Исламом».

Хаджимурат Гацалов,
муфтий Северной Осетии, 18 августа 2014 
г.

Эта фраза известного своей сдержанностью муфтия Северной Осетии также получила широкую известность в интернете. Причина ее появления не является секретом: 16 августа был убит заместитель муфтия республики Расул Гамзатов, а 26 декабря 2012 г. состоялось убийство его предшественника Ибрагима Дударова. Мы помним участие Хаджмурата-хазрата и Расула-хазрата на проводимом Советом муфтиев России IX Мусульманском форуме в декабре прошлого года в Москве. Муфтий Северной Осетии тогда сказал: «По моему пониманию, интеграция заключается... в повышении общественного восприятия религиозных догм, в росте уважения к основам религии». В реальности жизнь имамов и интеллектуалов на Северном Кавказе подвергается опасности каждый день в нарушение божественных заветов о святости человеческой жизни.

Член совета при президенте РФ по развитию гражданского общества журналист Максим Шевченко сделал жесткое, но неконкретное заявление: «Я считаю, что на Северном Кавказе действуют эскадроны смерти. Я не знаю, кто их курирует и создает. Их задача — физическое уничтожение интеллектуалов или людей, которые могут стать лидерами общественной консолидации мусульман и интеллигенции». Такого рода трагические события наряду с обысками в медресе, задержаниями молящихся и поисками «сотен тысяч экстремистов», запретами на строительство новых мечетей и создания мусульманских кладбищ в ряде городов создают стабильный негативный информационный фон. И в этом потоке информации уже начинаются теряться действительно важные позитивные события.


9 августа 2014 года при большом стечении верующих в городе Дзержинске состоялось торжественное открытие Соборной мечети

Ведь весь Рамадан был насыщен многими тысяч добрых дел, когда люди реально и стабильно помогали друг другу. Это касается и возможности для неимущих поесть во время ифтаров и продовольственных пакетов для них (фитр-садака), и помощь старикам в поездках в мечеть, и массовые мероприятия для детей и открытие новых мечетей, лекции, проповеди, концерты. 9 августа 2014 года при большом стечении верующих в городе Дзержинске состоялось торжественное открытие Соборной мечети. В торжестве приняли участие губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, председатель Совета муфтиев России муфтий шейх Равиль Гайнутдин.

В этом году численность молящихся в четырех Московских мечетях на Ураза-байрам была равна числу молящихся на Пасху. Но вновь не дается разрешения на строительство ни одной мечети, ни даже создания мусульманского кладбища. При этом полным ходом идет реализация проекта «200 храмов — программа строительства православных храмов в Москве». На сайте проекта (http://temples.ru/200hramov.php) указывается: «Программа-200» реализуется фондом «Поддержки строительства храмов города Москвы» при участии Правительства Москвы. В план программы входит разработка проектов и строительство 200 новых церквей на территории всех округов города. Строительство планируется из расчета одна церковь на 20 тысяч жителей, при нормативе для пешеходной доступности около 1 км.«. Кстати примерно такого норматива 1 церковь на 20 тысяч жителей РПЦ МП достигла, например, в Казани, где тоже есть перекос в сторону храмов в обезлюдевшем центре. Четырех мечетей не хватает даже на московских татар, что живут в городе как минимум со времен Ивана Калиты.


Муфтий шейх Равиль Гайнутдин напомнил о награде, обещанной Всевышним тем, кто строил мечети или участвовал в этом богоугодном деле. Дзержинск. 9 августа 2014 г.

В Москве проблема для мусульман не только где помолиться, но и быть похороненным. Эту историю я слышу уже многие годы. Людей, прошедших десятки лет в Москве, а иногда и уроженцев столицы родственники хоронят в аулах за многие сотни километров от Белокаменной. Совет муфтиев России отправил обращение на имя мэра Москвы Сергея Собянина с просьбой организовать в столице отдельное кладбище для мусульман.

18 августа в понедельник, когда вся российская умма обсуждала убийство Расула Гамзатова, был получен ответ главы столичного Департамента торговли и услуг Алексея Немерюка: «Место готовы выделить, но это не будет собственностью ни муфтия, ни мусульман... отдельные кладбища для какой-либо конфессии мы не предоставляем». Кажется, уважаемый чиновник в Москве никогда не видел кладбищ при церквях и монастырях. Первый раз, когда я прочитал эти слова, мне показалось, что я попал во времена воинствующего атеизма, то ли якобинского, то ли хунвейбинского. В Москве и не только при царях батюшках, которые были одновременно главами Православной церкви, такие кладбища существовали; даже в советские времена люди понимали, что есть кладбища православные, а есть мусульманские (татарские). Вот уж воистину вспоминаешь у Александра Блока: «Чудь начудила, да Меря намерила» или у Александра Галича: «В Москве вообще похоронить трудно. А человека даже труднее, чем собаку. Особенно если человек верующий и не хочет, чтобы его сжигали в крематории. Похоронить в Москве трудно. Убить — легко».

Суть такой политики понятна: некоторым чиновникам не хочется укоренения мусульман в Москве, а мусульманское кладбище будет местом «любви к родному пепелищу, любви к отеческим гробам» (могилам), перефразируя Пушкина. Только в борьбе с мусульманскими кладбищами эти чиновники уподобляются столь нелюбимым им «ваххабитам», которые любят сносить памятники на кладбищах. Старых кладбищ, где храмы и надгробные памятники, указывали на принадлежность к религии и напоминали о страшном суде, очень не любили и большевики.

В своем интервью муфтий Хаджмурат Гацалов указал нам, что все мы предстанем перед Всевышним: «Есть такой „интересный“ человек, которого зовут Роман Силантьев, который года два-три назад сказал: „Интересно, почему в Осетии не убивают ни муфтиев, ни замов, как в других республиках Северного Кавказа?“. После убийства Ибрагима я его поздравил с этим событием, сегодня убивают второго, и вновь его поздравляю. И отвечаю ему: пусть он задумается о Судном дне».

Я желаю каждому из нас долгой жизни и многих благих дел во имя своей Родины, религии и семьи, но советую не забывать, что каждого из нас ждет Судный день и никто из нас не знает дня, когда предстанет перед Творцом.

Дамир МУХЕТДИНОВ,
кандидат политических наук



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.