Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №153 — Ислам и плюрализм анализ некоторых ключевых ошибок в понимании вопроса
23.09.2014

Ислам и плюрализм анализ некоторых ключевых ошибок в понимании вопроса

В наше время очень остро стоит вопрос понимания отношения ислама к плюрализму, к другим мировоззрениям и образам жизни. В понимании данного вопроса (да и, вообще правильного толкования источников Ислама) заметны очень серьезные (методологические) ошибки, как со стороны самих мусульман, так и представителей других мировоззрений, как со стороны ученых (как правило, не имеющих надлежащего религиозного бэкграунда), так и простых граждан.

Парадоксально, но в настоящее время именно некоторая часть мусульман, особенно та категория, которая, не имея знания о методологии толкования Корана и Сунны, селективно, т. е. выборочно «прочитывая» источники ислама, пытается устанавливать свои «шаблоны» и становятся образцами нетерпимости к другим, к любому «инакомыслию», да просто к любому мнению, не соответствующему их «узким» толкованиям.

Остановимся на ключевых методологических ошибках в понимании ислама, в общем, и в понимании отношения ислама к плюрализму, в частности.

Во-первых, любой текст, даже любое выражение, имеющее комплексное строение необходимо рассматривать целостно. Тем более религиозные источники, в частности источники ислама, следует толковать согласно общему духу и контексту этого учения. Чрезвычайно важно целостное понимание религии, а не поверхностное и литеральное «прочтение» и «понимание».

Великий ученый-табийин Суфьян ибн Уяйна предупреждал, что «хадисы являются источником заблуждения для тех, кто не является учеными или факихами» («Аль-хадису мадыллят-ун илля-лиль-гулама/ илля-лиль-фукаха»). Также Имам Ахмад Ханбаль предостерегал, «мусульманин может стать „фасиком“ не правильно понимая хадисы (в частности, если будет следовать тому, что „разрешено делать“) в общем контексте фикха, т. е. религии в целом». Поэтому Имам Суфьян ибн Уяйна призывал следовать ученым, говоря «В признании верующими факихов — безопасность нашей религии, ислама». Истинные исламские ученые не следовали поверхностному смыслу аятов и хадисов, они следовали «фикху» — целостному и комплексному пониманию источников ислама и реалий окружающей жизни.

Во-вторых, ни в коем случае нельзя прибегать к «селективному» (т. е. выборочному) чтению, при котором «ситуативные» положения Корана и Сунны могут быть приняты в качестве мировоззренческих принципов.

Если понимать фикх (будь то в широком смысле, либо в узком смысле), то в мировоззренческих аятах речь идет об основополагающих ценностях относящихся к человеческой жизни. То есть о таких принципах как признание священности жизни и свободы выбора, право на безопасность, мирное сосуществование, которые являются основополагающими и мировоззренческими положениями в Коране и Сунне. А «ситуативными» являются положения, обусловленные существованием только определенных неординарных условий, такие как применение силы, ведение вооруженной борьбы. Согласно правильной методике толкования Корана и Сунны, все ситуативные положения должны толковаться только в свете мировоззренческих, несущих в себе милость, милосердие и справедливость.

Одним словом, «принцип мирного сосуществования» закреплен аятами Корана характеризуемыми как «мировоззренческие», которые отличаются от «ситуативных аятов», обусловленных существованием определенных неординарных условий. То же самое касается и хадисов.

В-третьих, следует особо отметить другую методологическую «ошибку». К сожалению, жизнеописание Пророка Мухаммада (мир ему) преподносят как «историю-жизнеописание и историю военных походов» («сира-уаль магази»), тем самым создавая впечатление, будто вся жизнь Посланника Аллаха (мир ему) прошла или в военных походах или же в подготовках к ним. Классических авторов прошлых веков можно понять, так как периоды времени, в которых они жили, как правило, были периодами войн, походов, в общем, военных эпопей. Но в деле преподнесения ислама и самое главное в понимании сущности учения ислама и сущности распространения ислама данный метод не выдерживает критики. Если руководствоваться сухой статистикой из жизни Пророка Мухаммада (мир ему) и периода первого поколения мусульман, то доподлинно известно, что из восьми тысяч (8000) дней миссии пророчества (начиная возрастом 40 лет кончая кончиной на 63-м году жизни), в общей сложности всего лишь три (3!) дня были проведены непосредственно в боевых действиях. Т.е. исламская цивилизация была основана в период жизни Посланника Аллаха (мир ему) за восемь тысяч (8000) дней из которых семь тысяч девятьсот девяносто семь (7997) дней были мирными (!) и это в седьмом веке, будучи окруженным племенами и народами, которых можно отнести к «варварским» или «имперским».

В-четвертых, следует понимать «сущность» веры с позиции ислама, а не с призмы политической идеологии или модернизма. Как пояснил великий ученый-муфассир Тафтазани «иман (вера) — является светом („нур“) вложенным Всевышним в „сердце“ человека после того, как этот человек выбрал его (иман) своей свободной волей». Естественно, что «использование силы воли» — означает полное право на выбор и не приемлет насилия или принуждения, скорее наоборот, любое принуждение вызывает или отвращение или же ведет к лицемерию.

Теперь приведем примеры неверно толкуемых аятов и хадисов. На сайтах, распространяющих радикальные идеи, которые основаны на неверных толкованиях Корана и Сунны можно заметить несколько «ключевых» аятов и хадисов, используемых в целях преподнесения ислама как религии «жестокости, нетерпения и мракобесия», приказывающей сражаться с неверными, убивать их, грабить, а также убивать в т. ч. вероотступников из числа мусульман. Аналогичную информацию, но распространяемую с другими целями можно встретить у исламофобов и ориенталистов.

Сура № 2, аят 193: «Воюйте с ними, пока не закончится „фитна“ смута [пока не вернется всё на круги своя] и пока религия не будет принадлежать Богу...».

Смысл этого аята преподносят так, будто «мусульманам приказывается «воевать» до тех пор, пока не исчезнет «безверие» (радикалы используют при переводе слова «фитна» термин «куфр» и утверждают, что «воевать до тех пока не исчезнет «куфр») и не восторжествует вера в Аллаха. Но, это неверное толкование, ибо использованное в этом аяте слово «фитна» никак не следует толковать в смысле «неверие» (т. е. «куфр»). К сожалению, в некоторых изданиях на русском языке употреблено именно это слово. Слово «фитна» в данном аяте употреблено в смысле «преследования и репрессии язычников Мекки». Причина ниспослания аята и контекст аята также говорят об этом. Хотя в Коране слова «фитна» и «аль-фитна» употребляются 34 раза, производные этого слова 26 раз, ни в одном месте в Коране слово «фитна» не употребляется в смысле «неверие», т. е. «куфр». (смотрите Суюти, Иткан фи Улум-иль Куран, 1, 186; Ибн Манзур, XIII, 317–320; Фирузабади, Камус-уль Мухит, стр.1575)

Следовательно, согласно мнению большинства
ученых данный аят следует понимать как «Ведите борьбу с ними, пока они не перестанут преследовать (истязать) вас ...». Т.е. данный аят ситуативный, обусловленный существованием определенных неординарных условий, но никак не мировоззренческий.

Приведем другие ситуативные ниспосланные в связи с определенными «неординарными» обстоятельствами (в первую очередь военные действия против общины Пророка).

Сура № 9, аяты 4–5 в которых мусульманам прика‑
-зывается «воевать и убивать язычников до тех пор, пока они не покаются, не начнут совершать молитву и давать закят», относятся только к тем арабским язычникам, которые вероломно напали на мусульман и нарушили Худайбийский договор, а не ко всем язычникам. Не говоря об общем контексте Корана и Сунны, этот смысл вытекает из контекста самой суры № 9 и причин ниспослания рассматриваемых аятов.

Сура № 9, аят 29 также довольно часто неверно растолковывают как радикалы, так и ориенталисты-исламоведы. Они утверждают, что якобы настоящее отношение ислама к «Людям Писания» проявляется в этом аяте. Данный аят гласит: «Сражайтесь с теми из людей Писания, кто не верует ни в Аллаха, ни в Судный день, кто не считает запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, кто не следует истинной религии, до тех пор, Пока они вам дань платить не станут Своею собственной рукой, в смирении покорном». Согласно мнению исламских ученых, 29-й аят суры № 9 толкуют при помощи 190-го аята суры № 2 (сура «Бакара»): «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте (границ дозволенного). Воистину, Аллах не любит преступающих (границы)». Т.е. условием вступления в вооруженное столкновение с людьми Писания является их агрессия или, как минимум, объявление ими войны. Пророк Мухаммад никогда не вступал в войну до тех пор, пока его не вынуждали сделать это.

Ни один ситуативный аят не отменяет, не аннулирует основополагающие принципы, выраженные в мировоззренческих аятах, такие как отсутствие принуждения в религии (сура № 2, аят 256), призыв к пути Господа с мудростью и добрым увещеванием (сура № 16, аят 125), призыв к ведению спора наилучшими (гуманности и справедливости) методами (сура № 29, аят 46; сура № 16 аят 125) и т. д.

Мы полагаем, что правильно понять и донести до других вопрос верного понимания источников ислама стало своего рода обязанностью верующих в наше время. Ибо одним из самых больших врагов (если и не самым большим) — современных мусульман является неверная методология понимания ислама и его преподнесения другим. Не стоит забывать, что классические исламские ученые подчеркивали, что религия несет в себе пять целей: защита веры, защита жизни (жизнь священна), защита потомства (защита семьи, а также материального и духовного блага для будущих поколений), защита разума (включая свободу выбора, так как без свободы выбора «разум» не может быть полноценным «разумом») и защита имущества.

Галым Жусипбек,
доцент кафедры «Международные отношения»,
Университет имени Сулеймана Демиреля,
Алматы, Казахстан

 



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.